Новосибирск
Звезды2 апреля 2015 16:17

Айнарс Рубикис: С Мездричем я мог бы пойти в разведку!

Рижский дирижер опроверг заявление Кехмана о том, что с ним не рассчитался новосибирский театр. И заступился за своих коллег - Тимофея Кулябина и Бориса Мездрича
Рижский дирижер опроверг заявление Кехмана о том, что с ним не рассчитался новосибирский театр.

Рижский дирижер опроверг заявление Кехмана о том, что с ним не рассчитался новосибирский театр.

Фото: СОЦСЕТИ

Официальный пресс-агент дирижера Айнарса Рубикиса в России - национальная газета «Музыкальное обозрение» - напечатала открытое письмо Айнарса Рубикиса. В нем рижский музыкант уверяет, что не имеет никаких финансовых претензий к Новосибирскому оперному театру, о которых заявлял его новый руководитель Владимир Кехман. «Комсомолка» приводит полный текст письма:

- Многие коллеги и друзья спрашивают меня, почему я не участвую в дискуссии и не комментирую ситуацию, возникшую в Новосибирском театре оперы и балета в связи со спектаклем «Тангейзер».

Каждый из нас - профессионал в своей сфере. Если мы недостаточно компетентны в той или иной области деятельности и боимся сделать ошибку, неверный шаг, то обычно мы обращаемся за помощью к специалистам. Неважно — в медицине, юриспруденции, сельском хозяйстве и т.д. Если же в какие-то сферы вмешиваются неспециалисты или непрофессионалы, это может создать деструктивную ситуацию.

Я благодарен всем, кто действовал, кто подписал обращения в защиту спектакля.

Некоторое время назад в прессе появилась информация, которая заставляет меня обратиться к своим зрителям и слушателям, коллегам и друзьям в мире музыки.

В частности, в качестве одной из причин исключения спектакля «Тангейзер» из репертуара Новосибирского театра оперы и балета упоминается невозможность нового руководства театра связаться с режиссером спектакля «Тангейзер» Тимофеем Кулябиным. Полагаю, что в наше время всеобщего распространения мобильных телефонов подобное заявление вызывает удивление. Но ведь мы не можем быть доступными для общения ежеминутно.

У каждого из нас есть обязательства перед самим собой, перед своей работой, перед людьми, с которыми мы вместе работаем и несем совместную ответственность за результат этой работы.

Я хорошо знаю, насколько Тимофей Кулябин ответственный человек, как он относится к своей работе, какой у него насыщенный репетиционный график.

По своему опыту могу сказать: любое вмешательство извне в творческий процесс может негативно повлиять на результат.

Именно я пригласил Тимофея Кулябина поставить «Тангейзера». После того как я увидел его спектакль «Онегин», я понял, что он — большой, глубоко чувствующий художник.

Как музыкальный руководитель и дирижер, я беру на себя всю ответственность за спектакль «Тангейзер» и за команду, ставившую его. И потому еще раз хочу повторить то, что говорил перед премьерой на пресс-конференции: я благодарен каждому в этом театре, начиная с работников гардероба до директора, которые помогли творить и создавать этот спектакль.

Вторая упоминаемая причина, касающаяся лично меня — якобы, возникшие проблемы в финансовых взаимоотношениях между мной и театром. Я категорически опровергаю эти слухи. Мои финансовые взаимоотношения с театром не имеют никакого отношения к снятию спектакля «Тангейзер» из репертуара, так же как и к творческим процессам в театре. Финансовые обязательства между театром и мною всегда были улажены. Поэтому разговоры о моем «бегстве» из города по окончании моего договора совершенно необоснованны. В ситуации глобального экономического кризиса, Новосибирская опера и агентство «Askonas Holt», которое представляет мои интересы, в начале этого года выработали новый план сотрудничества между театром и мною, который мы начали реализовывать с бывшим директором Борисом Мездричем. Согласно этому плану, мы вместе должны найти взаимоприемлемый и максимально эффективный выход из сложившейся ситуации и сделать все возможное для того, чтобы театр продолжал свое профессиональное развитие и движение вперед. Иначе как можно объяснить мое присутствие в театре с 10 по 16 марта 2015 года, включая два проведенных мною спектакля «Тангейзер»?

