2018-06-22T12:18:56+03:00

Живу по московскому времени и строго по расписанию

Машинист пассажирского тепловоза из сибирской глубинки рассказал, как проходит встреча Нового года в пути и какие дополнительные трудности приносят с собой морозы и обильные снегопады
Алексей Зайцев больше любит тепловозы - чувствуется в них и мощь, и душа.Алексей Зайцев больше любит тепловозы - чувствуется в них и мощь, и душа.
Изменить размер текста:

Алексей Зайцев 22 года своей жизни работает машинистом. Живет далеко от областного центра - в Карасукском районе и водит поезда дальнего следования на участке пути Карасук - Татарское длиной более 200 километров. Идет, к примеру, поезд из Барнаула до Москвы, стучать ему по рельсам двое с половиной суток, но не один же машинист все это время без сна и отдыха его ведет. Участок разделен на отрезки, так, в Карасуке состав принимает Алексей Петрович и ведет его до Татарска. Дальше эстафету принимает другая бригада. Чем ближе к Москве, тем больше городов, пассажиров…

ПОСТОЙ, ПАРОВОЗ...

Сейчас машинисту 46 лет, а связать свою жизнь с железной дорогой он решил после 8-го класса. Родители и дедушка работали на путевой машинной станции, занимались ремонтом путей, укладкой, строительством, да и самого Алексея тянула железная дорога, поезда. После школы парень пошел учиться в ПТУ-37 на помощника машиниста электровоза.

- Специальные дисциплины давались легко, я даже сам этому удивлялся. А легко-то было как раз потому, что интересно, - рассказывает Алексей.

После окончания училища ему еще не исполнилось 18 лет, пришлось ждать совершеннолетия, чтобы наконец зайти в кабину машиниста, поэтому работал сначала помощником. При этом Алексей вспоминает, кое-какой выбор в жизни все-таки пришлось сделать:

- В депо переучивался на помощника машиниста тепловоза. Не знаю почему, но мне он больше нравится как машина, чем электровоз. Электровоз едет только там, где есть электричество, как трамвай. А тепловоз - автономная машина, пройдет везде, где есть рельсы, если есть запас дизтоплива. Он гудит, дымит, одним словом, живой. А в электровозе одни провода да распредкоробки.

МНОГОКИЛОМЕТРОВАЯ ТИШИНА

Участок Карасук - Татарское - это в основном Кулундинская степь. Может, для кого-то эта местность покажется однообразной, но Алексей Зайцев рассказывает про родные края с теплотой.

- Зимой бывает красиво, особенно когда туманы стоят. Деревья все белые-белые, в инее. Движение, как железнодорожное, так и автомобильное, здесь небольшое, поэтому встречаются порой и звери - косули, например, они не особо боязливы. Зимой, когда степь заметает, они могут вообще пойти по путям - их же чистят, по ним передвигаться легче. Приходится подавать сигнал. Уходят, реагируют - умные животные. Редко очень можно увидеть диких кабанов, они вообще стараются людям на глаза не попадаться, - увлеченно описывает машинист. - Особенно красивые виды осенью - вдоль путей есть водоемы, куда прилетают лебеди. Журавли и гуси собираются на убранные поля, словно на аэродром, готовятся к отлету. Поле может быть почти полностью забито журавлями. Но такое, конечно, не каждый день увидишь. Понятно, что на работе ни любоваться, ни тем более фотографировать некогда - хранишь все эти картинки в голове.

Профессия машиниста всегда считалась и считается одной из самых сложных. Ответственность громадная - за спиной люди, а сибирские погодные условия не самые простые. К примеру, туманы - это всегда ограничение видимости, всю ночь вглядываются машинист с помощником в белую вату. Несколько часов они находятся в бесперебойном напряжении, приходится чаще подавать гудок - так поезд лучше слышно.

Зима - это всегда дополнительная нагрузка, ведь часто бывают туманы, наледь, переметы.

Зима - это всегда дополнительная нагрузка, ведь часто бывают туманы, наледь, переметы.

