Премия Рунета-2020
Новосибирск
+7°
Boom metrics
РЖД. Люди дела27 октября 2023 1:00

«Это особый мир!»: история директора лицея № 6 в Барабинске

Как железнодорожная специфика влияет на систему детского образования
Светлана Шумицкая: - Учитель - это образ жизни, состояние души. Фото: Алена МАНАСЫПОВА

Светлана Шумицкая: - Учитель - это образ жизни, состояние души. Фото: Алена МАНАСЫПОВА

В начале октября вся страна празднует День педагога и говорит спасибо одним из самых важных людей в нашей жизни - учителям.

Директор РЖД лицея № 6 в Барабинске Светлана Шумицкая влюблена в свою работу и уверена: учитель - это больше, чем профессия, это образ жизни, состояние души. Она рассказала «Комсомольской правде» о современных детях, об осознанном выборе профессии и качестве образования в системе РЖД.

ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

У РЖД лицея № 6 богатая история длиной 60 лет. Школа построена для детей железнодорожников, проживающих на малых станциях Западно-Сибирской железной дороги. Пять дней в неделю дети обучаются и проживают в образовательном учреждении, а выходные проводят дома. Сегодня в лицее обучаются 278 школьников с 13 станций, а также из Новосибирска, города Куйбышева, Барабинска и Барабинского района.

В РЖД лицее № 6 создали все возможности для реализации потенциала каждого ученика. Фото: Алена МАНАСЫПОВА

В РЖД лицее № 6 создали все возможности для реализации потенциала каждого ученика. Фото: Алена МАНАСЫПОВА

Отдать детей на обучение в лицей стремятся не только железнодорожники. Здесь высокое качество образования и опытные педагоги, а детей в классах меньше, чем в муниципальных школах. Руководство Западно-Сибирской железной дороги проявляет заботу и помогает в создании и развитии современной материально-технической базы лицея: тут и смарт-доски, и мультимедийное оборудование, и мобильные компьютерные классы, и оснащенные современным оборудованием лаборатории. Для воспитанников организовано дополнительное образование: лаборатория «Юный нейрофизиолог-инженер», кружки Cuboro, «Робототехника», танцевальная студия «Созвездие», вокальная студия «Смайл», ИЗО-студия, театр, спортивный клуб - всего более 20 кружков различного направления. В лицее создана профориентационная система, он тесно сотрудничает с железнодорожными вузами. Директор лицея Светлана Шумицкая руководит центрами довузовской подготовки «Перспектива 2.0», слушателями которых являются будущие выпускники школ: ученики 10-х и 11-х классов. Для них железнодорожные вузы проводят профильные смены на базах своих университетов, где у ребят есть возможность окунуться в студенческий мир и поработать в лабораториях высших учебных заведений.

- Обучающиеся центров довузовской подготовки осознанно выбирают будущую профессию. В железнодорожные вузы и техникумы поступают от 70 до 90% наших выпускников, - поясняет Светлана Шумицкая.

ПЕДАГОГ В ЧЕТВЕРТОМ ПОКОЛЕНИИ

Светлана по образованию филолог, учитель русского языка и литературы. Она педагог в четвертом поколении. По окончании педагогического института переехала в Барабинск вслед за мужем-железнодорожником. Сначала преподавала в муниципальной школе, потом трудилась в управлении образования Барабинского района. С 2005 года работала преподавателем-организатором ОБЖ в школе-интернате № 18 ОАО «РЖД», через полтора года там же - заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а в 2015 году заступила на должность директора этой школы.

- Система образования РЖД - особый мир. Когда я пришла в эту школу, поняла, насколько он важен и нужен. Мне все здесь интересно, это по-настоящему мое дело! Здесь другие возможности и преимущества образовательной системы, которая позволяет детям реализовать свой потенциал и создает условия для их будущего успеха, - поделилась наша героиня.

«Преподавание - это не только обучение, но и творчество, а также мир восхищенных детских глаз», - уверена Светлана Шумицкая. Фото: Алена МАНАСЫПОВА

«Преподавание - это не только обучение, но и творчество, а также мир восхищенных детских глаз», - уверена Светлана Шумицкая. Фото: Алена МАНАСЫПОВА

СОЮЗ СОРАТНИКОВ

Свой коллектив Светлана Шумицкая называет сплоченным союзом соратников.

- Коллектив не очень большой: 83 сотрудника, 42 из которых - педагоги. Это люди невероятно интересные, творческие, во всем поддерживают друг друга. Даже молодежь к нам приходит креативная! Мои коллеги - это сплав мудрости, опыта и творческой энергии молодых специалистов. Наставничество и сотрудничество педагогов проявляются в каждом действии нашего коллектива. Меня всегда восхищает, насколько они все легкие на подъем, всегда готовые с головой окунуться в новые проекты, - гордится Светлана.

- А в работе нужно растворяться? Это не опасно для личной жизни?

- Педагоги - очень увлеченные люди, могут ночами, днями, месяцами быть погружены в свою работу, творчество. Поэтому порой у них не хватает времени на личную жизнь. В моей семье сплелись династии педагогов и железнодорожников. Я - учитель в четвертом поколении, муж - железнодорожник в третьем поколении. Оба сына окончили учебные заведения железнодорожного транспорта, работали на железной дороге, в настоящее время служат в Росгвардии. Мне повезло: моя семья меня понимает, поддерживает и с уважением относится к моей работе. Считаю, если не растворяешься в профессии, то и результатов не будет. Преподавание - это не только обучение, но и творчество, а также мир восхищенных детских глаз, ждущих от тебя понимания, поддержки и новых открытий. Поэтому и отдаешь им всю душу. Дети чувствуют отношение взрослых, и, когда ты им открыт, позитивен, они тебе доверяют. А доверие - самое главное!

В лицее создана профориентационная система, он тесно сотрудничает с железнодорожными вузами. Фото: Алена МАНАСЫПОВА

В лицее создана профориентационная система, он тесно сотрудничает с железнодорожными вузами. Фото: Алена МАНАСЫПОВА

- На ваш взгляд, дети сейчас другие?

- Каждое поколение детей отличается друг от друга! Но другие они лишь в том, что живут в век информационных технологий. Если для нас основным источником познания были книги, то у них сейчас гаджеты. Эти условия мы должны принимать, понимать и использовать в положительном ключе. Можно привлечь детей к поэзии и созданию стихов; разработке компьютерных программ с помощью гаджетов. Дети очень любят, когда их удивляют, увлекают и погружают в творчество, поэтому тезис моей педагогической философии предельно прост: «Удивляясь - удивлять, увлекаясь - увлекать». Всегда можно придумать что-то полезное и увлечь ребенка - в этом и заключается талант и мастерство педагогов!