Премия Рунета-2020
Новосибирск
+1°
Boom metrics
Пресс-центр "КП"28 апреля 2008 22:00

Требования к охране станут жестче

В пресс-центре «КП-Новосибирск» прошел «Круглый стол», посвященный изменениям в законе «О частной охранной и детективной деятельности» [видео]
Источник:kp.ru

Наши эксперты:

Павел Николаевич СОРОКОТЯГИН, подполковник милиции, заместитель начальника отделения по контролю за частной детективной и охранной деятельностью отдела ОЛРР ГУВД по НСО.

Евгений Александрович ФОРОНОСОВ, атаман Новосибирского Отдельского Казачьего Общества, подъесаул, руководитель Группы предприятий безопасности.

Евгений Викторович КАРТАВЫХ, директор Некоммерческого партнерства охранных предприятий «Медведь-2001».

Александр Борисович БОРИСОВ, председатель Совета директоров Группы охранных предприятий «Сателлит».

Роман Николаевич МАНСУРОВ, вице-президент Холдинга безопасности «Подразделение «Д».

Сергей Геннадьевич ШАТАЛОВ, директор Группы охранных предприятий «Серж».

Владимир Федорович ПАГАШОВ, директор ООО «АББ-Альфа».

Иван Леонидович СУЛИМКО, первый заместитель директора ОП «Электра».

Виктор Григорьевич АКРАМОВ, генеральный директор ООО ОЧД «Сибирское бюро сыска».

Должно быть два разных закона?

В последнее время все большую популярность приобретают услуги охранных предприятий. Но заказчики зачастую ищут, где дешевле, забывая о том, что охрана - партнер предприятия или фирмы.

Настоящая охрана не может быть плохой или хорошей - она либо есть, либо ее нет, - говорят профессионалы. Что изменится в работе новосибирских частных охранных предприятий с принятием нового закона «О частной охранной и детективной деятельности», который сейчас рассматривается во втором чтении? Грядущие перемены обсуждали представители крупнейших новосибирских организаций этой сферы.

- Чем была вызвана необходимость совершенствования действующего с 1992 года закона о частной охранной и детективной деятельности?

- В первую очередь, это вызвано временем. В 1992 году, когда создавался закон, общество у нас только вступало в рыночную экономику. Сегодня многие положения того закона морально устарели. Сейчас в Новосибирской области насчитывается более 840 частных охранных предприятий и 80 служб безопасности, 17 объединений частных детективных предприятий, около 40 частных детективов. Более 30 тысяч частных охранников в Новосибирской области. По численности охранников и детективов мы третьи после Москвы и Санкт-Петербурга. Но с введением поправок в закон изменятся и требования как к руководству охранных предприятий, так и к самим охранникам, уровень подготовки которых в последнее время очень хромает.

- За 16 лет ситуация поменялась в корне. Я в 1999 году в звании подполковника уволился из армии и пошел в охрану. В то время из Вооруженных сил было массовое увольнение. Люди с высшим образованием шли работать простыми охранниками.

Со временем многие из них заняли руководящие должности. Нынешние же охранники, как правило, не имеют высшего образования. Офицеры, которые очень многое знают и умеют, на должности охранников уже не идут.

- Закон 1992 года изначально создавался больше для детективов. Но в нашей стране лучше развивается охранная деятельность, чем детективная. Поэтому требования в нем не соответствуют действительности. Думаю, что даже новый закон сегодня в чем-то отстал от тех требований, которые диктует нам сама жизнь. Должно быть два разных закона: об охранной деятельности и о детективной. Однако новый закон предполагает изменения, в первую очередь, уставного капитала - он значительно возрастет. Меняются требования к руководству предприятий, к каждому охраннику в отдельности, а также изменения коснулись ряда других пунктов.

Останутся только крупные предприятия

- Сколько охранных предприятий в Новосибирске прекратят свое существование в связи с требованиями нового законопроекта?

П. С.: - Для того чтобы точно узнать, сколько предприятий ликвидируется, нужно время, поскольку лицензия выдается на пять лет. Только по окончании ее действия мы сможем вмешиваться в работу предприятий. А чтобы получить новую лицензию, им придется учесть все требования нового закона. Самое главное - принятие закона будет помогать руководителям охранных и детективных фирм регулировать свою работу с кадрами.

