Новосибирск
Общество

Городской электротранспорт будет развиваться, но только при поддержке государства

В пресс-центре «Комсомольской правды» прошел телемост, посвященный перспективам развития электротранспорта в Новосибирске и проблемам, стоящим сейчас перед ним. Дискуссия объединила несколько крупных российских городов
Скоро в Новосибирске начнет курсировать второй троллейбус на автономном ходу с улучшенными техническими характеристиками.

Скоро в Новосибирске начнет курсировать второй троллейбус на автономном ходу с улучшенными техническими характеристиками.

Фото: Андрей КОПАЛОВ

Представители власти и транспортники Екатеринбурга, Иркутска, Саратова, Волгограда обсудили вместе с новосибирскими экспертами, как сделать электрический транспорт быстрым и комфортным. Участники телемоста сошлись во мнении, что при определенных условиях он может стать не только прекрасной альтернативой автомобильному, но и в целом самостоятельно формировать пассажирские потоки мегаполиса. Стать своего рода транспортным каркасом города.

Наши эксперты:

СТ: быстрый, экологичный, удобный

- В Новосибирске большие планы по развитию электрического транспорта, - сказал, обращаясь к аудитории в городах-участниках телемоста, Валерий Новоселов, - мы полностью отдаем себе отчет в том, что в условиях большого города он должен быть если не основным, то одним из главных видов пассажирского транспорта. И мы двигаемся в этом направлении.

Валерий Новоселов поделился планами реализации масштабного проекта скоростного трамвая в Новосибирске. Воплощение его в жизнь, безусловно, даст импульс к развитию электротранспорта в городе.

- Мы видим на примере европейских городов, как четко там выстроено трамвайное движение, - отметил он, - при разумной организации оно может быть очень удобным для пассажиров и в российских городах: связать центр с окраинами, быть быстрым, а самое главное - экологически чистым.

Скоростной трамвай в Новосибирске будет интегрирован в общегородскую транспортную сеть города. Его основная задача - доставить пассажиров из отдаленных районов к крупным пересадочным узлам: станциям метро, основным городским магистралям.

- Недавно мы подписали договор с рядом банков, которые заинтересованы в проекте скоростного трамвая в качестве инвесторов, - сообщил участникам телемоста Валерий Новоселов, - также идет работа по экономическому обоснованию проекта. Конечно, строительство инфраструктуры для СТ - это вопрос не одного дня, но в среднесрочной перспективе этот проект станет для властей города одним из приоритетных.

В Новосибирске запланировано несколько линий скоростного трамвая. Они будут на северном, западном, южном направлениях. Какое из них станет первоочередным для строительства, определится после экономического обоснования.

Троллейбус на батарейке

Новое слово в электрическом транспорте Новосибирска - троллейбус на автономном ходу, оснащенный литий-ионным аккумулятором, способным проходить значительное расстояние без заряда от контактной сети. Сегодня первый такой троллейбус успешно перевозит пассажиров до аэропорта Толмачево. Вскоре появится и второй.

- Этот троллейбус без преувеличения уникальный и очень перспективный вид электрического транспорта, - поддерживает коллегу генеральный директор компании «Арс Терм» Виктор Овдин, - посудите сами, у нашей страны еще со времен СССР накоплен огромной опыт в энергетической сфере, осталась и инфраструктура, которую нужно поддерживать, развивать и использовать! Удивительно, что в таких условиях мы вообще говорим о перспективах развития электрического транспорта. По моему мнению, нужно только грамотно пользоваться нашим потенциалом.

Виктор Иванович отметил, что троллейбусы длительного автономного хода могут стать идеальным решением для отдаленных, спальных районов города.

- Участки пути, на которых отсутствует контактная сеть, он проходит на автономном ходу, - подчеркивает Виктор Овдин, - например, уже второй наш троллейбус сможет самостоятельно идти до 60 километров, Следовательно, маршрут сможет охватить даже ближайший пригород.

Первый новосибирский троллейбус, оснащенный литий-ионными аккумуляторами, прошел испытания суровыми сибирскими холодами и показал себя очень хорошо.

