«Комсомолка» первая написала о том, что случилось в омском аэропорту в 1984 году. Фото: архивные кадры из программы "Максимум", телеканал НТВ
…Сейчас Борису Петровичу Степанову, командиру экипажа злополучного Ту-154, пилоту 1-го класса, 78 лет. Подтянутый, седовласый мужчина, с умудренными жизнью глазами. Когда я позвонила ему, чтобы поговорить о трагедии, он не был ничуть удивлен: сам понимал, что то, что произошло 11 октября 1984 года в омском аэропорту, и то, что случилось во «Внуково» 20 октября уже нынешнего года, - крайне похоже. Тогда, три десятка лет назад, во время приземления Ту-154, летевший рейсом Краснодар — Омск — Новосибирск, столкнулся с машинами КрАЗ и «Урал». Комиссия вынесла вердикт: вины летчиков в происшествии нет. Трагедия произошла из-за халатности наземных служб омского аэропорта.
- «Комсомолка» в 2004 году первая написала о том, что случилось в омском аэропорту в 1984 году: до этого 20 лет все молчали, - начал разговор Борис Петрович. – Само понимание, что я выжил – пришло намного позже того дня. Сложнее было пережить то ощущение, когда ты остался жить, а больше 170 человек у тебя за спиной – трупы (всего в трагедии погибло 179 человек)… После трагедии каждый год 11 октября созванивался с бортинженером Виталием Пронозиным (после случившейся трагедии они вместе летали еще 8 лет - прим. автора), и мы всегда говорили друг другу: «С днем рождения». В этом году только такого не было: Виталия похоронили недавно...
Всего в той омской трагедии погибло 179 человек. Фото: архивные кадры из программы "Максимум", телеканал НТВ
-Что произошло в омском аэропорту?..
- На мокрую взлетно-посадочную полосу отправили бригаду для просушки асфальта. Увидев внезапно загоревшиеся огни ВПП, ремонтники запросили диспетчера о причинах этих работы, но диспетчер молчал. Оказалось, что 23-летний парень, отец двух детей, уснул на своем месте. Из-за нехватки диспетчеров в омском аэропорту ни с кем другим связаться у ремонтной бригады также не получилось. А раз приказа покинуть полосу не было, они обязаны были закончить начатую работу до конца. Наш самолет столкнулся с несколькими машинами ремонтников, которые были без проблесковых маячков. Вся одежда у меня сгорела в самолете, позвонить домой я не мог – нам запретили что-либо сообщать родным. Тогда я сказал посторонним людям, чтобы они связались с моей женой и попросили прислать мне костюм, пальто и очки. А когда я уже приехал в Новосибирск, от моих друзей из Москвы жене пришла телеграмма с соболезнованиями. Они думали, что я погиб…
Трагедия 1984 года произошла из-за халатности наземных служб омского аэропорта. Фото: архивные кадры из программы "Максимум", телеканал НТВ
- Тогда было понятно, что виноват исключительно человеческий фактор. А что могло произойти с Falcon 50 во «Внуково»? Он ведь получил разрешение на взлет, но во время разгона задел снегоуборочную машину…
- Здесь, на мой взгляд, имела место системная ошибка: водитель снегоуборочной машины обязан был перед пересечением взлетной полосы спросить повторное разрешение на проезд, но он, по имеющимся на этот момент официальным данным, этого не сделал, и выехал на полосу. Пилоты же не могли ничего сделать. Если ему разрешили взлет - пилот дал по газам и полетел. За все 38 лет, что я летал, во «Внуково» все летчики всегда запрашивали о положении этой развязки, на которой произошло столкновение. Все проходило гладко. А остальное – пусть уже говорит следствие…
Сейчас Борису Петровичу Степанову, командиру экипажа злополучного Ту-154, пилоту 1-го класса, 78 лет. Фото: кадры из программы "Пусть говорят", Первый канал
Фото: Анна ЛАТУХОВА
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Диспетчеры Внуково опровергают, что во время взлета перед Falcon проскочили две машины
А источники в следствии утверждают, что двое водителей в этот момент везли по ВПП сломавшийся сигнальный фонарь
В пятницу, как ожидается, могут быть арестованы ранее задержанные диспетчеры и сменный инженер спецтехники Внуково. Напомним, в ночь на 21 октября в столичном аэропорту после столкновения со снегоуборочной машиной взорвался легкомоторный самолет Falcon. Погибли три члена экипажа и единственный пассажир, глава французской энергетической группы Total Кристоф де Маржери. (читайте далее)
МЕЖДУ ТЕМ
Первый вывод экспертов о катастрофе во «Внуково»: Перед взлетом «Фалькона» полоса была свободна
Следственный комитет России задержал еще четверых сотрудников аэропорта, которые могут быть причастны к гибели главы нефтегазового гиганта Total и экипажа его бизнес-джета
Утром в четверг в Басманный суд Москвы привезли Владимира Мартыненко. Водитель снегоуборщика, седой и растерянный, был в форменной внуковской спецовке, его руки тряслись, он часто отвечал невпопад. Решался вопрос об аресте. Работяга, напомним, каким-то странным образом оказался на взлетной полосе в 23.57 понедельника, как раз в тот момент, когда бизнес-джет Falcon разгонялся для взлета. На борту находились глава французской компании Total, двое пилотов и стюардесса. Все четверо погибли. (читайте далее)
А В ЭТО ВРЕМЯ
Задержанная диспетчер-стажер из Внуково проработала два месяца, а руководитель полетов - один
«Комсомолка» узнала детали биографии новых фигурантов дела о гибели президента компании Total
В четверг в уголовном деле об авиакатастрофе во Внуково появились новые подозреваемые.
Причем сразу четверо: руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер Александр Круглов, диспетчер-стажер Светлана Кривсун, а также ведущий инженер аэродромной службы аэропорта Владимир Леденев. (читайте далее)
Автор - Наиль Валиулин
Водитель снегоуборщика из Внуково Владимир Мартыненко: Я сбился с маршрута когда закончил свою основную работу
Водитель снегоуборщика из Внуково Владимир Мартыненко: Я сбился с маршрута когда закончил свою основную работу
Водитель снегоуборщика из Внуково Владимир Мартыненко: Я сбился с маршрута когда закончил свою основную работу
Водитель снегоуборщика из Внуково Владимир Мартыненко: Я сбился с маршрута когда закончил свою основную работу
Водитель снегоуборщика из Внуково Владимир Мартыненко: Я сбился с маршрута когда закончил свою основную работу
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