Премия Рунета-2020
Новосибирск
-1°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
7 ноября 2023 14:48

«Не приземлились в Омске – плохо, сели в поле – хорошо»: пилот проанализировал выводы Росавиации о посадке самолета под Новосибирском

Самолет, севший в поле под Новосибирском, может не вернуться в авиацию
Пилоты не долетели до Новосибирска около 180 километров. Фото: МЧС/ Анна ПАШАГИНА.

Пилоты не долетели до Новосибирска около 180 километров. Фото: МЧС/ Анна ПАШАГИНА.

Напомним, 12 сентября почти повторилось легендарное «чудо на кукурузном поле», только не под аэропортом Жуковским, как в 2019 году, а под Новосибирском. И не из-за попавших в винты чаек, а из-за отказа гидросистемы

Авиакомпания по стечению обстоятельств одна и та же - «Уральские авиалинии». У «Аэробуса», летевшего по маршруту Сочи - Омск, уже при подлете к пункту назначения отказала гидравлика. Экипаж решил «тянуть» до запасного аэродрома в Новосибирске, где длиннее взлетно-посадочная полоса (3,5 км против омской 2,5), ведь тормозной путь увеличивается при нештатной ситуации. Но потом стало понятно: топлива до Толмачево не хватит. Причина - не убранные шасси, которые увеличили сопротивление воздуха и, соответственно, расход.

На борту было шесть членов экипажа ( крайний справа — командир воздушного судна Белов) Фото: пресс-служба «Уральских авиалиний»

На борту было шесть членов экипажа ( крайний справа — командир воздушного судна Белов) Фото: пресс-служба «Уральских авиалиний»

Командир воздушного судна Сергей Белов и второй пилот Эдуард Семенов решили сажать самолет прямо в поле. И лайнер пробороздил полосу среди пшеницы в Убинском районе Новосибирской области. Слава богу, благополучно: 161 пассажир и 6 членов экипажа не пострадали.

Сейчас борт до сих пор находится в Сибири, в двух километрах от ближайшей деревни Московка.

Вокруг него оградили примерно 40 гектаров земли и дожидаются морозов, чтобы залить полосу - предстоит еще одна беспрецедентная операция, по взлету в «полевых условиях».

Сейчас борт находится за ограждением. Фото: пресс-служба «Уральских авиалиний».

Сейчас борт находится за ограждением. Фото: пресс-служба «Уральских авиалиний».

Виноваты люди или техника? Расследование, безусловно, еще не закончено, но готовы результаты - первые расследования инцидента Росавиацией.

Итак, какие выводы сделаны? Если коротко, основных пунктов четыре:

- Гидравлика отказала из-за нарушения целостности в месте заделки гибкого шланга (по которому течет гидрожидкость. - Ред.).

- Экипаж вовремя не сориентировался, что из-за шасси запас топлива ограничен, и принял решение лететь на слишком большое расстояние.

- При этом омской полосы хватило бы для торможения.

- А вот решение садиться в поле, напротив, оказалось в тот момент единственно верным.

Чтобы самолет взлетел, поле в морозы зальют водой. Фото: пресс-служба «Уральских авиалиний».

Чтобы самолет взлетел, поле в морозы зальют водой. Фото: пресс-служба «Уральских авиалиний».

САМОЛЕТ ВРЯД ЛИ ДАЛЬШЕ БУДЕТ ВОЗИТЬ ПАССАЖИРОВ

Эти выводы мы попросили прокомментировать заслуженного пилота России Юрия Сытника.

- Кроме того, что длины основной полосы в Омске вполне хватило бы для посадки, в Омске есть военная полоса, длиннее на 500 метров, и пилоты могли бы сесть туда. Не было у них необходимости лететь в Новосибирск. Почему же тогда они приняли такое решение? Могу только предположить, что Новосибирск, если судить по расшифровке их переговоров, - единственный из ближайших запасных аэропортов, где есть специализированная ремонтная бригада. То есть самолет быстро привели бы в порядок, и они бы вернулись обратно. Иначе бы им пришлось ждать несколько часов, пока начнется ремонт.

- А как пилоты могли ошибиться в расчетах топлива?

