Новосибирск
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
12 февраля 2021 15:02

«Такого в России еще не было»: в Новосибирске у школьников ищут гены преступников с помощью ДНК-теста

Необычный экспериментальный проект по геном-тестированию проводит департамент образования совместно с генетической компанией и психологами
Дети сдают ДНК-тест, а потом идут к психологу.

Дети сдают ДНК-тест, а потом идут к психологу.

Фото: ИВАНОВА Диана

Необычный экспериментальный проект реализуется на базе шести общеобразовательных школ Новосибирска. Ученики 5 — 11-х классов, согласившиеся принять участие в исследовании, станут своего рода первопроходцами в развитии нового научного направления в области психогенетики. Инициативу ученых на данном этапе поддержал департамент образования города Новосибирска. У детей изучают три гена, отвечающие за агрессию, творчество и интеллект. У каждого ученика выявляется особенность, которую затем с помощью психологов и развивающих кружков можно направить в мирное русло. Ученые считают, что дети, например, с развитым геном агрессии будут успешны в спорте, если их вовремя отдать в спортивную секцию. Если нет, то мы получим хулигана, нарушителя и даже будущего преступника. Рассказываем, чем интересен проект и какую пользу он может принести родителям и школьникам.

ГЕНЕТИКА+ПСИХОЛОГИЯ

Психогенетика — одно из новых научных направлений, этакий симбиоз генетики и психологии. Она изучает вопросы развития и воспитания личности не только при помощи психологических приемов и методов, но и с учетом индивидуальных генетических особенностей человека.

— Именно с целью реализации данного нового научного подхода при работе с одной из наиболее значимых социальных групп — детей среднего и старшего школьного возраста — разработан проект программы «Психогенетика девиантного поведения подростков в условиях образовательных организаций», — рассказали КП-Новосибирск в городском департаменте образования.

Но это не значит, что всех подряд учеников начнут массово изучать и тестировать. Участие в проекте добровольное и платное. Организация, которая взяла на себя часть работы по генетической части, — коммерческая. Поэтому родителям придется заплатить за лабораторный анализ биологического материала 1800 рублей (по 600 рублей за каждый ген). Если сравнить стоимость такой услуги в других компаниях, то это еще достаточно приемлемая цена. Обычно прайс на генетические исследования начинается от 20 тысяч рублей.

Специалисты изучат гены за две недели.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

— Для нас проект интересен с точки зрения науки, а не с точки зрения коммерции. Указанная сумма складывается из стоимости расходных материалов для забора анализа и лабораторного исследования. Расшифровкой полученных результатов займется наш научный консультант профессор Владимир Максимов, — пояснил КП-Новосибирск руководитель проекта заместитель директора генетической компании Евгений Якимчук.

На следующей стадии ребятам будет предложено пройти психологическое тестирование. А потом, совместив данные генетического анализа и психотеста, можно будет сделать выводы о поведенческих реакциях и способностях каждого ученика.

ЧТО И КАК ИССЛЕДУЮТ

А теперь подробнее о самом анализе. Для школьников он совсем не страшен. Кровь сдавать не надо.

— Для исследования берется буккальный эпителий с внутренней стороны щеки специальным ватным зондом, потом помещается в пробирку и доставляется в лабораторию, — объясняет Евгений Якимчук. — Детям ехать никуда не надо — забор материала происходит в школьном медицинском кабинете медработником. Через две недели будет готов результат.

Первые заборы уже прошли в двух новосибирских школах, активнее всего участвовать в проекте изъявила желание школа № 176. Образцы генов первых учеников уже изучают специалисты.

Интересно, почему за основу взяты именно три гена, если на самом деле их намного больше?

— Выбор — это самое сложное, поэтому мы решили остановиться на трех самых изученных генах головного мозга. В мировой научной практике уже есть выводы, заключения, на которые можно смело опираться при выстраивании дальнейшей программы коррекции, — прокомментировал КП-Новосибирск профессор Владимир Максимов.

Основываясь на исследовании этого набора генов, ученые планируют получить так называемую генетическую карту ребенка.

— Один из генов отвечает за выброс серотонина, проще говоря — за творческую составляющую. Ген дофаминового рецептора и его комбинации дают гиперактивность, склонность к маниакально-депрессивному синдрому, но не значит, что это преступники, в будущем это в том числе и успешные спортсмены, и военные, и люди других экстремальных профессий. Третий ген отвечает за интеллект, способность к обучению, аналитику, — перечисляет Евгений Якимчук.

Дети сдают ДНК-тест, а потом идут к психологу.

Фото: ИВАНОВА Диана

Результаты такого исследования, как предполагается, дадут психологам дополнительный инструмент в работе со школьниками. Так, например, ученик, у которого будет выявлена склонность к агрессии, при правильном подходе специалиста сможет направить свою энергию в полезное русло. Станет боксером, героем-спасателем, а не нарушителем закона и зачинщиком уличных драк.

