Премия Рунета-2020
Новосибирск
+7°
Boom metrics
Общество22 февраля 2024 16:07

«Еды было по ложке в день, от голодных зэков спасал пистолет»: как выживали пассажиры «Дугласа», рухнувшего в Заполярье

Самолет «Дуглас», рухнувший в Заполярье 77 лет назад, реставрируют в НСО
Новосибирские специалисты восстанавливают борт Тюрикова, который 70 лет пролежал в тундре. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

Новосибирские специалисты восстанавливают борт Тюрикова, который 70 лет пролежал в тундре. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

В Новосибирск в конце 2021 года перевезли фюзеляж самолета «Дуглас» С-47. История этого «советского американца» задевает за живое до сих пор: в 1947 году он совершил аварийную посадку в таймырской тайге. Командир экипажа Максим Тюриков и бортрадист Алексей Смирнов отправились на поиски подмоги и трагически погибли, а оставшиеся люди три недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера, ждали помощи. И дождались.

В тундре «Дуглас» пролежал почти 70 лет. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

В тундре «Дуглас» пролежал почти 70 лет. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

«Дуглас» в СССР доставили по ленд-лизу во времена Второй мировой. До аварии он совершал и военные, и гражданские рейсы. В кругах историков его называют «борт Тюрикова». Тот апрельский рейс для командира был особенно трудным: нужно было вылететь из Красноярска на мыс Косистый у моря Лаптевых. Дозаправиться, взять груз и пассажиров и лететь обратно в Красноярск с остановками в Хатанге, Дудинке и Туруханске.

Первую часть полета команда выполнила. Но на обратном пути суровая арктическая зима разбушевалась. Самолет попал в снежный заряд - пургу и ливневый снег. Связь с бортом пропала.

Командир корабля 36-летний Максим Тюриков смог в сложнейших условиях посадить борт на обледеневшее болото.

Командир корабля 36-летний Максим Тюриков смог в сложнейших условиях посадить борт на обледеневшее болото.

Фото: Мария ЛЕНЦ

- Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.1947 в 0.30 из Кожевниково вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5.30 вынужденная посадка. Жертв нет, - эту надпись с точным временем оставил командир на внутренней обшивке - написал ее химическим карандашом.

То самое послание от командира. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

То самое послание от командира. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

Позже реставраторы отыщут и другие надписи, в том числе радостную - о том, что все спаслись. Но 23 апреля никто не знал, все ли выживут и выживут ли. Через шторм Тюриков вел самолет почти вслепую. За 15 лет за штурвалом у него накопилось тысяча часов таких «слепых» полетов. Через 4 часа полета отказал левый мотор, а потом и правый, перегревшийся от двойной нагрузки. Аварийную посадку пришлось совершить севернее от первоначального курса. Мастерство пилотов спасло пассажиров: самолет удалось посадить на обледеневшее болото, и никто не пострадал. Но впереди было долгих полмесяца надежд и ожидания…

ПРОПАВШИЙ САМОЛЕТ

Рация разрядилась, поэтому экипаж не мог подать сигнал, хотя сделать это пытался. Авиамоторист Николай Шахаданов отстучал произвольный набор азбукой Морзе. Но до сих пор неизвестно, услышал ли его кто-нибудь.

Максим Тюриков считал, что лучше ждать помощи всем вместе. Но время шло, спасатели не приезжали. Пассажиры, потерявшие уверенность, уговорили экипаж самому выйти к людям в ближайшее поселение. Вот только как в тундре ориентироваться? Глазу зацепиться не за что: кругом неизменная пустошь, в которой могут заблудиться и бывалые охотники. Это сейчас нам известно, что самолет приземлился в 180 километрах от поселка Волочанка, но тогда никто не знал, далеко ли идти. Максим Тюриков, бортмеханик Виктор Пискарев, бортрадист Алексей Смирнов и шестеро пассажиров ушли в неизвестность - и больше не вернулись.

11 мая пассажиров спасли. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

11 мая пассажиров спасли. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

Среди пропавших были и четверо заключенных. Исследователи истории «Дугласа» сходятся в том, что Максим Тюриков по сути спас жизнь пассажирам дважды - и второй раз был тогда, когда он увел опасную четверку подальше от женщин и детей.

С остальными пассажирами был второй пилот Сергей Аношко. Он собрал все запасы еды и разделил ее на порции. Но недели шли, пищи оставалось все меньше - в последние дни на человека осталось только по ложке. А ведь среди пассажиров были и дети... Страдали люди не только от голода, но и от морозов. От пурги прятались внутри самолета, жгли сухую траву, часть вещей из груза, обшивку. Благодаря этому никто не погиб, отделались лишь обморожениями.