За три года, которые я провел в должности главного дирижера и музыкального руководителя, творческий коллектив Новосибирского театра продемонстрировал невероятно высокие темпы профессионального роста. Конечно, мне сложно рассуждать об этом, поскольку для меня все спектакли - это мои дети, а родители часто не замечают развития своих детей. Так и мне, ежедневно работая с коллективом, трудно оценить его профессиональный рост. Но я знаю, что этот рост оценили эксперты-профессионалы как в России, так и за рубежом. Не доверять им я не могу.

Каждый солист оперы и балета, музыкант оркестра, артист хора или кордебалета осознает свою личную ответственность, работает на одну-единственную цель: строить профессиональный театр, постоянно развиваться самому и участвовать в общем процессе развития, не останавливаться на отдельных достижениях. Именно это и было нашей целью и основой сотрудничества: смотреть не в прошлое, а вперед. Принимать новые творческие вызовы и достигать новых вершин. Таких, как «Месса» Бернстайна, «Весна священная» Стравинского, «Жанна д’Арк» Онеггера, «Тангейзер». И многие другие, когда в трудных ситуациях каждый из нас работал с самоотречением ради достижения максимального художественного уровня.

За все это я, безусловно, благодарен своим товарищам: музыкантам и дирижерам. Я очень ими горжусь. Мне не стыдно сегодня показать всему миру качество нашего театра и плоды нашего труда, потому что каждый из музыкантов несет не только персональную, но и общую ответственность и осознает, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо постоянно поддерживать качество каждого спектакля, каждого проекта и концерта, анализируя и свершения, и ошибки.

Есть фильм, который мы все знаем наизусть: каждую фразу, каждую интонацию. Фильм, без которого не представляем Новый год: «Ирония судьбы, или С легким паром». В конце главный герой, Женя Лукашин, говорит своим друзьям: «Ребята, я вам так благодарен за то, что мы пошли в баню, за то, что вы меня посадили в самолет вместо Павлика, и за то, что в Ленинграде есть такая же улица и такой же дом. Иначе я бы никогда не был счастлив…».

Я хочу сказать Борису Мездричу и Татьяне Гиневич (заместитель директора по творческим вопросам Новосибирского оперного театра - Прим. авт.):

«Борис Михайлович! Татьяна Григорьевна! Друзья мои! Как хорошо, что вы приехали в Ригу! Как хорошо, что посмотрев спектакль, которым я дирижировал, вы встретились со мной, и мы сидели и говорили до полуночи. И как хорошо, что вы убедили меня приехать в Новосибирск. Иначе я бы никогда не встретил таких чудесных людей — музыкантов, артистов, не узнал бы любовь умных и думающих зрителей. Без всего этого я бы никогда не мог быть так счастлив. Знайте, что с вами я мог бы пойти в разведку!»

С глубоким уважением,

Ваш дирижер

Айнарс Рубикис.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Владимир Кехман пожелал Борису Мездричу крепкого здоровья и... похудеть

Нового директора Новосибирского театра оперы и балета Владимира Кехмана представил замминистра Минкульта Владимир Аристархов. Он начал издалека, с благодарностей бывшему руководителю, впавшему в опалу из-за "Тангейзера" Борису Мездричу, который также присутствовал в зале:

- Долгие годы во главе театра был Борис Михайлович, - констатировал чиновник. - Я от имени министра и министерства выражаю ему большую благодарность за все, что было сделано за эти годы, за вашу команду. Сделана огромная работа, и мы надеемся, что эпоха Мездрича займет достойное место в истории театра.

Зал взорвался аплодисментами. После чего замминистра представил театральной публике нового шефа - Владимира Кехмана, тот еще раз подтвердил свои намерения поменять вывеску у оперного (подробности)

Новосибирцы против смены названия оперного театра

Новый директор оперного Владимир Кехман пока не нашел поддержки у сибиряков по поводу своего первого заявления. Владимир Абрамович сказал, что перво-наперво покусится на название Новосибирского театра оперы и балета.

- Первое, с чего я планирую начать работу, - это вернуть театру его историческое имя: Большой театр Сибири, - пообещал новый руководитель.

