Премия Рунета-2020
Новосибирск
+13°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
19 сентября 2023 11:46

«В Новосибе — база, наши договорятся»: появилась расшифровка черного ящика самолета, севшего в поле

Появилась расшифровка черного ящика самолета, севшего в поле под Новосибирском
Пилоты сели в поле, не долетев совсем немного до Новосибирска. Фото: МЧС/ Анна ПАШАГИНА

Пилоты сели в поле, не долетев совсем немного до Новосибирска. Фото: МЧС/ Анна ПАШАГИНА

Аварийный Airbus все еще возвышается массивной «скульптурой» на пшеничном поле в Сибири. Он летел из Сочи в Омск, но из-за сломанной гидросистемы экипаж выбрал запасной аэродром в Новосибирске. А затем и вовсе посадил машину посреди села. Самолет останется здесь надолго. Пока СК работает над причинами аварийной посадки «Аэробуса», на профильных авиационных форумах идет свой разбор произошедшего. Сейчас, например, обсуждают возможные записи с черных ящиков. Мы показали их эксперту, чтобы понять, что случилось во время рейса Сочи-Омск.

Расшифровку с «черного ящика» - того самого, что записывает разговоры в кабине, пересылают друг другу пилоты. Один из них скинул текст и в «КП». За подлинность ручаться не можем. Может, этот диалог – фейк (кстати, в Следственном комитете нам заявили, что в их распоряжении записей с черного ящика еще нет, ждут ее от Росавиации). Но, все же, давайте изучим эту «улику». Печатаем, сокращая нецензурную лексику.

Борт сейчас стоит в поле. Фото: пресс-служба «Уральских авиалиний».

Борт сейчас стоит в поле. Фото: пресс-служба «Уральских авиалиний».

Второй пилот (В): - Командир, что делать будем?

Командир воздушного судна (К): В Новосиб пойдем.

Борт приземлился у Московки. Фото: пресс-служба «Уральских авиалиний».

Борт приземлился у Московки. Фото: пресс-служба «Уральских авиалиний».

В: - (Зачем - здесь и далее в скобках цензурный аналог)? Сесть же здесь можно, я посчитал, все проходит.

К: - Ага, и заторчим на сутки, пока бригаду пришлют, а в Новосибе - база, наши договорятся, отремонтируют за три часа, домой полетим. Отказ-то - (ерунда).

В: - Слушай, Серега, может - в Тюмень? Она ближе?

К: - (Что) там делать,? Там тоже базы нет.

Посадка, по словам пассажиров, прошла даже мягче, чем на аэродроме.

Посадка, по словам пассажиров, прошла даже мягче, чем на аэродроме.

Фото: Анна ПАШАГИНА

В: - Слушай, а керосина хватит?

К: - Керосина до ж…пы, еще тонна останется

В: - Так у нас же шасси не убраны.

К: - Да и (черт) с ними! Видишь, остаток пишет - 800 килограмм. Тем более, посадка с курса.

Командир решил искать место посадки в поле.

Командир решил искать место посадки в поле.

Фото: Анна ПАШАГИНА

И, как показало случившееся, попытка добраться до Новосибирска оказалась рискованной. Топлива - мало, и садиться пришлось в поле.

- Есть версия, что пилоты неправильно рассчитал расход топлива. Это, конечно, нужно проверять. И тогда решение садиться до того, как остановится двигатель, прямо в поле, конечно, было правильным. Но пилоты могли сами загнать себя в эту ситуацию. Решение уходить на запасной аэродром в Новосибирске надо разбирать в деталях, - говорит эксперт Агентства «Безопасность полетов», генеральный директор компании «Ранавиа» Андрей Патраков. – Аргумент – в Омске полоса короче на 500 метров, а при отказе гидросистемы полоса торможения может быть больше. Однако, в Омске был еще один аэродром – военный, с большей полосой, чем гражданский. Но его (судя по записи) даже не стали рассматривать. Да, это требовало бы согласования, но у экипажа было время, они могли висеть там. Полет на 600 километров в Новосибирск занимал бы у них почти час. То есть полчаса они спокойно могли себе позволить висеть над Омском, еще даже запас оставался. Этого времени хватило бы. Но экипаж поступил иначе, видимо, потом не хотели терять время в самом аэропорту. Пилоты, скорее всего, проинструктированы выбирать тот аэродром, где есть техническая база для устранения неполадки. В Омске нет этой технической базы, в Новосибирске – есть.

Тормозной путь у самолета был 1,5 километра.

Тормозной путь у самолета был 1,5 километра.

