Премия Рунета-2020
Новосибирск
+2°
Boom metrics
Звезды5 ноября 2017 21:00

Компьютер вычислил, что фильм «Матильда» - плагиат

Новосибирские общественники обратились к ученому, чтобы он проверил достоверность событий в фильме. Но результат превзошел ожидания [видео]
Новосибирские общественники, бунтовавшие против «Матильды», искали исторические нестыковки.

Новосибирские общественники, бунтовавшие против «Матильды», искали исторические нестыковки.

Фото: кадр из фильма

Вы думали, новостей про «Матильду» больше не будет? Споры отшумели, костры угасли, плакаты протестующих выцвели - и все, баста? Как бы не так! Получите новый поворот: картина Алексея Учителя, оказывается, ненова. Компьютер просчитал, что фильм с таким сюжетом уже выходил. Называется он так: «Соперницы. Жаклин Кеннеди и Мэрилин Монро».

«Соперницы» с русским переводом появились в 2008 году, и этот фильм - документальный. В отличие от художественной российской «Матильды». На этом отличия, считай, закончились. Дальше - сплошь сходства, сплошь - прототипы. Николай II - это Джон Кеннеди, Кшесинская - Мэрилин Монро, Александра Федоровна - Жаклин, великий князь Андрей - Роберт Кеннеди. Только имена разные и платья с мундирами не похожие.

Как все это вскрылось? Новосибирские общественники, бунтовавшие против «Матильды», искали исторические нестыковки. И обратились за помощью к томскому инженеру Евгению Гарину, который возглавляет инновационно-технологический центр Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Гарин со товарищи разработали компьютерную программу для поиска совпадений в творчестве. Вот умная машина и разоблачила скандальное кино. Вывела «Матильду» на чистую воду.

- Этак всякая история с любовным треугольником - плагиат, - возражаем мы Гарину. - Половина сюжетов в кино вокруг этого крутится.

- Здесь совпадений гораздо больше. Любое произведение - это социальный граф: совокупность персонажей и их взаимодействие. Сюжет - это развитие социального графа. И произведение совпадает не только по количеству персонажей и их связям, но и по эволюции социального графа, - давит нас интеллектом Гарин.

- А на примерах можно? Чтобы понятно было?

- Есть в произведении определенный порядок изложения, раскадровка. И этот порядок тоже совпадает. Например, ключевая сцена в современном фильме - коронация, в первоисточнике - поздравление с днем рождения Джона Кеннеди в исполнении Мэрилин Монро. И там, и там - сцена ключевая. И там, и там к этой сцене возвращаются несколько раз. Другой пример: непонятно, откуда в «Матильде» берется странная побочная ветвь, связанная с российскими спецслужбами, требующими у главной героини какие-то письмо. Но если мы вернемся к первоисточнику - фильму «Соперницы», то видим ФБР, следящее за связями Джона Кеннеди и Мэрилин Монро.

- Но как все это увидел компьютер? Вы его с собой в кино носили?

- Нет, мы работаем над алгоритмами семантического поиска, работаем с текстом. Берем текстовое описание произведений и загружаем в компьютер. В этот раз загрузили критические отзывы, интервью с самим Учителем и текстовое описание сюжета, которое сделали зрители. Также и по «Соперницам» - использовали описание в интернете.

С точки зрения закона вряд ли здесь можно говорить о безусловном нарушении авторского права. Но по сути сюжеты, действительно сходятся. Впрочем, это уже не первое разоблачение, сделанное компьютером инженера Гарина. Ученый говорит, что, например, фильм «Фантастические твари» - это аналог советского мультика «Тайна третьей планеты», очередная часть «Звездный войн» - сказка про Кощея Бессмертного, а «Матрица» - история Буратино. Вот доберется разоблачитель до современных сериалов и наверняка выяснится, что они списаны с каких-нибудь древнегреческих мифов.