Премия Рунета-2020
Новосибирск
+20°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
3 июня 2024 17:00

«Люди горели заживо»: 35 лет назад взрыв на Транссибе унес несколько сотен жизней

Выжившие пассажиры поезда Новосибирск - Адлер рассказали о катастрофе под Ашой
Так выглядела Транссибирская магистраль под Ашой утром 4 июня. Фото: Из архива Юрия Вишни

Так выглядела Транссибирская магистраль под Ашой утром 4 июня. Фото: Из архива Юрия Вишни

35 лет назад на границе Башкирии и Челябинской области случилась авария, подобной которой не было никогда больше в истории железнодорожных катастроф. На перегоне Аша - Улу-Теляк взорвались два поезда: один ехал из Новосибирска в Адлер, другой - из Адлера в Новосибирск. Сошлось слишком много всего: течь в газовой трубе, два поезда, встретившиеся в одной точке… Взрыв. И сотни оборвавшихся жизней.

Эта железнодорожная катастрофа стала самой крупной во всей истории Советского Союза и России. По разным данным, в аварии погибло от 575 до 645 человек, больше 600 пострадали. Невредимыми остались лишь несколько десятков человек - невредимыми, конечно, физически, но не душевно. Те, кто оказался в ту ночь в купе и плацкартах, до сих пор не могут забыть страшное зрелище перед глазами.

«КАПАЛ ПЛАСТИК, ВСЕ ГОРЕЛО...»

В ночь на 4 июня сложились все звенья страшной цепи. В трубе нефтепровода Западная Сибирь - Урал - Поволжье примерно за 40 минут до аварии образовалась узкая щель, из которой начал вытекать газ. Он стекал в низину у подножия скалы Змеиная Горка. В 900 километрах от трубопровода как раз идет полотно Транссиба.

По расписанию поезда № 211 и 212 не должны были встретиться в том месте, где скопилось газовое облако. Но так вышло, что поезд Новосибирск - Адлер дольше простоял в Аше: нужно было высадить беременную пассажирку, у которой начались преждевременные роды. А встречный состав Адлер - Новосибирск задерживался из-за поломки.

В Челябинске - начало второго часа ночи. Едва поезда прошли мимо друг друга, возникла искра - и все поднялось на воздух. Позже это сравнят с ядерным взрывом. Вагоны разбросало на несколько сотен метров от рельсов, ударной волной выбило стекла в селах в радиусе 20 километров. Железо сминалось, а люди, оставшиеся внутри, горели заживо.

Постфактум родственники и дети тех, кто должен был сесть в злополучные поезда, вспоминают, как их уберегли обстоятельства. Одни пассажиры передумали ехать, купив билет до Адлера на самолет, других не пустили в отпуск. Но так повезло не всем.

В катастрофе погибло около 600 человек. Фото: Из архива Юрия Вишни

В катастрофе погибло около 600 человек. Фото: Из архива Юрия Вишни

Жительница Новосибирска Татьяна Сопильняк вспоминает, что у нее, тогда еще пятилетней, словно из ниоткуда возникло тревожное предчувствие. Она ехала с семьей в Краснодарский край в гости к бабушке и дедушке. И садиться на поезд было страшно.

- Мы с мамой и братьями ехали в третьем вагоне, папа был в вагоне-видеосалоне. Ночью раздался взрыв: мы думали, что началась война. Мы оказались посередине вагона, не могли выбить стекло. Капал пластик, все горело, а стекло в итоге само лопнуло из-за температуры, - рассказала КП-Новосибирск Татьяна, вспоминая события той ночи.

Женщина помнит, что ее отца ударной волной вынесло на улицу, и он с помутневшим сознанием по наитию добрался до вагона, где была его семья. Кто знает, как сложилась бы судьба, если бы пришел не туда. Счет шел на секунды.

- Мы увидели папу и стали ему кричать. Мама скидывала ему нас в окно, потому что было очень высоко. Так мы выбрались. Было очень холодно. Помню, ноги аж прилипали к земле. Мама взяла одеяло зубами, так как руки у нее были обожжены, закутала меня, и мы шли несколько километров по рельсам, потом по железнодорожному мосту. А под ним мчались поезда с бешеной скоростью, - вспоминает Татьяна.