- Конечно, были скептики, утверждавшие, что такой вид транспорта не очень приспособлен для Сибири, - отметил Виктор Овдин, - тем не менее зимняя эксплуатация троллейбуса показала - это не так. Он прекрасно может работать даже в наших погодных условиях. Разумеется, если мы будем придерживаться правильных технологических решений.

Кроме этого, глава компании «Арс Терм» отметил и значимость энергосбережения при модернизации транспортной инфраструктуры города.

- Я убежден, чтобы успешно поддерживать работоспособность подвижного состава, необходимо использование транспортных средств с высокими показателями энергоэффективности. Наша компания давно работает в этой сфере, уже накоплен немалый опыт. Так, с применением нашей продукции в Новосибирске были восстановлены и модернизированы 14 трамваев и 38 троллейбусов.

Компания производит современные высокоемкие литий-ионные аккумуляторы, которые могут найти применение как в электротранспорте, так и в энергетике.

Компания производит современные высокоемкие литий-ионные аккумуляторы, которые могут найти применение как в электротранспорте, так и в энергетике.

Модернизация электротранспорта требует комплексного подхода

В этом уверен еще одни участник телемоста, коммерческий директор компании «Лиотех» Владимир Арончик. Это предприятие хорошо известно в стране как один из основных игроков на рынке энергосберегающих технологий и решений в области энергетической эффективности.

- У меня нет сомнений, что процесс развития и модернизации электротранспорта в стране должен быть комплексным, - убежден Владимир Арончик, - и проходить при непосредственной поддержке государства. Это общемировая практика. Никогда и ни при каких условиях частный инвестор не решит всех проблем в такой социально значимой отрасли, как пассажирские перевозки.

По мнению Владимира Гарриевича, сегодняшнее состояние электрического транспорта в российских городах не соответствуют современным реалиям.

- Нельзя «где-то что-то» улучшить на одном, скажем, участке или в отдельном взятом парке подвижного состава, а остальные компоненты системы финансировать по остаточному принципу или не финансировать вовсе. Такой подход ведет в никуда, это тупик. Модернизировать необходимо всю систему целиком.

Владимир Арончик уверен, что только комплексный подход и масштабные федеральные программы позволят вывести городской электрический транспорт на новый уровень.

- Вот мы говорим о модернизации, - заметил Владимир Гарриевич, - но почему мы не говорим о том, кто ее будет реализовывать? Очевидно же, что для новой инновационной экономики, для ее транспортной составляющей потребуются профессионалы иного уровня, иных технических знаний. Значит, нужно говорить и о вузах, которые сегодня часто штампуют никому не нужных специалистов. Ведь эффективная высшая школа - это базис, основа любой модернизации.

Системное решение вопросов, связанных с улучшением городского электрического транспорта, по мнению Владимира Арончика, должно базироваться на нескольких китах.

- Нужны хорошие грамотные технические специалисты и собственные производственные площадки. Без этого мы обречены плестись в хвосте общемировых технологических процессов и прорывов. Разумеется, нужна государственная программа, предусматривающая комплексное развитие электрического транспорта в стране. Она должна быть рассчитана лет на 10 - 15. При таких условиях мы не только сдвинемся с мертвой точки, но и выведем городской электротранспорт на новый качественный уровень.

К слову, компания «Лиотех» - одна из немногих производственных площадок в стране, по отношению к которой определение «инновационное» не носит характера эвфемизма. Предприятие производит современные высокоемкие литий-ионные аккумуляторы, которые могут найти применение как в электротранспорте, так и в энергетике.

- Я уверен, что именно за такими технологиями будущее. Это понимают в Европе, Америке, Китае, но у нас в стране пока, к сожалению, еще слишком велико инерционное мышление. Радует, что в некоторых городах, например, Новосибирске, Саратове, с которыми мы активно работаем, по достоинству оценили наши технологические решения. Надеюсь, что таких городов будет больше. В конце концов, нужно понять, что работать по старинке уже попросту не эффективно, - отметил Владимир Арончик.

Предприятие «Лиотех» хорошо известно в стране, является одним из основных игроков на рынке энергосберегающих технологий и решений в области энергетической эффективности.

Предприятие «Лиотех» хорошо известно в стране, является одним из основных игроков на рынке энергосберегающих технологий и решений в области энергетической эффективности.