Премия Рунета-2020
Новосибирск
+9°
Boom metrics
Общество10 мая 2021 5:41

«Люди кричали и молили о помощи»: как пароход «Совнарком» затонул в Оби, унеся жизни 179 человек

Сегодня исполняется 100 лет со дня гибели сибирского «Титаника». «Комсомолка» вместе с историками вспоминает подробности трагедии
Раньше пароход назывался «Кормилец». Фото: fleetphoto.ru

Раньше пароход назывался «Кормилец». Фото: fleetphoto.ru

Одна из самых страшных катастроф на воде в истории Сибири произошла в ночь на 10 мая 1921 года. Тогда двухпалубный пароход под названием «Совнарком» следовал срочным рейсом из Барнаула в Томск и затонул в Новониколаевске (сейчас это Новосибирск). Сегодня исполняется 100 лет со дня трагедии. Как это было и почему до сих пор не установили памятник на месте крушения — в материале КП-Новосибирск.

«ТАМ ГОРЕЛИ КРАСНАЯ И БЕЛЫЕ ЛАМПОЧКИ»

Плавучий «Совнарком» отправился в свой самый первый и последний рейс Барнаул — Томск 9 мая. Правда, если быть точнее, пароход уже не раз бороздил сибирские реки, но в тот роковой путь он ушел под новым именем. Ранее пароход назывался «Кормилец» и находился в распоряжении купчихи Мельниковой, а при советской власти его переименовали. Кто бы мог подумать, что новое название не принесет судну удачи, а навсегда впишет его в трагическую историю.

— По официальным данным, на борту на тот момент было 225 пассажиров. Однако некоторые исследователи говорят, что людей было в разы больше. Также на пароходе находилось почти 230 тонн пшеницы в мешках, — рассказал КП-Новосибирск Константин Голодяев, сотрудник Музея города Новосибирска.

Плавучий «Совнарком» отправился в свой самый первый и последний рейс Барнаул — Томск 9 мая. Фото: fleetphoto.ru

Плавучий «Совнарком» отправился в свой самый первый и последний рейс Барнаул — Томск 9 мая. Фото: fleetphoto.ru

После полуночи пароход подошел к Новониколаевску. Пристань находилась за железнодорожным мостом, вниз по течению Оби. Между его опорами нужно было пройти в кромешной темноте. Капитан направил судно прямо на красную лампу, которая, как маячок, выделялась среди остальных. Именно ее он принял за сигнальную.

— Как выяснилось позже, сигнальные огни на мосту были расположены неправильно. Несколько белых и одна красная лампочка. Именно она и ввела командира корабля в заблуждение. Пароход двинулся прямо на ледорез мостового устоя, — объясняет краевед.

«ВОДОЛАЗЫ ДОСТАВАЛИ ТЕЛА ПОГИБШИХ, А КАПИТАНА ВЗЯЛИ ПОД АРЕСТ»

Рулевой слишком поздно понял ошибку и попытался уйти вправо от преграды, но не успел. Основной удар пришелся на кормовую часть, которая сразу же стала тонуть. На борту началась паника. Пассажиры кричали, пытались выбраться на верхнюю палубу, но пароход, как и его британский собрат «Титаник», медленно шел ко дну. Люди один за другим скатывались в ледяную воду, крича от ужаса.

Пароход доставали со дна в несколько этапов. Фото: предоставлено Константином Голодяевым

Пароход доставали со дна в несколько этапов. Фото: предоставлено Константином Голодяевым

— Люди кричали и молили о помощи. К ним подоспел пароход «Богатырь», с него была спущена лодка, которая вытаскивала пассажиров из Оби. Частники пригнали свои лодки, чтобы оказать помощь в спасательной операции. Кромешная тьма не позволяла разглядеть на воде людей — их вылавливали, ориентируясь на крики, которых с каждой минутой становилось все меньше, — описывает картину Константин Голодяев.

По официальным данным той ночью погибло 179 человек без учета безбилетников. Число незарегистрированных пассажиров так и осталось невыясненным.

В тот же день на место ЧП выехала специальная комиссия для расследования причин аварии. Водолазы начали доставать тела погибших со дна, а капитана взяли под арест. Начались поиски виновного.

— Только тогда никого не посадили, капитан был не виновен. Осудили дежурного по мосту, но он тут же попал под амнистию, — уточняет работник музея. — Кстати, после этого были попытки подъема «Совнаркома». А самовары с парохода сегодня хранятся в музее речного училища.

Самовар находится в музее речного училища. Фото: предоставлено Константином Голодяевым

Самовар находится в музее речного училища. Фото: предоставлено Константином Голодяевым

Погребенная на дне махина была частично поднята на сушу, окончательно пароход разобрали лишь в середине 1980-х.

А ЧТО СЕЙЧАС?

Прошло 100 лет с той страшной ночи. В живых уже не осталось ни участников трагедии, ни ее свидетелей — только память о ней хранится в музеях города. На месте, где затонул корабль, нет даже памятника. По словам Константина Голодяева, эта идея никогда не рассматривалась. О происшествии многие предпочли забыть.

Сегодня о той черной ночи, когда погибли десятки сибиряков, напоминает только белая полоса, нанесенная краской на опору железнодорожного моста.

Белой чертой отмечено место, о которое ударился пароход. Фото: предоставлено Константином Голодяевым

Белой чертой отмечено место, о которое ударился пароход. Фото: предоставлено Константином Голодяевым

К ЧИТАТЕЛЯМ

Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию:

Редакция: (383) 289-91-00

WhatsApp: 8-923-145-11-03

Почта: kp.nsk@phkp.ru

И не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Вконтакте Одноклассники Фейсбук Инстаграм Твиттер

Также наши сообщества есть в Телеграм и Viber.