СРЕДИ ПОГИБШИХ МНОГО ДЕТЕЙ

Ночь наполняли крики умирающих. Едва семья выбралась из вагона, как он взорвался:

- Нас потом эвакуировали по больницам. Маму увезли в Куйбышев, папу - в Москву, братьев - в Уфу, а меня - в Нижний Новгород. У меня было 20% ожогов, у мамы с папой обгорели руки, братьям повезло: у них ожоги были поверхностные. Реабилитация проходила очень долго - несколько лет, особенно в психологическом плане. Потому что видеть, как люди сгорают заживо, - это не просто страшно. Это ужас.

Из-за того, что вагоны смяло, многие просто не смогли выбраться. А температура огня внутри выросла под 1000 градусов...

Почти полностью сгорели два вагона, в которых пионеры ехали на отдых к Черному морю. Погибли девять хоккеистов юниорской команды «Трактор-73». Много детей было и среди пострадавших.

Похороны. Многие гробы пустые: тела так и не нашли. Фото: Из архива Юрия Вишни

Похороны. Многие гробы пустые: тела так и не нашли. Фото: Из архива Юрия Вишни

- Моей одноклассницей была девочка Жанна. Когда мы с ней пошли в первый класс, помню, у нее на теле были еще свежие ожоги, не зажившие. Она рассказывала сначала намеками, откуда эти шрамы: «Мы ехали, ехали, но не доехали». Больше этой фразы ничего не говорила, а я не понимал сначала. И вот спустя месяца три, когда в школе упомянули эту аварию, она нехотя рассказала, что горела в этом поезде. Огонь был везде, и самый сильный ожог на правой стороне лица она получила, когда выбиралась из поезда. Говорила, там был ад. Жаль, я о Жанне ничего не слышал с 1995 года, пытался найти в соцсетях, но ее там нет, - уточнил КП-Новосибирск Александр, выпускник гимназии № 11 в Новосибирске. - Был еще мальчик классом старше, тоже с обожженным лицом. Помню, его поначалу Фредди Крюгером обзывали. Но он повзрослел и своим умом, достойным поведением заслужил такого уважения, что это детское прозвище стерлось, к нему больше так не обращались.

ЧТО ИЗМЕНИЛА КАТАСТРОФА

Сразу после катастрофы выжившие начали помогать друг другу. Подоспели и жители ближайших сел. Для эвакуации на место были направлены бригады скорой из Аши, Златоуста, Челябинска, Уфы. Последняя взяла на себя больше всего больных - 100 человек. Везли людей с менее серьезными травмами и в больницы других, отдаленных регионов, в том числе даже в Новосибирскую область. К эвакуации подключились воинские подразделения, также привлекалась и авиация - вертолеты Ми-2 и Ми-8, самолеты Ан-2.

Помощь прислали из Москвы и даже из других стран. Из Москвы прибыл специализированный модульный госпиталь, из США - аппараты «искусственная почка», поступали медикаменты из Японии, Италии и других стран. Из-за того, что врачам пришлось иметь дело с таким количеством ожоговых больных, в СССР, а потом и в России улучшили оснащение комбустиологической службы, были дооборудованы и укрупнены областные ожоговые центры в Челябинске и Уфе. Жаль только, что все это такой большой ценой.

Трубопровод после катастрофы демонтировали. А взорванные вагоны еще долго лежали на земле.

- Мне тогда было 12 лет. Ехали в Крым. Наш поезд долго простоял на том месте, наверное 4 - 5 часов. Те два поезда все еще были там, под Ашой. Мама рассказывала, что они как-то столкнулись. Очень сильно пахло газом. Когда через полтора дня доехали до Крыма, по радио передали, что 4 июня произошел взрыв. Нас тогда родственники заочно уже похоронили: раньше ведь мобильных телефонов не было, и никак не позвонить, что ты едешь в другом поезде и с тобой все хорошо, - поделился с КП-Новосибирск очевидец Виталий. - Через две недели, когда мы уже ехали обратно после отдыха, видели, что валяются обломки, вагоны. Было страшновато, и это я еще не осознавал весь масштаб. Понял, когда повзрослел.

