Премия Рунета-2020
Новосибирск
-15°
Boom metrics
Звезды12 марта 2015 5:45

Новосибирский режиссер Тимофей Кулябин: Особенно я благодарен тем, кому «Тангейзер» не понравился

Театральный постановщик, которого оправдал новосибирский суд, выступил с открытым письмом к своей группе поддержки
Режиссер Тимофей Кулябин, которого оправдал новосибирский суд, выступил с открытым письмом к своей группе поддержки.

Режиссер Тимофей Кулябин, которого оправдал новосибирский суд, выступил с открытым письмом к своей группе поддержки.

Фото: Влад КОМЯКОВ

Режиссер оперы «Тангейзер», которая вызвала споры между православными и театралами, написал открытое письмо. В нем он благодарит всех тех людей, которые его поддерживали во время суда. Напомним, Кулябина, а также директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича судили по административной статье «осквернение предметов религиозного почитания».

- Прежде всего я хочу поблагодарить всех, кто выразил театру и мне поддержку во время этого судебного разбирательства, - пишет Тимофей Кулябин. - Коллегам, которые написали невероятные по силе и точности письма солидарности, критикам и журналистам, которые не дали этому делу пройти «по-тихому», тысячам людей, которые подписывали петиции и распространяли информацию в интернете. И суду, который внял логике и здравому смыслу. Особенную признательность я испытываю к тем, кто видел постановку «Тангейзера» и кому она не понравилась, но кто, несмотря на эстетические претензии, вступился за право художника на свободу самовыражения. Я постараюсь выразить эту благодарность всем тем, с кем я знаком лично или виртуально. Теперь я могу прокомментировать ситуацию не в рубрике «речь обвиняемого» и это главная победа профессионального сообщества, которая меня воодушевляет и радует. Поскольку нет ничего более унизительного, чем объясняться перед судом и следствием за свое произведение. Я очень надеюсь, что эта волна профессиональной и общественной поддержки, как и постановление суда, позволят избавить многих моих коллег по цеху от подобного рода инцидентов. Я прекрасно понимаю, что и «Тангейзер» как спектакль, который видели пока менее 4 тысяч человек (а петицию подписали больше 40 000), и «скандальный Тимофей Кулябин» получили на волне этих событий невероятный, так сказать, PR, которого ни я, ни спектакль, возможно, не заслуживали и уж точно не провоцировали. Еще раз хочу подчеркнуть, что все художественные решения, родившиеся в работе над постановкой, были продиктованы исключительно содержанием оперы Вагнера, которое я пытался донести до зрителя. Там не было провокации или желания намеренно скандализировать публику. И когда я говорю, что решение суда было справедливым, в этом нет ни толики лукавства, поскольку обвинения были абсурдными и бездоказательными. Это победа не конкретного спектакля, и не конкретного режиссера, но победа уважительного диалога над агрессией, победа здравого смысла над ультра-радикализмом. Большинство вступившихся за «Тангейзера» коллег и экспертов ратовали за то, чтобы дискуссия вернулась в профессиональное и общественное пространство. Борьба шла именно за это, и именно это удалось отстоять. Эстетические и этические диспуты еще впереди, и они, наверняка не будут простыми ни для сторонников, ни для противников спектакля. Но сам факт того, что никто из участников этой дискуссии не будет находиться под угрозой административного и уголовного преследования – это принципиально важная ступень в становлении современного российского искусства.

Напомним, что несмотря на оправдательный приговор по административной статье, в следственном комитете продолжают проверку уже по уголовной статье «оскорбление чувств верующих». Директор Новосибирского оперного Борис Мездрич признается, что в зале, где будут показывать «Тангейзера» на этих выходных намечается аншлаг:

- Спектакль назначен на 14 и 15 марта, продажа билетов на него уже идет, зал на 1774 места на оба дня уже практически заполнен, - говорит Мездрич.

При этом в интервью «Комсомолке» он заявил, что не исключает каких-то изменений во время показа. Например, может исчезнуть скандальный баннер, на котором Христос был изображен между ног у голой женщины.