Фото: Анна ПАШАГИНА

- Если расшифровка с «черных ящиков», что появилась в сети, подлинная, там пилоты как раз об этом и говорят.

- Да. Тюмень как вариант тоже была ближе, чем Новосибирск, но там тоже нет технической базы. Очень похоже на то, что финансы и желание сэкономить время перевесили.

Шасси у самолета полностью выпустились.

Шасси у самолета полностью выпустились.

Фото: Анна ПАШАГИНА

- А финансы тоже? Если даже бригаде специалистов пришлось бы тратиться на дорогу в Омск, это ведь – не проблема пилотов. Не они же платят.

- Возможно, со стороны работодателя есть какие-то санкции, депремирование за то, что они нарушают внутреннюю инструкцию. Хотя на самом деле, в таких ситуациях выбор должен быть в пользу максимально безопасной посадки, а не экономичного варианта.

СЛОВО ЭКИПАЖУ

«На тренажерах мы это отрабатывали, но в жизни - нет»

Пилот Сергей Белов, посадивший самолет в поле под Новосибирском, вернулся в Екатеринбург и выступил перед журналистами. Организаторы встречи сразу предупредили, что он скажет только то, что можно, не отвечая на вопросы журналистов: идет следствие. Но при этом в своем выступлении Сергей Белов довольно подробно рассказал о том, почему принял решение поменять аэропорт назначения. Мы попросили заслуженного пилота России Юрия Сытника проанализировать и этот рассказ.

Что не так с длиной полосы?

Командир воздушного судна Сергей Белов на брифинге:

- В процессе полета я заметил отказ одной гидросистемы. В данном случае экипаж должен прервать заход на посадку и уйти на второй круг. Так как данный отказ ведет за собой увеличение посадочной дистанции, было небезопасно продолжать полет в Омск.

Эксперт Юрий Сытник:

- Отказ гидросистемы - одна из неполадок, садиться с которой учат всех пилотов. Чего можно было бояться в данном случае? У самолета из-за отказа гидравлики могли быть проблемы с рулением, теоретически был риск выкатиться за пределы полосы (ее длина в Омске - 2500 метров), самолет мог столкнуться с каким-то препятствием и загореться. Но почему пилот не учел, что в омском аэропорту есть полосы безопасности с подготовленным абсолютно ровным грунтом, где он мог сесть, мне непонятно.

Чем был опасен ветер?

Белов:

- В Омске был порывистый ветер и сдвиг ветра. На тренажерах мы все это отрабатываем, но в жизни я с таким не встречался. Мы приняли решение лететь до Новосибирска. Сытник:

- Скорость ветра, по официальным данным, была 8 метров в секунду, это не критично. Видимо, учитывая проблемы с гидравликой, пилот опасался, что из-за ветра с узкой полосы он может выкатиться на соседнюю полосу и парализовать работу аэропорта. Я поаплодировал бы его решению лететь в Новосибирск, где полоса длиннее на километр и шире на 50 метров, если бы не одно но: экипаж не просчитал, что летит с выпущенным шасси и расход топлива увеличивается в 2,5 раза. И не учел, что в каждом аэропорту есть техника, которая отбуксировала бы самолет в нужную точку.

Почему не вернулся в Омск?

Белов:

- После того как мы прошли рубеж возврата в аэропорт Омска, я заметил, что согласно документам расчет топлива отличается от того количества, на которое я рассчитывал. Возврат в аэропорт Омска был уже невозможен. Я осознал ситуацию. Топлива оставалось критически мало. Я доложил диспетчеру Новосибирска о критической ситуации. Подал сигнал бедствия. Вызвал старшего бортпроводника. Мы провели брифинг о том, что будет производиться посадка вне аэродрома. Далее мы провели брифинг со вторым пилотом, нашли подходящее место посадки в поле. Слева - лес, справа - болота.

Сытник:

- Пилот мог вновь запросить посадку в Омске: это не запрещено. Но в какой момент они поняли, что не хватит топлива до Новосибирска, надо разобраться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«У командира дрожали руки – там кругом болота»: о чем не рассказали летчики, чудом посадившие самолет в поле под Новосибирском

Глава Убинского района назвал чудом приземление самолета на поле среди болот (подробнее)

«На борту были 23 ребенка»: что известно о ЧП с самолётом, который сел в поле под Новосибирском

Рассказываем все подробности про чп с самолетом, который сел в поле в Новосибирской области (подробнее)

К ЧИТАТЕЛЯМ

Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию

Редакция (383) 289-91-00

Viber/WhatsApp 8-923-145-11-03

Почта kp.nsk@phkp.ru

ВКонтакте Одноклассники Твиттер

Также наши сообщества есть в Телеграм и Viber