- Я считаю, что с введением нового законопроекта количество охранных предприятий существенно не изменится. В нашем городе они объединены в холдинги и группы предприятий. При этом все они зарегистрированы как малые предприятия, которые не должны выходить за рамки по количеству сотрудников, объему выручки и т. д. В случае если увеличивается численность личного состава, необходимо регистрировать новое предприятие. Однако возможны изменения в качественном составе, что повлечет за собой сокращение количества фирм-однодневок и других несерьезных организаций.

- Для нас приятие нового закона - это достаточно позитивное явление. Потому что, во-первых, действительно, выигрывают серьезные игроки этого рынка. Отсекается большая часть мелких охранных предприятий, которые оказывают некачественные услуги и вводят в заблуждение потенциального заказчика, предлагая ему цену ниже рыночной за счет снижения качества предоставляемых услуг. А это впоследствии отражается на имидже охранной отрасли в целом. Во-вторых, крупные предприятия более внимательно относятся к подготовке своего личного состава. В-третьих, у крупной структуры больше финансовых возможностей по усовершенствованию технического оборудования и т. д. И если раньше заказчику было трудно разобраться, с кем же сотрудничать, то теперь, когда на рынке останутся только солидные фирмы, проблем с выбором станет меньше.

Кто отвечает за оружие?

- Есть ли в новом законопроекте пункты, которые вам как профессионалам кажутся несовершенными?

- Оранное предприятие берет на работу охранника с удостоверением, которое ему выдало МВД. Чтобы получить служебное оружие, молодой охранник должен сдать зачет в ГУВД и получить на него разрешение. При этом директор охранного предприятия не имеет доступа к базам данных. Но если, к примеру, 18-летний мальчишка-охранник неправильно применил оружие, отвечает за это его директор. Хотя, по сути, он оказался только посредником между организацией, выдавшей разрешение, и человеком, который его получил. В новом законе это прописано недостаточно подробно. Не понятен и порядок передачи оружия. Сейчас оно находится на балансе охранного предприятия. В новом законе говорится о том, что оружия у нас в собственности быть не должно. Куда же его деть? В итоге мы будем вынуждены сдать его в МВД. После чего МВД будет выдавать оружие нам в аренду, то есть мы будем за него каждый месяц платить. Но затраты, связанные с хранением этого оружия, останутся у нас.

Нужна кадровая база охранников

- Как поправки в законе коснутся каждого охранника в отдельности?

- Если по вине охранника произошел сбой в работе, его приходится наказывать или даже увольнять. Но на его место нужно взять другого охранника. Мы начинаем искать подходящую кандидатуру. Найти человека, который соответствовал бы всем требованиям, не так-то просто. Да и время уходит.

Было бы удобно, если бы существовала база охранников. Другое дело, что составление так называемых «черных списков» считается нарушением трудового законодательства.

- Очевидно, что профессию охранника невозможно поднять на тот уровень престижности, чтобы в нее шли только высокообразованные люди с блестящей подготовкой.

Мне кажется, целесообразно делить требования к персоналу, который работает с оружием, и тем охранникам, которые стоят на посту и выполняют задачу сторожа или администратора. На наших предприятиях есть сложные объекты, где просто не обойтись без вооруженной охраны.

Детективы помогают правоохранительным органам

- Какие перемены произойдут в деятельности детективных агентств?

- В какой-то степени требования к охранным предприятиям схожи с требованиями к детективным агентствам. Но есть и особенности, которые различают эти два вида деятельности. Поэтому я согласен с предложением о разделении законов, поскольку некоторые нюансы необходимо прописывать более подробно. Мы выступаем в роли помощников официальных властных структур при выявлении преступной деятельности тех или иных лиц. Выявляя их намерения либо отслеживая и пресекая, мы взаимодействуем с правоохранительными органами. Единственное наше отличие от государственных органов - это то, что для них это государственная служба, а мы делаем то же самое, но на коммерческой основе. Причем зачастую делаем более оперативно в силу малой загруженности текучкой и меньшего числа задач.