Премия Рунета-2020
Новосибирск
+26°
Boom metrics
Общество10 марта 2015 4:36

Оперу "Тангейзер" может спасти документ Архиерейского собора о богохульстве

Борис Мездрич, которого судят за постановку в Новосибирском оперном театре, ссылается на церковные законы, согласно которым суд - последнее дело в споре о вере

Фото: Влад КОМЯКОВ

Второй акт суда над директором Новосибирского оперного Борисом Мездричем собрал еще больше зрителей (о первом заседании читайте здесь): из-за чего в зале то и дело открывают форточки, иначе можно задохнуться. Обвиняемый в "умышленном осквернении предметов религиозного почитания" не смотря на все - спокоен. На суд Мездрич пришел с двумя адвокатам и группой поддержки в виде коллег и части журналистов. По другую сторону баррикад тоже народа хватает - прокуратура, священнослужитель, культуролог, она же оскорбленный зритель "Тангейзера", православные активисты. Суд начал с опроса доктора Богословия Бориса Пивоварова, который запомнился своей речью во время слушаний по режиссеру постановки Тимофею Кулябину, так, например, он отвечал на вопрос, как образ актера - оперного певца, играющего Иисуса, мог оскорбить верующих:

- Он полноват, это не его вина, конечно, такой нашли голос, но он полноват. Да и как его нарядили: у него и хитон, и парик... Это совершенно однозначно образ Христа. Только в традиционных изображениях Христос был как аскет. А здесь фигура полноватая, и он старше, чем Христос, но мы знаем, что есть такие оперы, где актриса может исполнять роль молодой героини, хотя ей уже 50–60 лет, тут голос важен. <...> Там (на баннере - Прим. авт.) используется метод наложения сакрального на неприличное, если не сказать на порнографическое. И вот этот метод наложения сакрального, священного на неприличного, это как раз то, что больше всего может встряхнуть человека. Это понятно, это сознательный прием, но это как раз и является нарушением духовно-нравственных законов общества, которое еще отличает белое от черного.

Борис Мездрич (справа) пришел на суд с двумя адвокатами.

Борис Мездрич (справа) пришел на суд с двумя адвокатами.

Фото: Влад КОМЯКОВ

Сегодняшняя речь доктора богословия, в принципе, ничем не отличалась от предыдущей. А вот директор оперного внезапно решил обратиться к церковным документам, именно они, похоже, могут спасти создателей "Тангейзера" от штрафа (и директору театра, и режиссеру грозит до 200 тысяч рублей). Борис Мездрич процитировал материалы Архиерейского Собора от 2011 года: "Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви". А там черным по белому написано:

- В случаях оскорбления Бога или святыни в публичном пространстве важно, чтобы уполномоченные Синодальные или епархиальные церковные органы давали квалифицированную оценку данному акту и определяли способы противодействия богохульству в конкретном случае.

Музыковед Марина Бусик-Трофимук выступает на суде против Бориса Мездрича.

Музыковед Марина Бусик-Трофимук выступает на суде против Бориса Мездрича.

Фото: Влад КОМЯКОВ

Далее перечисляются меры, которые должны принять представители церкви: это переговоры, разъясняющие публикации в СМИ, пикеты и только предпоследний пункт - обращение в суд. Крайняя же мера - "предание каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами". Борис Мездрич заверяет, что переговоров с РПЦ не было, о чем он ранее заявлял в интервью "Комсомолке":

- К сожалению, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, не видя спектакля, посчитал, что мы задеваем чувства верующих, при этом он даже не встретился с нами, не сказал нам об этом. Мы вообще об этой проблеме из СМИ узнали! В итоге мы имеем общественное возбуждение, административные дела, какие-то разговоры вокруг постановки. Я не думаю, что целью письма являлись такие последствия - это не миссия церкви, как я ее понимаю. Мне кажется, было бы лучше, если бы мы решили этот вопрос спокойно, при личной встрече, в порядке дискуссии. Она не была бы длительной. Надо было просто поговорить... Я был бы не против, если бы он посетил и посмотрел спектакль. Мы все-таки не постеры выпускаем. Как можно судить по одному баннеру? Надо оценивать работу в целом. Спектакль на самом деле о вере и нравственности - об этом! Прежде чем делать вывод, сходите и посмотрите. От зрителей мы не получили ни одного письма с плохим отзывом на «Тангейзера»...

