Премия Рунета-2020
Новосибирск
-2°
Boom metrics
Общество28 июня 2013 13:30

Владимир Анисимов: «Большие теплоходы. Гудки из прошлого»

К 120-летию Новосибирска выпущена книга новосибирского политика, ученого-экономиста и бизнесмена Владимира Анисимова «Берега судьбы. Откровенно о себе, реке и городе»
Источник:kp.ru
Теплоход «Николай Масленников» (бывший «Урал»).

Теплоход «Николай Масленников» (бывший «Урал»).

В своих «мемуарах с картинками», такой жанр избрал автор, Владимир Александрович рассказывает о том, как при его непосредственном участии рос и изменялся город на Оби; о людях, с которыми работал во власти - это и Виталий Муха, и Иван Индинок, и Владимир Городецкий, и Виктор Толоконский, и Яков Лондон, и Виталий Томилов… В книге много известных имен, а также иллюстраций с подробным описанием снимков, сделанных в том числе кулуарно. «КП» с разрешения автора публикует отрывок из главы, которая называется «Остров» Затон».

***

Во времена моего детства Затон был «островом» живых кораблей…

Каждое судно, заходившее в протоку Оби (это старица, которую углубили специально для прохождения флота), имело свои класс, водоизмещение, год выпуска, номер на борту, голос, стать, характер и очертания. По реке ходили сухогрузы, танкеры, пассажирские катера, маленькие юркие буксиры, большие респектабельные пассажирские теплоходы для дальних круизов, толкачи. А мы, мальчишки, во всем этом хорошо разбирались. Самую большую волну гнали толкачи!

Но расскажу грустную историю…

Когда мы учились в школе - в единственной школе города, стоявшей на берегу реки, - каждый класс был подшефным какого-то теплохода. Над нами взяла шефство команда теплохода «Урал». Помню, капитаном теплохода был Яков Андреевич Макеров из династии потомственных речников. Его сын Виталий, мой ровесник, тоже стал капитаном… «Урал» был большим пассажирским теплоходом дальнего плавания. Как-то мы всем классом шли на нем 14 дней подряд. Капитан много рассказывал нам о теплоходе, как будто это живое существо, а не железная машина для передвижения по воде.

С самого начала и до 1990-х «Урал», переименованный в конце 1970-х годов в теплоход «Николай Масленников», относился к Западно-Сибирскому речному пароходству в Новосибирске. Затем - к Обь-Иртышскому. Судьба запомнившегося с детства судна незавидна.

Ровно 10 лет назад в результате ледохода «Урал» пострадал: были оторваны швартовы, судно отнесло от места стоянки и затерло льдами. К тому времени ему вернули родное название, и теплоход работал как плавгостиница вблизи Ханты-Мансийска. Так вот, одна из льдин протаранила теплоход. Потом корабль взялись спасать, ремонтировать... Эх, не в нашем Затоне да не в старые добрые времена! Я уверен, мой отец с таким делом справился бы! А тут…

Из-за нарушения правил сварочных работ горе-чинильщики устроили пожар. Огнем были уничтожены внутренние перегородки палуб. После этого судно не восстанавливали и… списали за ненадобностью.

Теплоход «Николай Масленников» (бывший «Урал»).

Теплоход «Николай Масленников» (бывший «Урал»).

***

Судьбы других больших теплоходов того же класса, проект 305, сошедших в 1960-е годы со стапелей завода «Обуда» в Будапеште (времен СЭВ) и рассекавших воды Оби, оказались похожими на судьбу «Урала»…

…«Михаил Калинин», «Мария Ульянова», «Патрис Лумумба». Все мое детство прошло под их гудки в тумане или предвечерней мгле. И до сих пор в ушах звучат голоса речных великанов, когда они идут по Оби и подают сигнал.

- У-у-у-у! - гудит «Урал», и я по тембру гудка на слух определяю, что за судно идет…

Важно и протяжно переговаривались на реке речные корабли. Но потом сменилась эпоха - их переименовали, перелицевали, перекрасили и перепродали… Да не раз!