- Экипаж не учел, что самолет после отказа гидравлики летел с выпущенным шасси, расход топлива был больше, чем при обычном полете. Почему они не поняли это, когда еще была возможность вернуться в Омск? Теперь разобраться в этом предстоит прокуратуре и Следственному комитету. Что касается поля: второй пилот действительно верно выбрал хороший участок для посадки. А лично от себя я хочу сказать спасибо хозяину поля, который так хорошо его обрабатывал, что там смог сесть самолет.

Посадка, по словам пассажиров, прошла даже мягче, чем на аэродроме.

Посадка, по словам пассажиров, прошла даже мягче, чем на аэродроме.

Фото: Анна ПАШАГИНА

- Что может быть с самолетом дальше?

- Думаю, использоваться в гражданской авиации он вряд ли сможет. Да, серьезных внешних повреждений нет, но когда самолет начнут осматривать на заводе, скорее всего будут недочеты креплений крыльев, шасси. Также придется менять двигатели, переднюю стойку шасси (согласно выводам Росавиации, все колеса тоже. - Авт.). И летать со скоростью 500 км/ч он просто не сможет. Сейчас авиакомпания ждет морозов, чтобы после непродолжительного ремонта летчик-испытатель смог поднять самолет в воздух и на скорости примерно 260 километров в час на высоте около двух тысяч метров долететь до Новосибирска. Борты гражданской авиации летают на высоте в пять раз больше.

Тормозной путь у самолета был 1,5 километра.

Тормозной путь у самолета был 1,5 километра.

Фото: Анна ПАШАГИНА

КСТАТИ

Старший бортпроводник: «Ко мне, прыгайте, съезжайте, убегайте!»

В соцсетях а затем в выпусках новостей было показано то, что происходило уже после приземления. Опасность миновала, люди пришли в себя… А вот в полете на борту обстановка была на самом деле напряженной. Это видно из рассказа (он содержится в отчете) старшего бортпроводника Дарьи Глушковой:

«Через 30 - 40 минут после объявления об уходе на запасной аэродром КВС (командир воздушного суда) повторно вызвал меня в кабину и сообщил, чтобы мы готовили пассажирскую кабину к подготовленной аварийной посадке. Далее мы пересадили пассажиров, которые согласились нам помочь, к аварийным выходам.

Потом я объявила пассажирам: сейчас сядьте прямо и застегните ремни безопасности, подтяните их по размеру. Изучите инструкцию и следуйте всем командам, которые вам будет давать экипаж. При посадке может быть несколько ударов, оставайтесь в безопасной позе до новых команд…

… После посадки дверь открылась примерно на 10 сантиметров: мужчина из числа пассажиров смог открыть ее полностью. Потом надулся трап, я крикнула «Ко мне, прыгайте, съезжайте, убегайте». Потом мы собрали всех пассажиров на безопасном расстоянии, я спросила, нужна ли первая медицинская помощь. Все отказались».

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Сразу после ЧП с самолетом Новосибирский следственный отдел на транспорте возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

- Согласно этой статье, минимум, что грозит пилотам, - штраф от 100 до 300 тысяч рублей, максимум - до двух лишения свободы и запрет занимать определенные должности на срок до трех лет. Но следствие еще продолжается. Какое решение будет принято, пока предугадать сложно, - объясняет адвокат Михаил Спиридонов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Летим, летим... Там видно будет, что делать»: опубликована возможная расшифровка переговоров пилотов, посадивших самолет в поле под Новосибирском

Приводим ее полностью (подробнее)

«У командира дрожали руки – там кругом болота»: о чем не рассказали летчики, чудом посадившие самолет в поле под Новосибирском

Глава Убинского района назвал чудом приземление самолета на поле среди болот (подробнее)

«На борту были 23 ребенка»: что известно о ЧП с самолётом, который сел в поле под Новосибирском

Рассказываем все подробности про чп с самолетом, который сел в поле в Новосибирской области (подробнее)

К ЧИТАТЕЛЯМ

Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию

Редакция (383) 289-91-00

Viber/WhatsApp 8-923-145-11-03

Почта kp.nsk@phkp.ru

ВКонтакте Одноклассники Твиттер

Также наши сообщества есть в Телеграм и Viber