Премия Рунета-2020
Новосибирск
+9°
Boom metrics
Общество30 января 2018 21:00

В Новосибирске единственный трамвайный турникет переставили на редкий маршрут

Новосибирский горэлектротранспорт пытается выяснить, приживется ли «рогатка», подсчитывая пассажиров [фото, видео]
По маршруту № 3 ходит новый белорусский трамвай, внутри турникет.

По маршруту № 3 ходит новый белорусский трамвай, внутри турникет.

Фото: Андрей КОПАЛОВ, Архив «КП»

Вот ведь незадача - в Москве из наземного транспорта убирают турникеты и возвращают кондукторов, в Новосибирске же, наоборот, появляется первый трамвай с турникетом.

ПЕРВЫЙ ТУРНИКЕТ КОМОМ

В конце декабря эксперимент начали проводить на маршруте № 8, проходящем из нового микрорайона Чистая Слобода на ТЭЦ-2. Маршрут хоть и не длинный, но популярный, он захватывает жилмассивы и густонаселенный частный сектор. В самом начале эксперимента в часы пик на остановках восьмерки царил хаос. Несколько десятков человек пытались войти в трамвай через все двери, потом, когда понимали, что впускает пассажиров только одна, устремлялись туда. Войти просто так не получится - турникет сработает только после того, как электронный кондуктор прочтет карту, на это у каждого человека уходит по несколько секунд, но в сумме дает минуты. К тому же часть пассажиров картой не пользуются, а значит, им приходится отдавать деньги вагоновожатому. Тот после расчета дает билет, нажимает на кнопку в кабине - на турникете загорается зеленый свет. Случались и накладки: на оплату наличкой одного пассажира проходил другой, карта которого не успела считаться электроникой. Приходилось звать невинного «халявщика», просить пробить проезд картой для оставленного за бортом. Вагоновожатому приходилось рваться на части, объяснять новые порядки, обилечивать народ и в промежутках между суматохой вести трамвай к светлому безналичному будущему…

Для расчета нужно поднести транспортную карту к электронному контролеру.

Для расчета нужно поднести транспортную карту к электронному контролеру.

Фото: Андрей КОПАЛОВ, Архив «КП»

ПРОЧЕРКИ ВМЕСТО ЦИФР

Такая суматоха на маршруте дала свои плоды в виде отставаний по графику. Задержки на конечных остановках, простои на промежуточных станциях - в результате рейс не укладывался в положенный срок. Мало того что восьмерка с турникетом сама тормозит, так она еще и остальные вагоны за собой в воронку времени тащит. Остальные вагоновожатые, замечая, что их график топит современный маршрут с турникетом, начинают нервничать, жаловаться.

В общем, не турникет, а сто рублей убытку. Видимо, по этой причине новомодную конструкцию переселили в другой вагон, курсирующий по маршруту № 3. Этот левобережный трамвайчик катается от площади К. Маркса до остановки «Молкомбинат». По пути он проезжает только микрорайон Палласа и небольшую часть Затулинского жилмассива, большая же часть пути проходит вдоль урбанистических пейзажей - заводов, чаще полуразвалившихся. Ходят трамваи здесь редко. Ах, извините, на данном маршруте слово «трамвай» следует употреблять в единственном числе. По этой линии ходит один-единственный вагон, таким образом пассажиры могут увидеть вагон с табличкой № 3 раз в час. Мы решили прокатиться на трамвае с турникетом, чтобы понять, поменялась ли ситуация.

На площади К. Маркса новый белорусский вагон мы встретили в 15.10. Зашли в него только журналисты, больше желающих не было. Рассчитались картой и наличкой - все работает, очередь мы сами себе не создали. В салоне сидит грустный мужчина с тетрадкой в руке, завидев нас, он ставит в табличке - 2. Оказалось, это контролер из Горэлектротранспорта, вот уже несколько дней он катается посменно в этом вагоне и следит за тем, сколько пассажиров заходит в вагон с турникетом, есть ли задержки на остановках и конечных.

- Тихо у нас, маршрут непопулярный, мы же ходим мимо заводов. Народ если и бывает, то только в часы пик. Максимум по 80 человек возим, - говорит Сергей Сычев.

В то же время максимальная наполняемость вагона - 160 человек. То есть даже в часы пик вагон загружен наполовину. Во время нашего рейса новые цифры в тетрадке контролера появлялись редко.

- Простой может составлять 6 - 7 минут, но он заложен в маршруте, поэтому накладок нет. Сейчас уже все пассажиры к правилам привыкли. Хотя раньше одна бабушка встанет возле турникета и не может сообразить, что делать. И все, стоим, - вспоминает контролер.

Сергей считает, что из-за отсутствия контролеров выручка не прибавится. Так как теоретически водитель может вовсе отключить турникет и брать с пассажиров плату наличными, не выдавая при этом билет.

Так выглядит турникет - как на проходной в вузе или на заводе.