НЕПОГОДА И ДЛЯ ТЕХНИКИ ОПАСНА

Мы привыкли, что для автомобилистов в случае метелей или морозов службы спасения рассылают предупреждения: будьте бдительны, берите с собой теплые вещи, не уверены в машине - отложите поездку. Даже автовокзалы сокращают число рейсов в непогоду, и только железнодорожный транспорт идет по расписанию, надежному и неизменному.

- Техника есть техника, в сильные морозы ей тоже трудно работать, и чтобы поездка прошла без происшествий, нужно за всем внимательно следить. При приемке осматриваем локомотив, почаще проверяем все на стоянках. Хотя за последние годы парк техники обновился, на Западно-Сибирскую дорогу пришли современные, теплые машины, - объясняет Алексей Зайцев.

Наледь - это тоже не только автомобильная проблема. Тонкий слой льда на рельсах мешает движению, тепловозы и электровозы буксуют:

- У нас есть система пескоподачи. На электровозе она автоматическая - электроника сама понимает, когда нужно подать песок. На тепловозах системой управляет машинист. Подаем песок в основном на разгоне, когда мощности больше, потом, когда скорость стабильна, вероятность буксования меньше.

Вспоминаем недавнюю премьеру в кинотеатрах - фильм «Восточный экспресс». В детективе поезд застрял в снегах в Восточной Европе, дольше суток пассажиры ждали, когда прочистят пути и состав двинется дальше. А у нас такое возможно?

- На нашей дороге точно нет, - уверен машинист. - У нас не то чтобы снега меньше - просто мест таких нет. Нужны высокие горы, лавины.

На открытых местах Кулундинской степи тоже встречаются переметы, но локомотив их может пройти. На носу его установлен специальный снегоочиститель, его профессиональная кличка - метельник. Им локомотив разбивает снежную преграду - летят белые хлопья красиво, но вот машинистам радости не доставляют. Снег летит в лобовое стекло, ухудшает видимость, в ход идут дворники, подогрев стекла, но некоторое время дискомфорт все равно ощущается.

- Железнодорожные бригады в обильные снегопады хорошо работают, поэтому метельник участвует в работе крайне редко. Как только в метеопрогнозе появляется снегопад, специалисты сразу же выезжают на линию, очень оперативно работают, очищают пути, - благодарен коллегам машинист.

ПРАЗДНИКИ НА РАБОТЕ

Вся жизнь машиниста подчинена расписанию и графику работы. Особенно этот нюанс заметен в праздники, когда вся страна, друзья отдыхают, а у тебя - смена. Алексею Зайцеву не раз выпадала поездка в новогоднюю ночь:

- Семья всегда меня понимает и ложится в таких случаях спать вместе со мной. К примеру, явка назначена на 4 часа утра 1 января. Посмотрим вечером недолго телевизор и ложимся, а люди гуляют, пускают салюты. В такие ночи, конечно, тяжелее выспаться, отдохнуть, но есть повод чуть позже вспомнить про Новый год.

В этом году машинисты решили создать на работе праздничное настроение - положили в уголке небольшую еловую веточку. С пассажирами у машинистов связи нет, поэтому их празднований и поздравлений они не слышат. На связь выходят только с начальником поезда, от него и получают поздравления. 30-го и 31-го числа в поездах всегда много пассажиров, люди едут домой, к родным, и это подбадривает, создает особое настроение у всей локомотивной бригады.

Сын Алексея тоже пошел работать на железную дорогу. Отец не настаивал, тот сам решил:

- Я говорил сыну: «Присмотрись к моей работе, к тяжелому графику». Жизнь моя и моей семьи подчиняется расписанию. Он все взвесил и принял решение. Говорит, что жизнь не только из праздников состоит.

Что же главное в жизни? Может быть, и работа. А если так, то она должна быть любимой. Для Алексея как раз так и есть. Он не стесняясь говорит, что ходит на работу с удовольствием. Почему? Просто понимает ее и чувствует, что разбирается в ней.

- Может, и не на 100%, - скромно говорит о себе машинист Зайцев, неоднократно удостоенный всевозможных наград за профессиональную деятельность. - Но когда находишь выход из сложных ситуаций, на душе становится приятно, новые силы появляются.

Еще больше материалов по теме: «РЖД: люди и дела»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также