Тем временем, в Центральном суде Новосибирска закончили выступать эксперты-религиоведы по делу директора оперного театра Бориса Мездрича. Так, по словам историка религии Бориса Фаликова, Христос, нарисованный на баннере (он изображен распятым между ног голой женщины), не может быть предметом религиозного почитания, так как не был освящен, а также не был вовлечен в церковные обряды, это не более, чем театральная бутафория, за которую судить нельзя:

- Это вымысел внутри вымысла. Образ Христа дважды извлечен из религиозного контекста, образ в постановке не имеет отношения к евангельскому, это вымысел двойной дистилляции. Кулябин не хочет никого обидеть, наоборот, он протягивает руку РПЦ для диалога, а в ответ получает обиды, - заявил Фаликов (подробности)

"Комсомолка" следит за ходом судебного процесса.

КОНКРЕТНО

Что не так в "Тангейзере"?

На оперу в прокуратуру пожаловался митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Там провели проверку и решили, что слишком вольно люди искусства интерпретировали Вагнера: вывели на сцену нового персонажа - Христа - да еще и показали его предающимся плотским утехам с Венерой, надругавшись над евангельским образом. А это между прочим уже административная статья: "Умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания" и без пяти минут уголовная - "Оскорбление чувств верующих".

- Состав преступления по административной статье на наш взгляд есть, будем настаивать на штрафе директору театра Борису Мездричу, который допустил постановку, в 100 тысяч рублей, а также режиссеру "Тангейзера" Тимофею Кулябину. И, если суд поддержит нашу позицию, будем требовать вообще снять спектакль с репертуара, - категоричен заместитель прокурора Новосибирска Игорь Стасюлис. - Что касается возбуждения уголовного дела, то сейчас этот вопрос решают в Следственном комитете.

ЗА И ПРОТИВ

«ХУЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Я НЕ ВИДЕЛ В ЖИЗНИ»

Директор оперного Борис Мездрич накануне суда в интервью «Комсомолке» в свое оправдание сказал:

- Прежде чем делать вывод, сходите и посмотрите. От зрителей мы не получили ни одного письма с плохим отзывом на «Тангейзера»...

Но так ли это? В книге отзывов, которую хранит администратор оперного театра, все-таки нашлись две жалобы от недовольных зрителей. С одной стороны это капля в море, при условии, что постановку за два дня премьеры увидели 3474 человека. С другой, положительных отзывов в книге вообще нет.

- Хуже представления я не видел в своей жизни, - пишет Олег. Почерк мужчины прыгает, будто возмущаясь увиденному вместе с автором письма. - Голые женщины на сцене. Оперный театр - это все-таки высокое искусство и в нем не место голым телам. Я уже не знаю, водить ли мне ребенка к вам в театр. Следующим шагом у вас будут - «Три поросенка», которые трясут голыми грудями!

- Вагнер скорее всего уничтожил бы вас! Вы - безграмотный персонаж современной вакханалии! Тимофей, образумьтесь и прекратите издеваться над шедеврами классика, над публикой, - это вразумляет режиссера музыковед Марина Бусик-Трофимук (подробности)

«НЕ ХОЧЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ВО ВРЕМЕНА ЦЕНЗУРЫ»

У «Тангейзера» есть, конечно, не только противники, но и защитники. Их тоже целая армия. Большинство театральных критиков на стороне режиссера и директора оперного. Российская интеллигенция, сочувствуя Кулябину и Мездричу, пишет открытые письма. Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей России пишет статью под заголовком «Не хочется возвращаться во времена цензуры»:

«По заявлению Митрополита Тихона против директора театра Б.М. Мездрича и режиссера возбуждено административное дело об осквернении религиозной символики. И сейчас проверкой этого дела уже занимается Следственный комитет и дело может обрести уголовный характер (?!). Как и митрополит Тихон, я спектакля не видел, и может быть, что посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера. Даже допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные. Но и в этом случае, единственное, что я могу предложить - это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение. Я с огромным уважением отношусь ко всему институту церкви, но я убежден, что поднятый скандал не будет способствовать объединению нашего общества — к чему стремимся мы все, и прежде всего, церковь. Церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры или других судебных органов. Свое отношение церковь высказала, и это мнение может услышать паства (подробности)

А В ЭТО ВРЕМЯ

Олег Табаков: «Я призываю остановить травлю режиссера и театра!»

За коллег вступился и Олег Табаков, худрук театров «МХТ им. Чехова», «Табакерки», актер, режиссер и педагог. Его слова опубликованы на официальном сайте возглавляемого им театра, на площадке которого он впервые делает что-либо подобное.

«Тимофей Кулябин поставил в Новосибирском театре оперы и балета спектакль «Тангейзер». Я не видел спектакля, впрочем, как и те, кто пожаловался на него в прокуратуру. Но сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу (подробности)