2018-03-12T17:18:02+03:00

Сибиряк-авиатор разбился, сев за штурвал чужого минивертолета

Знакомый попросил авиалюбителя проверить его самодельный винтокрылый аппарат, но полет закончился трагедией [фото, видео, подробности]
Поделиться:
Комментарии: comments19

В Новосибирской области разбился сверхлегкий летательный аппарат.видео предоставлено ГУ МЧС РФ по НСО

Изменить размер текста:

ЧП случилось вечером 11 марта в Новосибирской области. В Краснозерском районе потерпел крушение сверхлегкий самодельный летательный аппарат по типу автожир (другое название - гироплан). Это такая винтокрылая машина, чем-то похожая на маленький вертолет.

ДУМАЛИ, УПАЛ САМОЛЕТ

Сообщение о падении сотрудникам МЧС поступило в 18.01. К месту происшествия тут же отправили 11 спецмашин и более 30 человек-спасателей.

- Так много людей и техники, так как не было понятно, что упало. Прошла информация, что произошло падение самолета, но что за самолет – было неизвестно, - говорит Павел Винаков, представитель ГУ МЧС по Новосибирской области.

Автожир рухнул в поле на снег. На видео от экстренных служб заметен рядом населенный пункт, однако никаких последствий для жителей крушение не повлекло.

В Западно-Сибирской транспортной прокуратуре добавляют, что разбившийся летательный аппарат был изготовлен кустарным способом. Там по факту гибели человека начали проверку.

Погибшим оказался 59-летний местный житель Александр Гартвиг. Корреспондентам сайта kp.ru удалось пообщаться с его родными и очевидцами крушения. Оказалось, в этот вечер мужчина сел за штурвал чужой машины, которую плохо знал.

«ОН ОЧЕНЬ ХОТЕЛ ЛЕТАТЬ!»

Александр Гартвиг был предпринимателем, имел свою сеть магазинов – продуктовых и ювелирных, поэтому средств на дорогое увлечение хватало (автожир стоит под 2 миллиона рублей).

- Отец с детства мечтал летать, он изучил очень много информации, общался с другими летчиками на разных форумах, ездил на слёты, общался с единомышленниками из Москвы, - рассказывает дочь погибшего Олеся Гартвиг. - Он очень активный был, спортивный, катался на водных лыжах. В стрессовых ситуациях, всегда мог трезво оценить положение дел. Папа прошел курс обучения, это все было дорого, но он очень хотел летать. В своем аппарате он был уверен, знал каждую детальку, возился с ним сутками.

Александр Гартвиг был очень жизнелюбивым и активным человеком, малая авиация - лишь одно из его увлечений Фото: из личного архива

Александр Гартвиг был очень жизнелюбивым и активным человеком, малая авиация - лишь одно из его увлеченийФото: из личного архива

Деньги находились не только на дорогое хобби, но и на благотворительность. Бизнесмена хорошо знали многие жители Краснозерского района.

- Папа был мастером на все руки, он все умел, был очень творческим, рисовал, сочинял стихи. Он был необычным человеком, но самое главное - очень добрым. Очень любил животных, подбирал их, да они сами к нам приходили, - отзывается об отце Олеся Гартвиг. – Соседским детям на Новый год дарил подарки, помогал детским домам…

Автожир Александр сконструировал не сам, а купил. Но летал на нем такое множество раз, что знал его, как свои пять пальцев, частенько публиковал видео с полетов на своем канале в Youtube. 11 марта к нему приехал знакомый со своей техникой, собранной самостоятельно, попросил прокатиться опытного товарища - для отладки, так как машина вела себя странно…

- Молодой летчик к нему приехал, чтобы настроить машину и проверить. Но что-то произошло с двигателем, машину начало крутить в воздухе, а потом она стала падать вниз, - описывают картину местные жители.

