Максим Шустов работает с ребятами на Детской железной дороге уже 5 лет.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Территория Детской железной дороги чем-то напомнила нам знаменитую сказочную школу Хогвартс. Это место совсем рядом - в самом Новосибирске, но знают о нем далеко не все. Кругом лес - Заельцовский бор, но стоит зайти за ворота, как вдруг открывается совсем иная реальность - железнодорожный вокзал, пять станций, вагоны и локомотивы, настоящие, только чуть меньше обычных… И самое необычное в этой реальности: помогают организовывать и обеспечивать движение поездов и обслуживание пассажиров, работая и осмотрщиками вагонов, и дежурными по станции, дети.
Инструктор по предмету «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» Максим Шустов показал нам, где учат детей взрослым профессиям, и рассказал, для чего это нужно.
- Строительство Новосибирской детской железной дороги началось в 2003 году, а в 2005-м оно уже было завершено. Всего в стране 25 подобных профориентационных площадок - в Новосибирске она стала 23-й по счету, так что наша дорога одна из самых молодых и современных. Всего здесь расположено 5 станций: Заельцовский парк, разъезды Локомотив и Ельцовский, станция Спортивная и станция Зоопарк. Центр управления находится на Спортивной, здесь же проводятся занятия для школьников. Здесь у нас вокзал, буфет, кассы, как и на остальных станциях, и везде во время летней учебно-производственной практики работают дети.
.
Попасть в необычную школу несложно - нужно лишь подать заявление с 25 августа по 25 сентября, все обучение бесплатное. Здесь занимаются ребята с 7-го по 11-й класс. Первая ступень, до 9-го класса, - более общая, а старшеклассники погружаются уже во все тонкости выбранных профессий. Обучение школьников проходит по два часа в неделю, занятия проходят в нескольких оборудованных аудиториях. Чего тут только нет: макеты железнодорожных станций, настоящий двигатель тепловоза в разрезанном виде, паяльные станции, комплексы светофоров, конструкции автосцепки вагонов и крепления рельс! Все это можно трогать руками, двигать, переключать, паять - в общем, рай для среднестатистического ребенка или даже волшебство.
- Все обучение разделено на два блока: первый - общий блок, до 9-го класса, далее идут те ребята, которые уже определились с профессией. В осенне-зимний период мы занимаемся в аудиториях, а летом начинается практика. Всего со школьниками работают 9 инструкторов, которые знакомят учащихся с локомотивным, путевым, вагонным хозяйством, энергетикой на железнодорожном транспорте, есть направления «управление процессами перевозок», «охрана труда», «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». В кабинетах хорошая база, которая помогает оттачивать навыки. Ребят знакомят с особенностями управления перевозочным процессом, работой поездных диспетчеров, составителей поездов, дежурных по станции, дежурных по переезду, начальников смен, машинистов, - раскрывает палитру железнодорожных профессий Максим Шустов.
- Наверное, все хотят быть машинистами?
- Вы правы, львиная доля юных железнодорожников мечтают непосредственно управлять локомотивами, ну еще многие хотят научиться самому процессу организации движения поездов, метят в управленцы. Хочу сказать, что дело это очень ответственное, и ребята у нас не садятся в кабину в одиночку. При перевозке пассажиров рядом с подростком всегда находится инструктор - машинист, ребенок дублирует его действия, а самостоятельное управление берет на себя только на коротких и несложных участках.
Как тут не захочешь быть машинистом, когда по станциям этого обособленного самостоятельного мира курсируют четыре поезда: три с локомотивами, стилизованными под паровозы, и один - с современным локомотивом, с виду настоящий «Сапсан»! Все они отличаются от обычных поездов меньшим размером, но от того становятся только более привлекательными. Такой поезд может развивать скорость до 50 километров в час, но прогулочная норма - всего 15 километров в час, ведь главная цель - научить подростка основам профессии. Удивительно, но это так: уже к 16 годам в мире Детской железной дороги заинтересованные мальчишки и девчонки могут овладеть в том числе и профессией машиниста!
Весной ребята изучают теорию. Как только начнется лето, вагончик тронется.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
- Все это, конечно, выглядит заманчиво и жутко интересно. Но главный вопрос: для чего это нужно? Не просто ведь для удовольствия…
- Практически все десяти- и одиннадцатиклассники, обучающиеся здесь, выбирают в будущем железнодорожные профессии и поступают в железнодорожные вузы и техникумы. Большая часть выпускников Детской железной дороги поступают в Сибирский и Омский государственные университеты путей сообщения, где обучаются на факультетах «Управление процессами перевозок», «Мосты и тоннели», «Строительство железных дорог», а также механическом, теплоэнергетическом и др. В жизни бывает так, что студент только на третьем курсе понимает, чем хочет и будет заниматься в жизни, так как профильные дисциплины появляются в расписании далеко не сразу. Но это не про наших ребят - наши выпускники совершают выбор профессии осознанно и в будущем становятся именно теми специалистами, какими и хотели быть. - В голосе инструктора Максима Валерьевича слышна гордость за молодую поросль.
Добавим, что ребята, занимающиеся в школе Детской железной дороги, могут воспользоваться определенным бонусом. Лучшим выпускникам этого учреждения дополнительного образования предоставляются целевые направления на обучение в железнодорожных вузах, по окончании которых ребята успешно трудятся на предприятиях Западно-Сибирской железной дороги.
Во время обучения на ДЖД школьники приобщаются не только к миру железнодорожных профессий, но и к культурным, корпоративным ценностям компании, наравне с работниками большой магистрали участвуя в различных конкурсах, общественной жизни Детской железной дороги, молодежных мероприятиях Западно-Сибирской железной дороги.
И если случится так, что жизнь и профессия окажутся связанными не только с железной дорогой, у человека все равно навсегда останутся качества, сформировавшиеся за годы обучения на ДЖД: ответственность, нацеленность на результат, трудолюбие и опыт общения, уважение к традициям…
Справка «КП»
Детские железные дороги ОАО «РЖД» (ДЖД) представляют собой крупный имущественный и методический комплекс, обладающий высоким потенциалом реализации социальных, кадровых, профориентационных и имиджевых задач, стоящих перед ОАО «РЖД» как крупнейшим, системообразующим предприятием.