Премия Рунета-2020
Новосибирск
+13°
Boom metrics
Общество22 марта 2024 7:30

ЦДЖ: казна Новосибирска «теряет» 150 млн в год из-за рекламной реформы

Эксперты подсчитали недополученную выгоду города из-за новой схемы работы с рекламными площадями
Анатолий КУПРИН
Рекламными площадями владеет город, предоставляет в найм бизнесу, но складывается впечатление - не слишком эффективно.

Рекламными площадями владеет город, предоставляет в найм бизнесу, но складывается впечатление - не слишком эффективно.

Фото: Евгения ГУСЕВА

В Новосибирске все чаще встает вопрос об эффективности наполнения и использования бюджета. Возможно, причина такого внимания к казне - наболевшие городские проблемы. Самый очевидный пример: хронически не хватает техники для содержания дорог - уборки снега зимой и ремонта асфальта летом.

Учитывая то, что работа чиновников становится все публичней, возникают и догадки: денег мало, потому что отдельно взятые должностные лица не умеют ими распоряжаться, не умеют ни эффективно тратить, ни зарабатывать.

На этой неделе масс-медиа Новосибирска активно обсуждают то, как действует в городе один из самых прибыльных секторов экономики - рекламный. Точнее, прибыльный он по определению, но весьма скудный по факту. Такое впечатление складывается из исследования портала «Центр деловой жизни», которое и стало мощным инфоповодом.

Автор аналитики описывает, как стремительно иссякает доход от сдачи в аренду рекламных площадей. Ими владеет город, предоставляет в найм бизнесу, но складывается впечатление - не слишком эффективно. И в этом усматривается связь с работой начальника Управления художественного облика города мэрии города Новосибирска Олега Хорошунова.

«В конце 2020 года, когда Хорошунов получил должность, действующая на тот момент схема [размещения рекламных конструкций] содержала 447 мест, где конструкции размещались без договоров. Единовременное проведение торгов по этим участкам принесло бы в бюджет как минимум 64,8 млн рублей (если считать по среднему показателю, без учёта коэффициента улиц). И это если бы никто не торговался. На аукционах стоимость лотов обычно взлетала до 1,5 раз. Это уже 95 млн рублей за год. А поскольку договоры заключались сроком на 10 лет, можно говорить о контрактах почти на 1 млрд рублей (плюс коэффициент инфляции, который учитывается ежегодно).Но Хорошунов взялся откладывать крупные аукционы, проводя то здесь, то там штучные торги и попутно сокращая количество конструкций. В схеме, утвержденной 30.09.2019 было зафиксировано 2638 мест (включая упомянутые 447 без договоров). В актуальной схеме, утверждённой 01.08.2023, осталось лишь 1490 мест. Количество щитов 3х6 (самый популярный формат) уменьшилось с 1461 до 1003, суперсайтов со 194 до 63. Почти полностью уничтожен формат «афиш»: на момент прихода Хорошунова их было 220, сейчас 15», - приводит цифры информационно-аналитическое агентство «ЦДЖ».

Согласно опубликованным на портале подсчетам, размер недополученной городом выгоды - более 150 миллионов рублей в год!

Возможно, начальник управления сошлется на желание очистить город от навязчивой рекламы, но не является ли такое усердие излишним? Ведь, надо учесть, город растет, отстраивается, и даже сохраняя прежний объем рекламных площадей, муниципалитет мог заметно уменьшить их плотность. Да и слишком уж тенденции в Новосибирске контрастируют с ситуацией на рынке других городов.

«В октябре 2023 года администрация Иркутска провела торги на 84 места под видеоэкраны, пополнив таким образом городской бюджет на 300 миллионов рублей. В январе нынешнего года мэрия Барнаула отторговала всего лишь 77 мест под видеоэкраны за 280 млн рублей - за 10 лет это принесет городу 2,8 миллиарда», - пишет «ЦДЖ».

Повторимся: потребность в деньгах у городской казны - высокая. На это открыто намекают ямы на дорогах и заметные издержки в социальной сфере.

При этом, работа с расходованием и наполнением казны - это, все-таки, не дело вкуса отдельно взятого чиновника. Красноречиво об этом напоминают два больших задержания, что прогремели в Новосибирске в конце марта. Герои свежих криминальных сводок - Министр ЖКХ региона Денис Архипов и экс-глава дорожного департамента Константин Васильев.

Оперативную съемку из дома последнего прокуратура даже выложила в сеть. Должно быть, в назидание: мол, с VIP-персонами церемониться не готовы. Действительно, силовики на этих кадрах действуют жестко: лицом в пол, руки за спину... Весь набор того, что обычно достается крупным бандитам и рецидивистам.

Дела и Архипова, и Васильева, по версии следствия, касаются легкомысленного отношения к казенным деньгам.

Не будем вдаваться в подробности этих истории (о них мы уже рассказывали на kp.ru), а лишь отметим тенденцию: без рачительного отношения к бюджету чиновник рискует не просто потерять популярность в глазах народа, но и лишиться свободы.

Не возьмемся утверждать, что работа Олега Хорошунова становится в один ряд с деятельностью задержанных чиновников. Но, возможно, есть определенное сходство.

При этом, одно дело, если слабая работа с капиталоемким ресурсом города - проявление легкомысленности. И совсем другое - если в этом есть личная заинтересованность.

А «рекламная реформа» в Новосибирске достойна того, чтобы проверить ее в этой части. Даже не будучи экспертами в данной области, можем предположить: отказавшись от продажи рекламных площадей условным «оптом» в пользу «розницы», профильное управление в теории могло отдавать «избранным» арендаторам наиболее привлекательные лоты.

Опять же, не будем подменять работу профильных структур. Правоохранители в силах более тщательно оценить работу управления в части соответствия антикоррупционному законодательству. Может быть, главе СКР Александру Бастрыкину, который неоднократно заострял внимание на нарушениях закона в Новосибирске, стоит и здесь дать подчиненным соответствующие распоряжения? Хотя бы для того, чтобы «рекламная реформа» в городе выглядела более прозрачной.