В соцсетях ведущих пабликов Новосибирска тут же началось голосование. И народ оказался... против. Так, к обеду вторника в опросе в группе «Типичный Новосибирск» приняли участие более 7200 человек. Из них 4354 высказались против переименования и всего 854 - за, остальные воздержались от категоричных ответов. Такой же расклад сил случился и в паблике новосибирской «Комсомольской правды» (подробности)

Сайт «Тангейзер» больше не работает

Еще вчера по ссылке tannhauser.ru можно было увидеть фотографии со спектакля и репетиций, а также видео с зарубежными исполнителями различных оперных партий. Но с сегодняшнего дня сайт прекратил свою работу.

Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий ответил защитникам «Тангейзера»...

В начале недели творческая интеллигенция написала открытое письмо губернатору с просьбой не допустить агрессии к деятелям искусства. Главным поводом взяться за перо стал опальный «Тангейзер». Сегодня Владимир Городецкий озвучил свое мнение:

- Я получал несколько обращений, и первый сигнал был от Владыки митрополита Тихона. На мой взгляд, в постановке перейдена граница нравственности (подробности)

...А мэр Новосибирска готов выступить посредником в переговорах о скандальной постановке

- Я предлагаю себя в посредники в переговорном процессе. Считаю, что должен состояться диалог. Сегодня трудно сесть представителям нашей епархии за стол переговоров с руководством театра. Далеко зашло, видимо, это противостояние. Я готов выступить на этих переговорах с тем, чтобы выйти на уровень какого-то согласия. Мне кажется, что можно достигнуть договоренности. А вот приезд на митинг политиков федерального уровня на мой взгляд ситуацию только подогревает. Наша же задача понижать градус, поэтому я и делаю это заявление (подробности).

«Как бы Вагнер», или споры о «Тангейзере» продолжаются

О «Тангейзере» до сих пор продолжают спорить. Постановку новосибирского режиссера Тимофея Кулябина даже обсудили на слушаниях в Министерстве культуры РФ, о чем в своем Твиттере написал министр Владимир Мединский. Он пообещал публично высказать свое мнение на этой неделе, а пока его опередили представители РПЦ. Так, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, который участвовал в слушаниях по «Тангейзеру», заявил: - Искусство живет по своим законам, и церковь не пытается навязывать свои законы художнику. Но ни один разумный человек не будет говорить, что искусство абсолютно автономно. Автономия искусства заканчивается, когда художник выносит свое произведение на суд общества. В Новосибирской митрополии тоже устроили свое совещание по «Тангейзеру», на которое пригласили представителей других конфессий. В результате митрополит Тихон, Шнеур Залман и глава мусульман Салим Шакирзянов приняли документ, в котором, например, такой есть пункт: - Мы призываем представителей органов власти не допускать событий, таких как новосибирская постановка оперы «Тангейзер», оскверняющая образ Иисуса Христа (подробности)

О «Тангейзере» до сих пор продолжают спорить. Постановку новосибирского режиссера Тимофея Кулябина даже обсудили на слушаниях в Министерстве культуры РФ, о чем в своем Твиттере написал министр Владимир Мединский. Он пообещал публично высказать свое мнение на этой неделе, а пока его опередили представители РПЦ. Так, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, который участвовал в слушаниях по «Тангейзеру», заявил:

- Искусство живет по своим законам, и церковь не пытается навязывать свои законы художнику. Но ни один разумный человек не будет говорить, что искусство абсолютно автономно. Автономия искусства заканчивается, когда художник выносит свое произведение на суд общества.

В Новосибирской митрополии тоже устроили свое совещание по «Тангейзеру», на которое пригласили представителей других конфессий. В результате митрополит Тихон, Шнеур Залман и глава мусульман Салим Шакирзянов приняли документ, в котором, например, такой есть пункт: - Мы призываем представителей органов власти не допускать событий, таких как новосибирская постановка оперы «Тангейзер», оскверняющая образ Иисуса Христа (подробности)

В Новосибирской митрополии тоже устроили свое совещание по «Тангейзеру», на которое пригласили представителей других конфессий. В результате митрополит Тихон, Шнеур Залман и глава мусульман Салим Шакирзянов приняли документ, в котором, например, такой есть пункт:

- Мы призываем представителей органов власти не допускать событий, таких как новосибирская постановка оперы «Тангейзер», оскверняющая образ Иисуса Христа (подробности)