Премия Рунета-2020
Новосибирск
+10°
Boom metrics
Общество2 апреля 2024 5:20

Выборы Президента РФ - 2024 в Новосибирской области: новации и результаты

В экспертном сообществе Новосибирской области широко обсуждаются предварительные тезисы доклада Ассоциации НОМ «Выборы Президента Российской Федерации 15 - 17 марта 2024 года», представленные на площадке ОП РФ 27 марта 2024 года
Константин ЛОПАТИН
Общественные наблюдатели не просто находились на месте, но и делились своим мнением в соцсетях.

Общественные наблюдатели не просто находились на месте, но и делились своим мнением в соцсетях.

Фото: Алена КУЛЕШОВА

Выборы Президента РФ в Новосибирской области прошли с применением ряда новаций, которые, по мнению председателя штаба общественного наблюдения ОП НСО Романа Бубенова, оправдали себя, что подтверждается итогами электорального процесса.

Высокие показатели фактической явки, в частности, связаны с более широким, чем на прошлых выборах, применением системы дистанционного голосования (ДЭГ): в сравнении с предыдущими выборами этот показатель в НСО вырос более чем в 3 раза, что говорит о популярности данного вида голосования среди избирателей.

Роман Николаевич Бубенов, председатель комиссии по развитию информационного общества и взаимодействию со СМИ Общественной палаты Новосибирской области.

Роман Николаевич Бубенов, председатель комиссии по развитию информационного общества и взаимодействию со СМИ Общественной палаты Новосибирской области.

Фото: Анастасия ПУТИНЦЕВА

Дополнительным фактором, повлиявшим на высокую явку, стал сам новый формат трехдневного голосования, который оказался значительно более удобным для избирателей, позволяя им свободнее планировать свое время для посещения избирательных участков. Широкий спектр возможностей для голосования, от ДЭГ и голосования по месту нахождения до возможности досрочного голосования, обеспечили открытость и справедливость реализации избирательных прав для граждан всех категорий. Точно и эффективно выстроенная система общественного наблюдения и, в частности, центр общественного видеонаблюдения дали уверенность в том, что за все три дня голосования существенных нарушений допущено не будет, что и подтвердила итоговая статистика по выявленным проблемам, требующим оперативного реагирования: зафиксирован минимальный уровень нарушений за всю историю новой России, при этом выявленные нарушения не носили существенного характера.

Существующая нормативно-правовая база и опыт, накопленный общественными наблюдателями на предыдущих выборах, полностью обеспечили принцип равного подхода к кандидатам на всех этапах избирательного процесса.

Несмотря на масштабные кибератаки со стороны недругов России, сорвать или приостановить работу выборных механизмов у них не получилось: это не позволила сделать глубокая и всесторонняя подготовка технических аспектов избирательного процесса.

По мнению председателя Общественной палаты НСО Галины Гридневой, несмотря на обширную кампанию, осуществленную недругами нашей страны в информационном пространстве, мы сумели поддержать международные стандарты избирательного процесса: в Новосибирской области за выборами Президента РФ наблюдали 13 международных наблюдателей из 11 стран мира. Таким образом, была прорвана информационная блокада, что послужило укреплению доверия к результатам выборов в международном сообществе.

Галина Борисовна Гриднева, председатель Общественной палаты Новосибирской области.

Галина Борисовна Гриднева, председатель Общественной палаты Новосибирской области.

Фото: Алена КУЛЕШОВА

Присутствие международных наблюдателей и широкое развертывание системы общественного наблюдения существенно снизили риски использования выборов для разжигания протестных настроений и провокаций, направленных на дестабилизацию общества. Те единичные случаи провокаций, которые все же имели место, никак не повлияли на ход голосования и его результаты, а в обществе сформировали устойчивое негативное отношение к организаторам таких провокаций. Российская избирательная система продемонстрировала не только максимальную прозрачность и открытость избирательного процесса, но и высокую надежность в нештатных ситуациях.

Все это было бы невозможно без достаточного развития институтов гражданского общества и высокого уровня личной ответственности участников избирательного процесса. В Новосибирской области Общественной палатой было подготовлено более 2 тысяч общественных наблюдателей, проведена большая работа по информированию граждан о правовых аспектах деятельности общественного наблюдения, что позволило привлечь к этой работе большое количество людей и, что немаловажно, представителей молодежи. В итоге общественным наблюдением были охвачены все территориальные и участковые избирательные комиссии, что обеспечило соблюдение избирательных прав граждан на всех этапах голосования.

Комплексный подход к защите избирательных прав граждан, сочетание общественного и международного наблюдения за выборами, отличная техническая подготовка процесса общественного наблюдения и высокая правовая культура самих наблюдателей позволили избежать существенных нарушений избирательного процесса и однозначно свидетельствуют о легитимности результатов выборов как внутри страны, так и за ее пределами.