Новосибирск
+22°
Boom metrics
Экономика1 июля 2024 2:40

В Новосибирске обсудили проблемы и перспективы строительства цементобетонных автодорог

В рамках транспортного форума участники круглого стола оценили опыт возведения цементобетонных автодорог в условиях Сибири, обсудили сложности и перспективы дальнейшего развития технологии в России
Фото: предоставлено АО «ХК «Сибцем»

Фото: предоставлено АО «ХК «Сибцем»

19 июня в «Новосибирск Экспоцентре» открылся ХI Международный Сибирский транспортный форум. Стартовал он с заседания круглого стола «Практика и перспективы строительства в Сибири автомобильных дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих», объединившего представителей органов государственной власти, научно-образовательных организаций, бизнеса, в частности руководителей компаний по производству строительных материалов, техники и других.

Организатор мероприятия - Ассоциация по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий, модератор - президент ассоциации, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков.

В заседании круглого стола приняли участие начальник департамента по инвестиционной политике и территориальному развитию Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Иван Гончаров, министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский, первый вице-президент АО «ХК «Сибцем», председатель комитета НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» по дорожному строительству Валерий Бодренков, генеральный директор ассоциации «РАДОР», председатель общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Игорь Старыгин и другие эксперты.

СИБИРСКИЙ ОПЫТ - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ

Виктор Ушаков отметил, что в конце прошлого года Правительство России утвердило расширенный пятилетний план строительства дорог на 2024 - 2028 годы. Поставлены задачи по строительству и реконструкции более 3 тысяч километров дорог, приведению в нормативное состояние региональной и местной сети, развитию опорной дорожной сети страны. Выполнить эти задачи без инновационных «вечных» технологий невозможно, уверен президент Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий.

По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолия Костылевского, для строительства федеральных и региональных дорог в области сегодня уже используют цементобетон, он отлично себя зарекомендовал.

ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ ГОТОВА

Генеральный директор ассоциации «РАДОР», председатель общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Игорь Старыгин отметил, что за период действия национального проекта «Безопасные качественные дороги» на региональной дорожной сети сделано многое, работа продолжается.

- Как председатель общественного совета, не могу не обратить внимание на новые задачи, поставленные президентом страны перед дорожной отраслью. Нам нужно находить эффективные методы приведения дорог в нормативное состояние. Мы обсуждаем технические особенности, но общество ждет от нас, что все те вложения, которые идут в отрасль, должны быть эффективными для пользователя, перевозчика, простых граждан. Мы рассмотрим вопросы с точки зрения жизненного цикла: как ведут себя дороги на этапе эксплуатации, какие существуют плюсы и минусы, над чем предстоит поработать, - пояснил Игорь Старыгин. - Опыт есть, и он, надеюсь, будет распространен и на другие регионы России.

Действительно, большой опыт есть у ФКУ «Сибуправтодор», в ведении которого находятся 623 километра дорог с цементобетонным покрытием, что составляет 33% от общей протяженности объектов.

Фото: Предоставлено АО «Новосибирскавтодор»

Фото: Предоставлено АО «Новосибирскавтодор»

- Сегодня мы приступаем к Восточному обходу Новосибирска - это самый масштабный проект в Новосибирской области в нашей сети. Реализуется первый этап (14-й км - 34-й км), сдача которого запланирована на 2026 год. На этом участке толщина покрытия составит 24 сантиметра, - сообщил заместитель начальника ФКУ «Сибуправтодор» Юрий Симонов. - В Сибири большой опыт строительства цементобетонных дорог. Ошибки нам известны, они учитываются. Покрытие прекрасно работает в разных погодных условиях, от -50 до +40.

И. о. начальника управления по качеству и технологиям АО «Новосибирскавтодор» Дмитрий Денисенко отметил, что за 17 лет работы компания возвела более 300 километров дорог с использованием цементобетона. Есть вопросы, пока сопряженные со сложностями, например необходимость устройства площадок для складирования инертных материалов и применение узких фракций щебня в строительстве дорог, но все можно решить.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА: СВЕЖИЕ ПРИМЕРЫ

Со спикером АО «Новосибирскавтодор» согласились представители дорожной отрасли республик Беларусь и Казахстан, где в ходе освоения технологии обустройства цементобетонных покрытий возникали различные препятствия, но всегда находились решения.

- В Республике Беларусь за период с 2015 по 2023 год построено более 188 километров дорог с цементобетонным покрытием, в 2024-м планируется возвести еще порядка 30 километров. Их доля будет увеличиваться, - сказала начальник управления качества, технологии работ и экологии ОАО «ДСТ № 5» холдинга «Белавтодор» Ольга Соколовская.

Заместитель председателя правления АО «НК «КазАвтоЖол» Дархан Саканов подчеркнул, что в Казахстане за последние 10 лет протяженность дорог с цементобетонным покрытием увеличилась в 15 раз, с 97 километров до почти 1,5 тысячи километров.

Продолжая дискуссию, директор ООО «Кузбасский центр дорожных исследований» Олег Афиногенов выразил мнение о том, что российские «дорожники сами сдерживают развитие строительства цементобетонных дорог» и загоняют себя в тупик, широко используя асфальтобетон, который, «как материал, исчерпал свои возможности». Отрасль «обречена» в ближайшем будущем на широкое применение цементобетона, убежден эксперт.

БАЗОВЫЙ МАТЕРИАЛ - В ДОСТАТКЕ

Директор по маркетингу АО «ХК «Сибцем» Андрей Рубцов заверил, что заводы холдинга готовы отгружать на дорожные объекты необходимое количество цемента. В общей сложности в СФО, Республике Бурятия и Забайкальском крае работают 9 цементных заводов общей производительной мощностью 11 миллионов 700 тонн. Если говорить о динамике загрузки в РФ, то за последние 10 лет она не превышала 60%.

- «Сибирский цемент» выпускает линейку специализированных портландцементов и готов обеспечить рост объемов их производства, чтобы закрыть потребности дорожной отрасли, в том числе в разгар строительного сезона, когда спрос на продукцию повышается многократно, - подчеркнул Андрей Рубцов. - Однако нам необходимо знать объективный прогноз потребности дорожно-строительных компаний в цементе на срок от 3 до 7 лет. Это позволит предприятиям холдинга своевременно проводить мероприятия по техническому обслуживанию и модернизации оборудования.

Подводя итоги работы круглого стола, участники заседания выразили готовность сообща обсуждать и решать наиболее сложные вопросы строительства цементобетонных покрытий, внедрять эффективные предложения по улучшению - вносить свой вклад в развитие сети безопасных качественных дорог в России.