Премия Рунета-2020
Новосибирск
Общество15 октября 2021 7:30

От станции до мегаполиса: как железнодорожные пути помогли появиться Новосибирску

Ровно 125 лет назад был сдан в эксплуатацию важный участок Транссиба — Западно-Сибирская железная дорога.
Новосибирск вырос из села Кривощеково, через которое пролегла железная дорога. Фото: предоставлено музеем Новосибирска.

Новосибирск вырос из села Кривощеково, через которое пролегла железная дорога. Фото: предоставлено музеем Новосибирска.

15 октября считается днем рождения Западно-Сибирской железной дороги. Именно в этот день 125 лет назад она была сдана в эксплуатацию. В 1896 году был достроен участок Челябинск — станция Обь. «Комсомолка» разобралась, как железнодорожный путь повлиял на историю нашего города, ведь во многом именно благодаря ему Новосибирск превратился из крохотной станции в крупнейший мегаполис Сибири.

1893 год — год закладки железнодорожного моста через Обь — считается датой основания Новосибирска. Фото: предоставлено музеем Новосибирска.

1893 год — год закладки железнодорожного моста через Обь — считается датой основания Новосибирска. Фото: предоставлено музеем Новосибирска.

НАЧАЛО ПУТИ

Транссибирская магистраль, она же Транссиб или Великий сибирский путь — самая длинная железная дорога на планете. Ее протяженность — 9288 километров. Решение о ее строительстве правительство Российской империи приняло 1 июня 1887 года. Строительство предполагалось начать сразу с двух сторон: на западе — от Челябинска и далее на восток, а на востоке — от Владивостока и далее на запад.

Интересно, что расчеты инженеров и государственные интересы привели к тому, что в Сибири появился новый крупный город. Но на обочине остался Томск, на тот момент это был населенный пункт с довольно развитой промышленностью, торговлей и только что открывшимся первым в Сибири университетом.

— Изначально Великая Сибирская магистраль должна была проходить севернее, через Томск и далее в Красноярск. Но в том же году, когда был предложен проект, на берегах Оби появились железнодорожные изыскатели — и на правом берегу начал крепнуть Кривощековский выселок. В результате предварительных изысканий 1887 — 1888 годов магистральный путь строительства определили через село Кривощеково, это нынешний Ленинский район Новосибирска, — рассказал краевед, сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев.

В нескольких километрах от бывшего мостового перехода через Обь находится станция Новосибирск-Западный. Фото: предоставлено музеем Новосибирска.

В нескольких километрах от бывшего мостового перехода через Обь находится станция Новосибирск-Западный. Фото: предоставлено музеем Новосибирска.

ВАЖНЕЙШИЙ УЧАСТОК РОССИИ

Тогда на железной дороге была только однопутная линия. Но она дала толчок к появлению пассажирских зданий, платформ, товарных контор.

Вдоль магистрали появились новые поселки и развивались существующие. Одним из таких пунктов стала станция Обь — переселенцы из западных регионов стекались в основном туда, обходя Томск, столицу губернии. В итоге за год население Кривощеково выросло с 685 до 8000 человек и в дальнейшем только увеличивалось.

Западно-Сибирская железная дорога и сейчас остается очень важной для страны — она занимает первое место на сети дорог по отправлению грузов и грузообороту. За 2020 год на поездах по Западно-Сибирской железной дороге проехали более 30 миллионов пассажиров. По этому участку перевезли 298 миллионов тонн груза, 76% из которого составил каменный уголь. Столько не поднимет ни один самолет, его будет проблематично перевезти по воде. Поэтому железная дорога останется незаменима и в будущем.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию:

Редакция: (383) 289-91-00

Viber/WhatsApp: 8-923-145-11-03

Почта: kp.nsk@phkp.ru

Вконтакте Одноклассники Фейсбук Инстаграм Твиттер

Также наши сообщества есть в Телеграм и Viber.