— Мы хотим подготовить комплексную оценку отдельно взятого ребенка с учетом научных разработок, — добавляет Евгений Якимчук. — Родители нередко навязывают детям увлечения, направления, больше опираясь на свои желания, а не на склонность детей к тому или иному занятию. Ведь каждому человеку с рождения дается определенный набор генов, который в течение жизни не изменяется. Было бы неплохо учитывать этот фактор при выборе профессии и цели в жизни.

ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

Основной груз по реализации проекта и получению результатов ложится на плечи психологов, ведь именно от них в дальнейшем будет зависеть итог эксперимента.

— Все полученные данные с разрешения родителей психолог будет интерпретировать под конкретного ученика, составлять рекомендации и курс терапии. Если потребуется более глубокий подход, то подключатся психотерапевты медицинского университета. Это такой комплексный вариант решения проблемы. Подобного опыта в России я не видел, поэтому мы будем пробовать и изучать, — рассуждает ученый Владимир Максимов.

Конкретных примеров и каких-то выводов на данный момент нет. Новосибирск станет первопроходцем в области психогенетики и ее практического применения.

— Проект направлен на разработку новой методики многоплановой профилактической работы по предупреждению, устранению и нейтрализации основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков, выявлению высокомотивированных и одаренных детей, — считает департамент образования.

Можно предположить, что благодаря таким экспериментам в школах заранее начнут присматриваться к будущим маньякам и преступникам и даже смогут помочь им направить свою энергию в позитивное русло.

МИНУСЫ ПРОЕКТА

Самый главный момент, который бросается в глаза, — это то, что участие в проекте платное и осуществляется за счет родителей. Таким образом, можно уже заранее говорить, что процент детей, склонных к преступлениям и девиантному поведению, будет очень низким. На эксперимент согласятся в основном благополучные семьи (где чаще всего с генетикой и воспитанием все и так хорошо) и платежеспособные мамы и папы. Поэтому, скорее всего, в школах будут выявлены талантливые ребята, которым эти тесты помогут лишь с выбором будущей профессии.

— В идеале хотелось бы охватить разные социальные группы и всех детей. После пилотного эксперимента мы надеемся на какой-то грант или субсидии, чтобы в таком исследовании смогли поучаствовать все ученики без исключения, — признается Евгений Якимчук. — Необходимо создать также единую экосистему, куда войдут генетики, психологи и компенсирующие, направляющие кружки и секции.

Хулиганы или творческие личности? Тест подскажет.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Еще одна сложность амбициозной задумки в том, что на данном этапе непонятно, каким будет результат на практике и будет ли он вообще. Не исключен вариант, что родители, получив на руки расшифровку геномного анализа, не станут проходить следующие уровни.

Ну, и еще один нюанс — кадровый и человеческий фактор. Готовы ли школьные психологи к новым методам работы и взаимодействия с детьми? Хватит ли их знаний и квалификации, чтобы использовать инновационный научный инструмент в повседневной работе?

— Психологи играют очень важную роль в этом эксперименте. Мы, со своей стороны, готовы помочь с объяснением генетической карты учеников, а специалисты медуниверситета могут подсказать направление и дать бесплатную консультацию. Главное, чтобы нас спрашивали, — подводит итоги Владимир Максимов.

ТРИ НАИВНЫХ ВОПРОСА

Мы не удержались и задали организаторам проекта три вопроса.

— Не упрощает такой подход сложность человеческой личности?

— Влияние генов на жизнь человека неоднократно подтверждено учеными. Эти особенности можно учесть при планировании будущего, при коррекции поведения. Но это совсем не значит, что если у ребенка длинная цепочка повторов в генах дофаминового рецептора Д4, то он будет заядлым курильщиком или азартным игроком. Однако на это стоит обратить внимание, учитывая еще среду воспитания, влияние социума и прочие факторы.

— Может ли интерпретация генетических результатов напугать родителей?

— В расшифровке применяется научный опыт и используются аккуратные формулировки. Никто со стопроцентной гарантией не сможет сказать, что ваш ребенок генетически депрессивен или склонен к суициду. Нет хороших или плохих генов. Все зависит от ситуации.

— Больно ли сдавать гены на анализ?

— Процедура совершенно безболезненная и проводится медработником школы. У ребенка делается забор биологического материала с внутренней стороны щеки. Проще говоря, специалист просто проведет там ватной палочкой.

ЧИТАЙЕ ТАКЖЕ

В Новосибирске у школьников ищут гены преступников

После прохождения ДНК-теста родители узнают, кем может стать их ребенок в будущем (подробнее)

К ЧИТАТЕЛЯМ

Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию:

Редакция: (383) 289-91-00

Viber/WhatsApp: 8-923-145-11-03

Почта: kp.nsk@phkp.ru