Премия Рунета-2020
Новосибирск
+28°
Boom metrics
Экономика12 июня 2024 2:00

Коллекторы начали трудоустраивать должников, чтобы получить от них деньги

На круглом столе в «Комсомольской правде» обсудили, как изменился рынок микрофинансирования

Фото: Мария ЛЕНЦ. Перейти в Фотобанк КП

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА

Валерий Владиславович Нечаев, руководитель управления надзорной деятельности ООО МФК «Джой Мани»

Артем Александрович Павлов, руководитель департамента клиентской поддержки МФК «Лайм-Займ»

Валерий Александрович Зоткин, операционный директор ООО ПКО «Защита онлайн»

Кирилл Дмитриевич Блинов, заместитель управляющего федеральным центром взыскания Банка Русский Стандарт

Вопрос, «где взять в долг?», давно перестал быть сложным. Множество микрофинансовых организаций готовы предоставить свои услуги на весьма лояльных условиях. Но порой возникают сложности, когда приходит время взятые взаймы средства отдавать да еще и с процентами. И тогда должникам приходится общаться с коллекторами - такая перспектива многим кажется малоприятной и даже пугающей, а в воображении сразу возникает стереотипный образ «дяденьки с битой». Но как же на самом деле выглядят и работают современные коллекторы и стоит ли их бояться? Узнаем у руководителей микрофинансовых организаций и коллекторских агентств.

- О работе коллекторов ходит много мифов. Например, существует такой стереотип, что коллектор - это беспощадный злодей. Но какова современная реальность?

- Коллекторские агентства - это профессиональные компании, которые специализируются на одном виде деятельности - на взыскании. Они являются высокотехнологичными компаниями, которые работают строго в рамках законодательства с соблюдением всех инструментов лояльности для наших клиентов (должников). Это не девяностые, когда с клиента путем угроз и шантажа пытались взыскать деньги: сегодня все решается совсем по-другому, - объясняет Валерий Зоткин.

Валерий Александрович Зоткин, операционный директор ООО ПКО «Защита онлайн».

Валерий Александрович Зоткин, операционный директор ООО ПКО «Защита онлайн».

Фото: Галина ПОНОМАРЁВА. Перейти в Фотобанк КП

- В текущих реалиях работа коллекторов нацелена на то, чтобы клиент максимально быстро вышел из своей сложной ситуации, чтобы сохранить этого клиента. Мы помогали трудоустроиться при наличии авто или взятия авто в аренду в таксопарк и начать рабочую деятельность. При этом на какое-то время клиенту предоставляли отсрочку по платежам, - рассказал Кирилл Блинов.

- Поговорим про Федеральный закон 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Какие он накладывает ограничения на коллекторскую деятельность?

- Федеральный закон 230 регулирует правила взаимодействия между должником и взыскателем, есть ограничения по времени, когда можно звонить: в будни - с 8.00 до 22.00, в выходные - с 9.00 до 20.00 в соответствии с часовым поясом. А успешных контактов, когда должник и сотрудник организации, которая проводит взыскания, поговорили друг с другом, в неделю может быть два. Существуют определенные стандарты, как должен общаться сотрудник: представиться, обязательно сказать, из какой он компании, не вводить клиента в заблуждение с точки зрения того, какая у него на сегодня задолженность, - говорит Валерий Зоткин.

- Федеральный закон № 230 предъявляет к коллекторским организациям строгие требования, то есть компания со стороны на этот рынок не зайдет. Кроме того, нам могут запретить взыскивать, если мы не умеем или плохо это делаем. Также мы не можем выбрать любое коллекторское агентство. Если работать только с организациями с большим количеством нарушений, нам за это «прилетит»: нужно оценивать то, как ведут себя коллекторы, как работают в наших интересах, - уточнил Валерий Нечаев.

Валерий Владиславович Нечаев, руководитель управления надзорной деятельности ООО МФК «Джой Мани».

Валерий Владиславович Нечаев, руководитель управления надзорной деятельности ООО МФК «Джой Мани».

Фото: Галина ПОНОМАРЁВА. Перейти в Фотобанк КП

- Расскажите про механизмы помощи в коллекторском бизнесе: есть ли скидки, кредитные каникулы?

- Есть обязательные регуляторные требования, при которых коллекторское агентство обязано предоставить те или иные условия лояльности. Так, для всех участников специальной операции, членов их семей предусмотрено списание всех начисленных процентов и приостановка любого вида принудительного взыскания. При определенных обстоятельствах списывается вся задолженность. Есть такой инструмент, как кредитные каникулы, то есть остановка начисления процентов, увеличение срока возврата займа. В это время, если кредитные каникулы одобрены, на заемщика нельзя судебно воздействовать, привлекать коллекторские организации. Существует условный общий перечень оснований для получения кредитных каникул, он доступен, - отмечает Валерий Нечаев.

- Каков общий портрет клиента микрофинансовых организаций?

- С уверенностью можно сказать, что стереотипы о качестве клиентов МФО, которые бытовали раньше, уходят в прошлое. Сейчас это работающие мужчины и женщины из крупных городов. Работают в найме, средний возраст - 28 - 44 года. Социально активные люди с одним ребенком или более. Важно отметить, что сейчас растет уровень образованности клиентов, в том числе в вопросах финансовой грамотности. Получается, люди стали эффективнее распоряжаться заемными средствами, они понимают разницу между краткосрочными займами, понимают последствия неуплаты и просрочек, - подчеркивает Артем Павлов.

Артем Александрович Павлов, руководитель департамента клиентской поддержки МФК «Лайм-Займ».

Артем Александрович Павлов, руководитель департамента клиентской поддержки МФК «Лайм-Займ».

Фото: Галина ПОНОМАРЁВА. Перейти в Фотобанк КП

- Какая средняя зарплата у коллекторов? И кого больше среди ваших сотрудников - мужчин или женщин?

- Какую зарплату будет получать коллектор, зависит только от его профессиональных качеств. Что касается гендерного состава сотрудников, мужчин и женщин 50/50. Если же посмотреть на рейтинг, то очень много девушек значительно обгоняют мужчин и находятся в первой пятерке, - добавляет Валерий Зоткин.

- Уровень сотрудников финансовых организаций с точки зрения профессиональных навыков и образования просто разительно отличается от тех, кто работал в этой сфере 5 - 10 лет назад. Сейчас взыскание задолженности превратилось в продажи. Поэтому нужны люди, которые обладают хорошими коммуникативными навыками, работали в продажах, умеют справляться с негативными ситуациями, имеют хорошую стрессоустойчивость - такие сотрудники не нарушают ни Федеральный закон № 230, ни внутренние регламенты организации, в которой работают. У нас большее количество топ-менеджеров в организации тоже девушки и женщины. Вот такой тренд: на финансовом рынке девушки достаточно успешно показывают себя, - подтвердил Кирилл Блинов.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По статистике, около 10% клиентов решают погасить долги и не доводить дело до суда, а 90% платят по решению Фемиды. Тогда уже деньги с должника взыскивают судебные приставы.