МОЖНО ЛИ БЫЛО ИЗБЕЖАТЬ ТРАГЕДИИ?

Когда трубопровод был запущен, выяснилось, что его провели с нарушением. Труба изначально была проложена под нефть, но потом по ней решили пускать газ. Хотя давление перед этим все же проверили.

Больницы были переполнены: пациентов развозили по разным регионам. Фото: Из архива Юрия Вишни

Больницы были переполнены: пациентов развозили по разным регионам. Фото: Из архива Юрия Вишни

Был еще один недочет: трубу проложили на одном из участков слишком близко к населенному пункту. Следствие позже выяснило, что при прокладке трубу повредили ковшом экскаватора, а изоляцию не проверили. За 4 года небольшой свищ разросся до 1,7 метра.

Кстати, до трагедии машинисты, которые проходили этот участок, сообщали диспетчерам участка о сильном запахе газа, но движение поездов никто не остановил. А вечером 3 июня дежурные службы отмечали падение давления в трубопроводе, но энергетики вместо того, чтобы ее перекрыть, наоборот, увеличили подачу газа, чтобы компенсировать потерю. Становится понятно: прояви люди бдительность и не отнесись к сообщениям халатно, взрыва могло и не случиться.

Но наказание за трагедию понесли не все. Судебное разбирательство длилось 6 лет, завершившись уже в России. Следователи собрали 80 томов материалов по делу, обвинение предъявили семерым рабочим. Прораб путевой механизированной колонны № 1 Фануз Кашапов и главный инженер Рамиль Уразин получили по 2 года лишения свободы с отсрочкой приговора на год и были освобождены от ответственности по амнистии. Так же отделался и начальник участка строительно-монтажного управления № 1 Игорь Калачев, проводивший изоляционные работы.

Более или менее понесли ответственность начальник генподрядного стройуправления треста «Нефтепроводмонтаж» Виктор Курочкин и начальник линейной инженерно-технологической службы «Черкассы» Александр Курбатов. Они получили по 2 года в колонии-поселении. Подчиненный Курбатова Александр Макаров тоже получил 2 года с отсрочкой и попал под амнистию. Избежал по амнистии наказания и заместитель начальника ВПО «Союзнефтегазпереработка» Александр Смирнов.

ПАМЯТЬ

На 1710-м километре железной дороги появилась остановка, на ней останавливаются все электрички, следующие из Уфы в Ашу. Там находится монумент, построенный возле братского колумбария с 327 урнами с прахом неопознанных погибших. У подножия монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда № 212 Адлер - Новосибирск.

Мемориал погибшим в железнодорожной катастрофе в Челябинске. Фото: Евгений МИХАЙЛОВ

Мемориал погибшим в железнодорожной катастрофе в Челябинске. Фото: Евгений МИХАЙЛОВ

Каждый год весной в Челябинске проводится турнир памяти хоккеистов школы «Трактор», ребята из которой погибли в 1989 году. Возле 1710-го километра делает остановку «Поезд Памяти». В его вагонах сидят родственники погибших, люди, выжившие в катастрофе. Они идут к установленному там мемориалу, чтобы почтить память своих близких.

Трагедия под Челябинском сказалась и на истории Новосибирска. Привычный День города новосибирцы отмечают в конце июня. Но так стало только с 1990 года. А раньше с датой не могли определиться: сначала поставили ее на осень, потом перенесли на начало лета. 4 июня 1989 года должны были пройти гуляния, но празднование годовщины экстренно свернули. Вместо веселья объявили общегородской траур. А 5 июня стал траурным днем для всего СССР.

Уважаемые читатели!

Мы ищем пострадавших в этой катастрофе и других пассажиров поезда, в том числе женщину, которую беременной высадили на пути в Челябинск. Ребенку, родившемуся в тот день, уже должно исполниться 35 лет. Если вы в числе выживших или знакомы с ними, свяжитесь с нашей редакцией по телефонам: 8-923-145-11-03 и 8-983-120-21-81.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию

Редакция (383) 289-91-00

Viber/WhatsApp 8-923-145-11-03

Почта kp.nsk@phkp.ru

ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер

Также наши сообщества есть в Телеграм и Вайбер