Премия Рунета-2020
Новосибирск
-5°
Boom metrics
РЖД. Люди дела31 января 2024 2:00

Почему учительница пошла в железнодорожники и не пожалела

Она почти 30 лет на железной дороге и знает, как не попасть в списки эмоционально выгоревших
Руководство не раз отмечало профессионализм Елены Аршинцевой.

Руководство не раз отмечало профессионализм Елены Аршинцевой.

Елена Аршинцева работает начальником железнодорожной станции Падунская, считает ее своим домом, где она - рачительный, заботливый хозяин. Станция проходная, но бывает, приходится организовывать отстой вагонов от движения.

Падунская - станция пятого класса, маленькая, но дел тут хватает: нужно следить за путями, опорами, безопасным движением. В штате всего шесть человек, но каждый сотрудник - профессионал своего дела, причем неравнодушный, гиперответственный - другие тут не задерживаются.

ПЕРЕБОРОЛА СТРАХ И СМЕНИЛА ПРОФЕССИЮ

По образованию Елена - педагог. Вместе с мужем жила и работала в поселке Изылинка Тогучинского района: в тех краях когда-то добывали уголь. Сама станция Изылинка была создана как раз для вывоза черного золота. Железнодорожницей Елена Аршинцева решила стать в тяжелые 1990-е годы, когда повсеместно сокращали рабочие места и не выплачивали зарплату.

Елена обожает цветы: разводит их дома и в саду. Фото: Личный архив

Елена обожает цветы: разводит их дома и в саду. Фото: Личный архив

- Железная дорога тогда, как и сейчас, была оплотом стабильности. Поэтому решила сменить профессию. Было страшно, но подумала: «Попробую. Вдруг получится?» С первого раза сдала экзамен, получила допуски и стала работать дежурной по станции. Работа сложная: не полежишь, не вздремнешь и не почитаешь. Как заступил на смену, так до ее окончания весь во внимании, собранный, готовый реагировать, если нужно, - говорит героиня.

Постепенно добычу угля прекратили, станцию Изылинка закрыли за ненадобностью, и Елену перевели на должность дежурной по станции Курундус. Работая там, она заочно получила второе образование, уже железнодорожное. В июле 2003 года ей предложили работу начальником станции Падунская. Так судьба завела Елену в мир железнодорожников, где она своя уже 29 лет.

ОПАСНОЕ РАВНОДУШИЕ

Начальник станции - уже другая ответственность. Для Елены самое важное - чтобы все ее сотрудники были обучены, постоянно развивались и были в курсе всех изменений в своей сфере.

Нежные соцветия радуют глаз и наполняют дом железнодорожницы гармонией. Фото: Личный архив

Нежные соцветия радуют глаз и наполняют дом железнодорожницы гармонией. Фото: Личный архив

- Своим коллективом я очень довольна! Когда приходит новый человек, к нему присматриваешься, прислушиваешься и с ходу понимаешь, потянет он работу или нет. Каждый мой сотрудник чувствует ответственность перед другими. Они не стесняются говорить, если что-то непонятно, и обязательно во всем разбираются. Не боятся браться делать по-новому, с другими подходами, технологиями. Они большие профессионалы, и я очень ценю, что в нашем коллективе теплые человеческие отношения, - гордится сотрудниками Елена Аршинцева.

Самым опасным в своей работе она считает возможность появления на ответственных должностях тех, кто не пытается расти, кто равнодушен и не горит своим делом. Железнодорожники отвечают за безопасность перевозки людей, грузов - здесь равнодушным не место, уверена Елена. Если уж пришел на работу, делай все по совести, чтобы по ночам спать со спокойной душой.

- Гиперответственность у железнодорожников в крови: это традиция, то, что впитывается в каждого. К примеру, пошел снег, завывает ветер, и ты не можешь усидеть на месте, звонишь дежурному: «Все ли хорошо?» Дилетантов на дороге нет, они просто не выдерживают этого ритма и этой особой атмосферы понимания своей личной ответственности, - поясняет Елена.

УМЕНИЕ ВОВРЕМЯ ВЫДЫХАТЬ

Несмотря на сложности, груз ответственности, работа на железной дороге пришлась Елене по душе. Женщина вжилась в профессию, прониклась ей, говорит, это невероятно интересно и не сравнится с просиживанием в офисе от звонка до звонка.

Фото: Личный архив

Фото: Личный архив

У Елены двое сыновей. Младший - Александр - мобилизовался, сейчас находится в зоне СВО. Старший - Михаил - работает электромехаником, он контактник, следит за исправностью электрических сетей на железной дороге. В профессию пошел по стопам мамы, так образовалась маленькая трудовая династия Аршинцевых.

- Вы железнодорожница уже почти 30 лет. Скажите, как не попасть в эмоциональную яму, продолжать любить свою профессию?

- Эмоциональное выгорание бывает у всех. Важно помнить, что такое может случиться и с тобой. Чтобы это состояние не захлестнуло, надо осознать: это твоя работа, но если она тебе не нравится, собирай чемодан, пакуй вещи и занимайся чем-то другим. Потом представь, на какую работу ты пошел бы и чем занялся бы? Отними свой опыт, прибавь свой возраст - каково будет? А еще в моменты уныния отлично помогает физический труд. Я живу в деревне. Прекрасная профилактика любых выгораний для меня летом - тепличка, огород, цветы. А зимой отлично бодрит выйти и убрать снег лопатой! После этого - в хорошо протопленную баньку, не забыть про всяческие женские процедуры: скрабик, массаж рук-лица, крем, чтобы ощутить себя обновленной. После такого любые печали нипочем!

- А полениться помогает для восстановления?

- Да, иногда можно и просто поваляться на диване, посмотреть хороший, красивый фильм. Чтобы многое на себе тащить, нужно уметь вовремя выдыхать. А еще не нужно воспитывать в себе тревожность. Если она на вас накатывает, боритесь с ней нещадно! Мы притягиваем к себе то, за что тревожимся, а лучше притягивать к себе хорошее. Поэтому культивируйте спокойствие в душе, этим вы будете и себя поддерживать, и детей своих силой наполнять. Мы всегда незримо связаны со своими детьми, даже вдали они могут чувствовать наше состояние. Поэтому следите за своими мыслями. Если слишком тревожно, сходите в церковь, поговорите с подругой - это такие простые, но очень рабочие вещи. В себя нужно не тревогу впускать, а что-то хорошее, светлое. Тревожности слишком много во внешнем мире, поэтому следите, чтобы она не пускала корни в вашей душе!