- Бабушка и другие женщины готовили тюрю на воде, замешивали туда хлеб из пайков, муку. Все, что было съедобного, настаивали и хлебали, крупу размачивали. С пассажирами остались еще несколько заключенных, и по мере того, как еда заканчивалась, они вели себя наглее, шептались между собой. А однажды открыто заявили: «Мы-то не пропадем, еда кончится - барашков будем резать», - рассказывал «Комсомолке» внук выживших на борту Сергей Савченко. Отделаться от зэков можно было только пистолетом с тремя пулями - его предусмотрительно оставил Тюриков перед уходом.

Все надписи останутся внутри самолета как дань памяти. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

Все надписи останутся внутри самолета как дань памяти. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

Только 11 мая группа продрогших и оголодавших людей увидела в небе спасительный самолет. Поиски начались еще 23 апреля, но долго не приносили успеха, потому что «Дуглас» искали совсем не там, где он приземлился. Всех практически невредимыми вывезли на собачьих упряжках.

Но что произошло с группой, ушедшей в тундру, остается загадкой по сей день. Тело Максима Тюрикова нашли только в 1953 году в реке Шейтан. Что стало с восемью его спутниками? Они по-прежнему числятся без вести пропавшими. Самолет могла постичь та же печальная судьба - быть навеки брошенным в тундре. И только спустя 70 лет легендарному борту решили подарить вторую жизнь и сделать памятником - не только жертвам той аварии, но и героизму русских авиаторов.

Самолет перевезли на «большую землю» по частям. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

Самолет перевезли на «большую землю» по частям. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

ВОЗВРАЩЕНИЕ БОРТА ТЮРИКОВА

После долгих десятилетий к самолету отправилась экспедиция Русского географического общества из Красноярска. 2 года длилось спасение борта из арктических болот и перенос на «большую землю». Этот проект стал победителем Премии Русского географического общества в номинации «Лучшая экспедиция по России».

В 2021 году его привезли в Новосибирск. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

В 2021 году его привезли в Новосибирск. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

РГО частично восстановило самолет, но на дальнейшую реконструкцию его решено было отправить в столицу Сибири.

Реконструкция «Дугласа» идет своим ходом вот уже больше 2 лет. В специальном ангаре на аэродроме Мочище его восстанавливают специалисты из компании «Геликоптер». Условия усложнились: детали дорожают, есть и трудности с доставкой оригинальных материалов из-за границы. Но работа движется, ее планируют закончить к декабрю 2024 года.

В ангаре аэродрома Мочище вовсю кипит работа. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

В ангаре аэродрома Мочище вовсю кипит работа. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

- Полностью завершена реставрация консольных частей крыльев, целиком покрашены крылья. На них и на фюзеляж нанесут обозначения согласно схеме, относящейся ко времени работы самолета в составе 26-го транспортного авиаотряда Красноярского управления гражданского воздушного флота СССР в 1947 году. Восстановлены пряжки привязных ремней, заглушки оконных отверстий, рукоятки дверей. Началось установление окон грузовой кабины, окраска наружной поверхности фюзеляжа. В носовой части полностью закончен монтаж силового набора, восстановлен пол кабины пилотов, продолжается установка наружных панелей носовой части, - перечислили КП-Новосибирск в Красноярском краевом отделении РГО.

Целиком покрашены крылья. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

Целиком покрашены крылья. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

До этого полностью отреставрировали оба двигателя и воздушные винты. Наладили все вспомогательные агрегаты двигателей: стартеры, генераторы, маслонасосы. Даже восстановили маркировку производителя. В общем, для того, чтобы самолет выглядел так, как в 1943-м, когда он только оказался на советской земле, делают все возможное.

Схема, по которой на фюзеляж нанесут обозначения. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

Схема, по которой на фюзеляж нанесут обозначения. Фото: Предоставлено Красноярским отделением РГО

Восстанавливают бережно, а главное, записи на внутренней обшивке не тронут - они останутся как дань памяти о пассажирах. Летать борт не будет, а отправится в парк-музей освоения Севера на острове Молокова посреди Енисея.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию

Редакция (383) 289-91-00

Viber/WhatsApp 8-923-145-11-03

Почта kp.nsk@phkp.ru

ВКонтакте Одноклассники Твиттер

Также наши сообщества есть в Телеграм и Viber