…В «Одноклассниках» у Александра стоит жизнеутверждающие слова: «Я с облака качусь к земле! За 200 скорость! И ротор под 400 свистит! Мотор 5800 надрывно воет! В душе восторг и мысль - вот это жизнь!». Слова теперь читаются как злое пророчество…

ПОЧЕМУ МОГЛА ПРОИЗОЙТИ ТРАГЕДИЯ?

Летчики уверены, после очередного ЧП в небе, транспортная прокуратура еще сильнее возьмется за сверхлегкую авиацию. Напомним, в Новосибирске уже не раз запрещали полеты на параплане и дельтаплане, а пилотов вызывали в суд. Все потому что у тех не хватало на руках нужных документов.

- В сфере сверхлегкой авиации сложилась достаточно удручающая картина, - говорит парапланерист Александр Орлов. - Если по некоторым видам летательных аппаратов - по малым самолетам, вертолетам еще есть лицензированные программы обучения, то по автожирам, мотодельтапланам, по тяжелым мотопарапланам таких программ нет вообще. Росавиация в прошлом году отозвала лицензии у нескольких десятков учебных авиационных центров по всей стране. Поэтому как бы не хотел пилот получить документы, пройти обучение - это просто физически невозможно. Но при этом аппараты такие по России есть, люди продолжают летать, появляются новые желающие научиться, а такая запретительная политика Росавиации и контроля со стороны транспортной прокуратуры приводит к тому, что людей учат подпольно. Они летают в лесах, полях, подальше от больших городов. Понятно, что все это не приводит к повышению реального уровня безопасности. Пилоты, выходит, предоставлены сами себе и, соответственно, количество происшествий растет. С другой стороны, утверждения, что если бы это был лицензированный аппарат, то с ним бы такого не произошло, не выдерживают критики. Происшествия случаются с любыми аппаратами вне зависимости от комплекта документов, это данность в нашей сфере.

Одно из последних фото сибиряка-авиалюбителя. На столе последние цветы от отца, мужа и сына Фото: из личного архива

Одно из последних фото сибиряка-авиалюбителя. На столе последние цветы от отца, мужа и сынаФото: из личного архива

Орлов говорит, что под закон порой пытаются подстроиться конструкторы. Но это тоже может обернуться трагедией.

- Закон таков, что летательный аппарат весом до 115 килограммов освобождается от сертификата летной годности, а человеку не нужно свидетельство пилота. То есть действует упрощенная схема. Если же вес чуть выше, то требуется полный комплект документов. Но часто затраты на регистрацию для самодельщиков больше, чем создание самого летательного аппарата. В итоге для того, чтобы влезть в 115 килограммов, пройти ниже этой границы, конструкторы занижают вес. Например, машина весит 130-140 кило, вес облегчают до 115, чтобы получить легальное воздушное судно. Но из-за этого возможен дефицит прочности по некоторым узлам, возможно разрушение каких-то элементов конструкции в воздухе. Все это тоже может привести к достаточно печальным последствиям. А сейчас появляется как раз достаточно много и микровертолетов, и микроавтожиров, которые втиснуты в те самые 115 килограммов. Проблема в том, что «порог вхождения» не должен быть непреодолимым, должен быть официальный путь допуска аппаратов в диапазоне 115-500 килограммов, к которому относится большинство самодельных конструкций. Летчики, больные небом, все равно будут летать, несмотря на запреты – и лучше, если они будут это делать под контролем государства, а не по-партизански, как сейчас.

Сколько весил потерпевший крушение автожир, и какие были на него документы, еще предстоит выяснить следователям.

Подробности трагедии - 12 марта в эфире Радио «Комсомольская правда»-Новосибирск». Программа «Картина дня» традиционно начинается в 17.05 по местному времени (13.05 мск). Слушать можно на 98,3 FM в Новосибирске, либо онлайн на странице www.nsk.kp.ru/radio/ в любой точке мира.

Полет Александра Гартвига на саблевидном винте.

 
Читайте также