Премия Рунета-2020
Новосибирск
-25°
Boom metrics
Общество9 февраля 2017 11:30

Сын прославленного новосибирского пилота Бориса Степанова: «Небо было его вторым домом»

9 февраля, в День гражданской авиации, мы вспоминаем пилота 1-го класса, выжившего в катастрофе 1984 года в Омске
Борис Степанов всегда помогал корреспондентам «Комсомолки» разбираться в самых сложных авиационных ЧП.

Борис Степанов всегда помогал корреспондентам «Комсомолки» разбираться в самых сложных авиационных ЧП.

Фото: из личного архива

Бориса Степанова, пилота 1-го класса, уцелевшего после крушения Ту-154 в Омске в 1984 году, помнят многие читатели «Комсомолки». Мы всегда обращались к нему за комментариями, когда происходили авиационные ЧП. И он ни разу не отказал нам в помощи. А имея за плечами 31 год летного стажа, он не ошибался в своих версиях - многочисленные комиссии позже приходили к таким же выводам, которые делал Степанов.

Еще Борис Петрович никогда не удивлялся моему звонку. На заднем фоне во время телефонного разговора я всегда слышала работающий в его комнате телевизор: шел выпуск новостей. Поэтому мы начинали общаться без предисловий. Да и Борис Петрович «Комсомольскую правду» уважал и как-то в нашем разговоре объяснил почему.

- «Комсомолка» в 2004 году первая написала о том, что случилось в омском аэропорту в 1984 году (во время приземления Ту-154, летевший рейсом Краснодар - Омск - Новосибирск, столкнулся с машинами КрАЗ и «Урал». Трагедия произошла из-за халатности наземных служб омского аэропорта. - Прим. авт.). До этого 20 лет все журналисты молчали. - Для Бориса Петровича отношение к этому ЧП было очень важным, принципиальным вопросом. Как и к тому, что происходило после трагедии. - Само понимание, что я выжил, - пришло намного позже того дня. Сложнее было пережить то ощущение, что ты остался жить, а больше 170 человек у тебя за спиной - нет… После трагедии каждый год 11 октября я созванивался с бортинженером Виталием Пронозиным (после случившегося они вместе летали еще 8 лет. - Прим. авт.), и мы всегда говорили друг другу: «С днем рождения»…

О том, что Бориса Петровича больше нет, я узнала, когда в очередной раз позвонила ему домой - хотела попросить помочь разобраться в причинах очередного авиационного ЧП. Трубку взял его сын Игорь - он рассказал, что 14 ноября 2016 года у знаменитого пилота оторвался тромб...

- Папа никогда не жаловался на здоровье, да и вообще ни на что. Мы с мамой заставляли его к врачам ходить: ему это не нравилось, - вспоминает Игорь.

Борис Степанов (на фото крайний справа) окончил летное училище в Бугуруслане и по распределению попал в Томскую область, а в Новосибирск перебрался в 1970 году.

Борис Степанов (на фото крайний справа) окончил летное училище в Бугуруслане и по распределению попал в Томскую область, а в Новосибирск перебрался в 1970 году.

Фото: из личного архива

А вот то, что Борис Петрович по-настоящему любил, - так это авиацию и небо.

- Папины коллеги часто вспоминали, как Петрович учил их правильно летать. Всегда говорил: «Ты чего штурвал так дергаешь? Отпусти немного. Чувствуй самолет, он сам летит». Папа точно чувствовал, - говорит Игорь.

Когда в 57 лет Борис Петрович по заключению медкомиссии уже не мог садиться за штурвал самолета, его назначили заместителем начальника летной эскадрильи. А в 70 лет с помощью сына он освоил компьютер - без проблем и в Skype выходил, и нужную информацию в интернете находил.

- Я в такие моменты вспоминал себя школьником, как сам учился всему и мечтал стать похожим на отца, носить такую же форму, как он. И как радовался, когда он возвращался после рейса и привозил нам, например, из Краснодарского края абрикосы и черешню, которые в Новосибирске было не достать, - рассказывает Игорь.

Еще у Бориса Петровича было хобби: он конструировал модели самолетов. Так что авиация была с ним рядом всегда. Таким мы, журналисты «Комсомолки», его и запомним…

ДОСЬЕ «КП»

Борис Петрович Степанов родился 17 декабря 1935 года. Закончил летное училище в Бугуруслане. По распределению попал в Колпашево Томской области, там летал на вертолетах и самолётах малой авиации, которые обеспечивали работу геологов в Сибирской тайге. Потом прошел обучение и стал летать на пассажирских авиалиниях, сначала на турбовинтовом Ил-8, а потом на реактивном Ту-154. В 1970 году переехал вместе с семьей в Новосибирск и с тех пор трудился в авиакомпании «Сибирь». Закончил летную работу в должности командира корабля Ту-154. Пилот 1 класса.