Новосибирск
Общество

В Новосибирске презентовали первый автономный троллейбус на российских аккумуляторах

Батареи для него были произведены на заводе «Лиотех», который на сегодняшний день успешно работает в пригороде столицы Сибири
Новому троллейбусу аккумуляторов будет хватать на 60 километров автономного хода.

Новому троллейбусу аккумуляторов будет хватать на 60 километров автономного хода.

Фото: Андрей ГРЕБНЕВ

Одной из сенсаций отраслевой выставки «АвтоСиб» стала презентация троллейбуса на автономном ходу. Не секрет, что один троллейбус на аккумуляторах уже курсирует по Новосибирску - от площади Калинина до аэропорта Толмачево. Новый будет работать на том же маршруте. Уникален он другим. Если его предшественник изготовлен с использованием литий-ионных аккумуляторов, произведенных в Китае, то новый оснащен аккумуляторами полностью российского производства. По сути, это первенец компании «Лиотех», Новосибирской области, да и всей России в сфере автономного электротранспорта.

- Власти Новосибирска предложили оснастить аккумуляторами по крайней мере 40 троллейбусов. К концу этого года в столице Сибири должно появиться уже четыре таких транспортных средства, - отметил коммерческий директор ООО «Лиотех» Владимир Арончик. - И должен отметить, что в Новосибирске есть все для того, чтобы развивать экологически чистый общественный транспорт. Впрочем, мы готовы предложить нашу продукцию всей России, учитывая специфику общественного транспорта каждого города. С гордость могу сказать, что отечественные автопроизводители создают свои разработки электрического общественного транспорта на базе литий-ионных аккумуляторов российского производства.

А более подробно об этом и многом другом мы побеседовали с директором завода «Лиотех» Игорем Чапаевым. Итак, каковы перспективы этого предприятия на ближайшие годы?

Экологичный транспорт для российского рынка

Разумеется, когда слышишь об электротранспорте в любых его проявлениях, то первое слово, которое приходит на ум, - это экологичность.

- Не секрет, что выхлопы от общественного транспорта сказываются на самочувствии новосибирцев самым худшим образом. В то же время использование аккумуляторов позволит сильно изменить качество жизни людей, - считает Игорь Чапаев. - Представьте себе город, где не газуют автобусы и маршрутные такси -там гораздо легче дышится!

Кстати, пользу экологии аккумуляторы могут принести и на этапе производства и потребления электроэнергии. Дело в том, что аккумуляторы обладают большим накопительным потенциалом, позволяют накапливать энергию ночью, когда спрос на нее резко падает, что способствует выравниванию графика нагрузки, уменьшению холостого хода и износа генерирующего оборудования.

Правда, несмотря на все эти преимущества, идея перехода от бензина к электричеству иногда кажется фантастичной. Причина такого скепсиса проста - в нашей стране, богатой углеводородами, «зеленые» идеи часто так и остаются идеями. Впрочем, Игорь Чапаев такой точки зрения не разделяет.

- У нас в стране сейчас много говорят об энергоэффективности. И это неспроста, - убежден руководитель завода «Лиотех». - Ни одна страна не может оставаться в стороне от мировых трендов, в том числе и наша. А тренды эти таковы, что необходимо как можно быстрее переходить на более эффективные и экологически чистые виды энергии.

Тем не менее, хотя компания постоянно ориентируется на мировые тренды, пытаясь использовать только самые современные технологии, первичным рынком для нее является российский.

- Это принципиальное решение. Мы ведь здесь живем, и нам важно, чтобы наши друзья, родные и близкие дышали чистым воздухом и пользовались всеми благами новых технологий, - рассказал Игорь Чапаев. - Наша компания активно готовит российский рынок к тому, чтобы энергоэффективные технологии стали на нем востребованы. Но, возможно, это дело не одного года.

Чтобы троллейбус мог ездить без проводов, его оснастили 144 аккумуляторами.

Чтобы троллейбус мог ездить без проводов, его оснастили 144 аккумуляторами.

Фото: Андрей ГРЕБНЕВ

«Лиотех» для Новосибирска - полтысячи рабочих мест

На вопрос о кадрах Игорь Геннадьевич ответил однозначно - проблем не возникло. Благо инженерные вузы в Новосибирске всегда славились качеством образования.

- Конечно, специально в Новосибирске работе с аккумуляторами никто не учит, - отмечает Игорь Чапаев. - Но здесь очень сильное базовое инженерное образование. И сибиряки очень быстро освоили новое для них производство, быстро адаптировались.

С количеством кадров тоже все сложилось хорошо - сейчас на заводе «Лиотех» работает около 500 человек. Плюс еще около 100 человек благодаря появлению завода занято в сфере обслуживания. Словом, «Лиотех» стал очень неплохим работодателем даже для такого мегаполиса, как Новосибирск.

«Первенец» не станет последним

Но это все в теории. А как насчет практики? Когда же на маршрутах Новосибирска можно будет увидеть электробусы вместо привычных «вонючих» автобусов? По мнению Игоря Чапаева, все экономические предпосылки для этого есть. Нужно немного - чтобы власти утвердили экологический транспорт на нормативном уровне.

- Сейчас активно обсуждаются планы по полному переводу на экологичный транспорт центра Москвы. Почему бы то же самое не сделать в Новосибирске? - рассуждает Игорь Геннадьевич. - Это сделало бы воздух нашего города чистым и повысило бы имидж Новосибирска в глазах городов-соседей.

Что же касается опасений о том, что электрический транспорт будет работать хуже бензинового, то они, по мнению Игоря Чапаева, совершенно не обоснованы. К примеру, запаса аккумуляторов электробуса хватает на 150 - 200 километров пути, что является суточной нормой пробега обычного автобуса на городском маршруте. А заряжать электробусы можно прямо в ПАТП в ночное время - полная зарядка аккумуляторов от стационарной подстанции занимает 8 часов. И, несмотря на то, что электробус сам по себе дороже обычного автобуса, в эксплуатации он позволяет экономить на каждом километре пути.

И такой электробус можно будет увидеть уже в ближайшее время. Электробус «НефАЗ» на аккумуляторах «Лиотех» разработан по заказу НЗХК, однажды он появится на одном из городских маршрутов. Так что гордостью Новосибирска станет не только троллейбус без «рогов», но и автобус без выхлопных газов.

Экологически чистые технологии завода

Экологически чистые технологии завода