Премия Рунета-2020
Новосибирск
+13°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
30 мая 2022 13:41

Роботы одурачили сотни россиян. Опасную схему телефонного мошенничества раскрыли новосибирские полицейские

Новосибирские мошенники, обманувшие 300 человек по всей стране, пойдут под суд
В гости к мошенникам силовики зашли без предупреждения. Фото: предоставлено Главным управлением МВД России по Новосибирской области.

В гости к мошенникам силовики зашли без предупреждения. Фото: предоставлено Главным управлением МВД России по Новосибирской области.

По всей России полиция накрывает криминальные call-центры. Те самые, в которых промышляют телефонные мошенники: звонят от имени банков, выманивают у собеседников данные пластиковых карт и перекачивают деньги на собственные счета.

Еще недавно эти аферисты казались неуловимыми. Теперь многие из них томятся в следственных изоляторах и уже рассказали, как строили преступный бизнес. А мы расскажем вам.

НАШЛИ 250 МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ

В Новосибирске закончилось расследование по делу одного из крупнейших call-центров страны. Он состоял из пяти офисов. Мошенники их регулярно меняли.

- Было изъято 250 мобильных телефонов, 370 банковских карт, большое количество ноутбуков, компьютеров. И у каждого сотрудника - оператора - были данные граждан, распечатанные фамилия, имя, отчество, мобильный телефон. И они осуществляли прозвон, - рассказал КП-Новосибирск начальник Главного следственного управления Главного управления МВД России по Новосибирской области Дмитрий Ходаков.

Очередное задержание: внутрь входит Росгвардия. Фото: предоставлено Главным управлением МВД России по Новосибирской области.

Очередное задержание: внутрь входит Росгвардия. Фото: предоставлено Главным управлением МВД России по Новосибирской области.

Если вам звонили мошенники, возможно вы задавались вопросом: откуда у них ваш номер? А откуда имя и отчество знают? Вот вам и ответ: у жуликов есть эти данные - целые списки. Преступники достают их, например, в банках: получал человек карту - сведения о нем попали в базу. А кто-то из сотрудников взял эту базу и продал.

Кроме этого, личные данные россиян есть в сетевых магазинах, где мы заказываем дисконтные карты, есть в управляющих компаниях, есть у мобильных операторов. То оттуда, то отсюда эта информация утекает к жуликам.

«МОШЕННИКОВ» НАБИРАЮТ ПО ОБЪЯВЛЕНИЯМ

Дело, о котором говорит генерал Ходаков, уже на финальной стадии. Следователи свою работу сделали, теперь задержанные знакомятся с материалами - так положено. Обвиняются 14 человек. Потерпевших - 276.

А вот другой новосибирский пример: call-центр, в котором работали 29 человек, в том числе совсем молодых и вполне благополучных.

- Лицо, которое организовало эту схему мошенничества, снимало ряд обычных квартир. Дается объявление, что требуются операторы. Как правило, приходят граждане в возрасте от 18 до 25 лет. Как правило, студенты, которым дается инструкция, что они должны делать, и список, - описывает Дмитрий Ходаков.

Инструкция - это подробная методичка. Там прописаны фразы, которыми нужно обмануть собеседника. Там же - реплики, которые мошенник может услышать в ответ, и инструкции о том, как беседовать дальше.

Зачастую офис call-центра - это квартира, которую мошенники снимают. Фото: предоставлено Главным управлением МВД России по Новосибирской области.

Зачастую офис call-центра - это квартира, которую мошенники снимают. Фото: предоставлено Главным управлением МВД России по Новосибирской области.

ПОЧВУ ПРОЩУПЫВАЮТ БОТЫ

Вот примеры фраз, с которых мошенники начинают разговор.

«Вас беспокоит технический отдел вашего банка. Младший специалист Тимофей Сергеевич. Обращаюсь к вам касательно такого вопроса: у нас отображается заявка на перевод с вашего счета в размере 8 тысяч рублей. На некоего Кузьмина Олега Викторовича. Вы подавали данную заявку?»

«7 минут назад поступила заявка - был совершен вход в ваше приложение под вашим же логином и паролем из Московской области. В данном регионе вы нашим банком никогда не обслуживались. Так как вы данный перевод не совершали, я фиксирую факт мошеннических действий за вашим личным кабинетом и деактивирую его на один час в целях вашей финансовой безопасности. Данная информация вам понятна?»

На эти вопросы собеседник почти точно ответит отрицательно. Аферист скажет, что, значит, счет нужно защитить от попыток несанкционированного списания. Спросит данные карточки, предложит продиктовать код из SMS-сообщения, и дело сделано.

Убедительности преступникам придают современные компьютерные программы. Они имитируют звуки, которые должны звучать в банке, и даже позволяют подделывать телефонные номера.

Звонит мошенник, но у абонента высвечивается телефонный номер реального банка. Как это происходит, объясняет генерал Ходаков:

- Доходит до того, что есть зеркальные номера. Могут позвонить потерпевшему как будто с моего рабочего номера. Если потерпевший перезвонит, он, понятно, попадет на мой номер телефона. Но злоумышленником может использоваться также и ваш телефон. Специальную программу, которую используют через интернет, мы пока отследить не можем.

Интерьер как в обычном офисе: столы, легкий беспорядок. Фото: предоставлено Главным управлением МВД России по Новосибирской области.

Интерьер как в обычном офисе: столы, легкий беспорядок. Фото: предоставлено Главным управлением МВД России по Новосибирской области.

В части компьютерного оснащения у преступников в принципе все в порядке. Еще один пример приводит начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Новосибирской области Виталий Чернов.

- Очень часто преступники не просто звонят, а присылают роботизированные сообщения, которые якобы отправляют банки: робот-помощник сообщает гражданам, что с использованием их карт, счетов пытаются снять денежные средства либо получить кредит и тем самым похитить их. И как только граждане поддаются на уловки мошенников и перезванивают, с ними вступают в разговор преступники, - говорит Чернов.

Выходит, что в распоряжении преступников искусственный интеллект. А честным людям, когда звонят незнакомцы, надо пользоваться интеллектом собственным - врожденным. Руководствоваться нужно простым правилом: незнакомым людям данные карты и пароли из SMS-сообщений не называть.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию:

Редакция: (383) 289-91-00

Viber/WhatsApp: 8-923-145-11-03

Почта: kp.nsk@phkp.ru

Вконтакте Одноклассники Твиттер

Также наши сообщества есть в Телеграм и Viber.