Премия Рунета-2020
Новосибирск
+11°
Boom metrics
Экономика17 мая 2024 2:00

Кто выигрывает миллионы от «рекламной реформы» в Новосибирске

Бюджет города недополучает денег из-за сокращения «наружки». Но, кажется, есть компания, которой перемены очень на руку
Анатолий КУПРИН
Что кроется в реформе рекламного рынка в Новосибирске?

Что кроется в реформе рекламного рынка в Новосибирске?

Фото: Андрей КОПАЛОВ, Архив «КП»

Уже несколько месяцев не утихают споры вокруг сокращения новосибирского рынка наружной рекламы. Площадок для размещения стало значительно меньше, но прежде всего волнует следствие такой «реформы»: меньше рекламы - меньше доходов у города от нее.

Отвечает за этот сектор экономики руководитель управления художественного облика мэрии города Олег Хорошунов. С популистской точки зрения, сокращение «наружки» может казаться выигрышным. Рядовой потребитель - зритель, интернет-пользователь, автомобилист - не против того, чтобы рекламы становилось меньше: в телевизоре, в интернете, на улицах.

Однако ситуация, когда это сказывается на и так небогатой казне Новосибирска, вызывает тревогу. А еще - недоумение. С тех пор, как СМИ стали активно анализировать изменения на рекламном рынке, вскрылись довольно любопытные факты. Оказывается, рекламные площади разных операторов сокращаются неравномерно.

Факты выглядят следующим образом. В целом объем «наружки» по городу сокращается - это раз. Одни операторы теряют лишь малую часть площадей, другие получают весомый удар по своим ресурсам - это два. Есть агентство, у которого на фоне общего сокращения наружной рекламы идет заметный рост, - это три.

Данные о доходах рекламных операторов открытые. Поэтому состояние работающих на рынке компаний можно верифицировать.

Финансовые рейтинги операторов составляет, в частности, All-billboards - общероссийская база рекламных поверхностей. Изучая данные сервиса, можно с удивлением заметить, что в числе самых успешных компаний страны оказывается оператор из Новосибирска - города, где идет сокращение площадей. Удачливая компания - оператор «РИМ-С». По данным сервиса, в 2023 году она существенно подросла по объему выручки и чистой прибыли.

Или, пожалуйста, портал audit-it.ru. По его данным, выручка «РИМ-С» в 2023 году составила 275 миллионов рублей против 186 миллионов в 2022 году.

Разумеется, успех бизнеса как таковой может вызывать у граждан резонное удовлетворение. Это показатель здоровой экономики, это поступления в городскую казну. Однако будем ли мы испытывать чувство радости за отдельную компанию, если окажется, что преуспевает она за счет сомнительных инструментов в регуляции рынка? Притом что поступления в бюджет города от наружной рекламы демонстрируют отнюдь не приростную динамику.

- Согласно данным с сайта мэрии Новосибирска, доходы города от рекламы в 2017 году составили 207 миллионов рублей. В 2023 году, через 7 лет, просто с учетом ежегодной инфляции 5 - 6% они должны были бы вырасти на 40% и составить около 290 миллионов рублей в год. А по факту получилось только 146,7 миллиона, то есть доходы упали вдвое, - пишет «Независимая газета».

На ситуацию уже обратили внимание разные масс-медиа. Сейчас «НГ» формулирует, по сути, квинтэссенцию ранее написанного:

- Таким образом, можно было сделать вывод, что регулятор почему-то сдерживает общее развитие в Новосибирске цифрового инвентаря и воспользоваться этим может «избранный» - компания «РИМ-С». Еще больше вопросов возникло после того, как выяснилось, что демонтаж по сути коснулся конструкций, по большому счету, одного оператора - «Дизайнмастер». «Дизайнмастер» и «РИМ-С» уже четверть века конкурируют на рынке Новосибирска. Случается, что действия чиновников по наведению порядка в городе противоречат интересам бизнеса, однако новосибирские представители медиарынка полагают, что начавшаяся в областном центре борьба за «сокращение рекламы на улицах» и «архитектурный облик города» может быть не более чем дымовой завесой, скрывающей истинные мотивы организаторов кампании. Наблюдатели предполагают, что происходящее похоже на вмешательство регулятора в конкуренцию двух компаний на стороне одной из них, той, которая уступала долю на рынке и теперь почему-то получила чиновничью поддержку.

Об эффективности поддержки можно судить и по другим финансовым данным. Если обратить внимание на сведения по финансовому анализу ООО «РИМ-С» на портале audit-it.ru, можно заметить завидную динамику компании. Из таблицы следует, что чистые активы «РИМ-С» по итогам 2022 года составляли 1,341 миллиарда рублей, а по итогам 2023 года - 1,449 миллиарда рублей. Прибыль компании выросла за этот же период с 39 миллионов рублей до 123 миллионов рублей.

Еще раз подчеркнем: общая ситуация на рынке наружной рекламы города такова, что операторы не могут похвастаться настолько завидными успехами. То есть в период сокращения площадей они заметно уступают вышеназванному конкуренту по динамике развития.

Не хотелось бы делать ошибочных предположений, но может показаться, что в этой самой конкурентной борьбе ситуацию регулирует не рынок (как должно быть по закону), а стороннее вмешательство.

Конкурентная борьба с активным участием регулятора совсем не редкость, но уж очень не хочется думать, что именно с ней мы сталкиваемся и в данном случае.

Полагаем, описанная ситуация - почва для глубокого изучения и анализа. В том числе, возможно, и со стороны надзорных органов. Если в работе управления все чисто, то соответствующая проверка может это подтвердить. Если нет - повод принять предусмотренные законом меры.