Православные активисты свое поражение просто так не намерены принимать. 14 марта они собираются устроить пикет у стен театра, где будет идти опера.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Противники «Тангейзера» собираются пикетировать Оперный театр в день премьеры

Православным активистам показалось мало провести тысячный митинг в центре Новосибирска. Следом они готовят пикет - прямо у дверей Новосибирского оперного театра в день спектакля.

- Мы подали в мэрию уведомление о пикете у входа в оперный театр 14 марта с 16.00 до 19.00 на 300 человек, - рассказал "Комсомолке" Алексей Лобов, координатор движения "Русский щит". - Пикет против умышленной провокационной постановки Тимофея Кулябина, против оскорбления чувств верующих и классического искусства (подробности)

КОНКРЕТНО

Что не так в "Тангейзере"?

На оперу в прокуратуру пожаловался митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Там провели проверку и решили, что слишком вольно люди искусства интерпретировали Вагнера: вывели на сцену нового персонажа - Христа - да еще и показали его предающимся плотским утехам с Венерой, надругавшись над евангельским образом. А это между прочим уже административная статья: "Умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания" и без пяти минут уголовная - "Оскорбление чувств верующих".

- Состав преступления по административной статье на наш взгляд есть, будем настаивать на штрафе директору театра Борису Мездричу, который допустил постановку, в 100 тысяч рублей, а также режиссеру "Тангейзера" Тимофею Кулябину. И, если суд поддержит нашу позицию, будем требовать вообще снять спектакль с репертуара, - категоричен заместитель прокурора Новосибирска Игорь Стасюлис. - Что касается возбуждения уголовного дела, то сейчас этот вопрос решают в Следственном комитете.

ЗА И ПРОТИВ

«ХУЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Я НЕ ВИДЕЛ В ЖИЗНИ»

Директор оперного Борис Мездрич накануне суда в интервью «Комсомолке» в свое оправдание сказал:

- Прежде чем делать вывод, сходите и посмотрите. От зрителей мы не получили ни одного письма с плохим отзывом на «Тангейзера»...

Но так ли это? В книге отзывов, которую хранит администратор оперного театра, все-таки нашлись две жалобы от недовольных зрителей. С одной стороны это капля в море, при условии, что постановку за два дня премьеры увидели 3474 человека. С другой, положительных отзывов в книге вообще нет.

- Хуже представления я не видел в своей жизни, - пишет Олег. Почерк мужчины прыгает, будто возмущаясь увиденному вместе с автором письма. - Голые женщины на сцене. Оперный театр - это все-таки высокое искусство и в нем не место голым телам. Я уже не знаю, водить ли мне ребенка к вам в театр. Следующим шагом у вас будут - «Три поросенка», которые трясут голыми грудями!

- Вагнер скорее всего уничтожил бы вас! Вы - безграмотный персонаж современной вакханалии! Тимофей, образумьтесь и прекратите издеваться над шедеврами классика, над публикой, - это вразумляет режиссера музыковед Марина Бусик-Трофимук (подробности)

«НЕ ХОЧЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ВО ВРЕМЕНА ЦЕНЗУРЫ»

У «Тангейзера» есть, конечно, не только противники, но и защитники. Их тоже целая армия. Большинство театральных критиков на стороне режиссера и директора оперного. Российская интеллигенция, сочувствуя Кулябину и Мездричу, пишет открытые письма. БГ считает, что обвинительный приговор мог бы стать началом эпохи новой Инквизиции. Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей России пишет статью под заголовком «Не хочется возвращаться во времена цензуры»:

«По заявлению Митрополита Тихона против директора театра Б.М. Мездрича и режиссера возбуждено административное дело об осквернении религиозной символики. И сейчас проверкой этого дела уже занимается Следственный комитет и дело может обрести уголовный характер (?!). Как и митрополит Тихон, я спектакля не видел, и может быть, что посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера. Даже допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные. Но и в этом случае, единственное, что я могу предложить - это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение. Я с огромным уважением отношусь ко всему институту церкви, но я убежден, что поднятый скандал не будет способствовать объединению нашего общества — к чему стремимся мы все, и прежде всего, церковь. Церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры или других судебных органов. Свое отношение церковь высказала, и это мнение может услышать паства (подробности)