Так выглядит турникет - как на проходной в вузе или на заводе.

Фото: Андрей КОПАЛОВ, Архив «КП»

ВАГОНЧИК ТРОНУЛСЯ - КУДА ТОРОПИМСЯ?

Сам вагоновожатый отказался говорить с нами, так как по инструкции не может отвлекаться во время движения. По этой же причине он должен обилечивать всех пассажиров до начала пути. Однако при нас редкие пассажиры трамвая, оказавшиеся на борту без проездной карты, получили свои билетики под стук колес.

Зачем кондуктор спешит? В этой цепочке все взаимосвязано. Позади тройки - другой трамвай. Заметив задержку притормозившего коллеги, вагоновожатый будет жаловаться, а это значит, появится угроза турникету, его могут убрать. Водителю это невыгодно - ему же приплачивают за совмещение функций кондуктора, пояснили нам источники в муниципальном предприятии «Горэлектротранспорт».

Пообщавшись с пассажирами, приходим к выводу, что турникет в тройке для них особой роли не играет - они привыкли к такой системе в метро. Понятно, что разница есть: там десяток турникетов в ряд, а здесь - один. Но давки в этом вагоне никогда не бывает.

- Вопрос в другом. Трамвай ходит очень редко, застать его на линии практически нереально, поэтому в нем никто и не ездит, - говорит пассажирка Ирина Притчина.

Может быть, это и выход - оборудовать турникетами только непопулярные, невыгодные маршруты? Держать на них кондуктора наверняка намного накладнее. А может, лучше поработать над транспортной схемой и сделать все маршруты выгодными?

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

За индивидуальный подход

Вячеслав Ашурков, руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России, задается вопросом, почему турникеты решили ставить в Новосибирске именно тогда, когда от них отказываются в Москве.

- Применение турникетов в Москве показало, что это замедляет транспорт на маршруте. Столица уже отказалась от данной системы. В Новосибирске же только сейчас решили попробовать. По мнению новосибирских пассажиров, это не очень удобно. Для того чтобы выйти из вагона, нужно пройти через весь салон. Замедление получается достаточно серьезным и потому, что приходится доставать деньги, карточку, чтобы пройти через турникет. Все это неудобно. Есть вопрос: не лоббирует ли бизнес применение такой практики? В то же время, думаю, турникеты использовать можно, но только с толком - рассматривать возможность их установки индивидуально к каждому маршруту. Если подходить к ситуации общо, посмотреть на положительный опыт тройки и установить везде, то ничего хорошего не выйдет.

Чтобы понять, есть ли связь между московскими турникетами и новосибирскими, мы решили обратиться в мэрию с вопросом: новые ли системы ставят у нас в городе, или это «поношенное» оборудование из столицы?

Турникеты - прошлый век

Михаил Большов, директор автотранспортного предприятия, предлагает отказаться от турникетов, применив сразу более продвинутые способы оплаты:

- В трамвае система турникетов может быть относительно удобной, так как вагон идет по рельсам. В автобусе же по нашим дорогам есть риски: внезапное торможение или маневр - и кого-нибудь из пассажиров намотает на этот турникет. В общем же, на мой взгляд, пора применять более современные средства контроля. Можно было бы придумать систему, когда человек только заходит в автобус, и деньги с его телефона снимаются автоматически. Мир же не стоит на месте - существует куча программ, приложений. Турникеты - это прошлый век, давайте еще компостеры поставим.

Двери посередине только выпускают пассажиров.

Двери посередине только выпускают пассажиров.

Фото: Андрей КОПАЛОВ, Архив «КП»

ДОСЛОВНО

В ноябре прошлого года мэр Москвы заявил, что турникеты уберут. Вот как это объяснил Сергей Собянин:

- Почему турникеты появились? Потому что четверть пассажиров ездили зайцами. Мы вынуждены были создать эту систему, чтобы не было такого - один платит, другой не платит. Тем не менее мы видим, что культура проезда повышается. […] У нас появились маршруты с автобусами-«гармошками», и пассажиры страдают там, проходя через турникеты. Автобусы стоят, водители ждут, когда все зайдут. Поэтому, несмотря на все риски, мы с 1 января 2018 года убрали турникеты из больших новых трамваев «Витязь» и автобусов большой вместимости. Увеличим количество контролеров. Но надеюсь, что москвичи стали более ответственными, падение доходов будет минимальным. Надеюсь, москвичи понимают, что если не станут платить за проезд, то нам придется опять вернуть турникеты.

ОФИЦИАЛЬНО

Турникеты – своя разработка

В мэрии Новосибирска оперативно ответили на вопросы по поводу происхождения турникетов. Нас заверили, что рогатки в нашем трамвае – вовсе не те, что в Москве списали, а наши, местные:

- При создании этой системы был использован опыт московского общественного транспорта, новосибирского метрополитена и собственные разработки, - уточняют в департаменте транспорта.

Кроме того в мэрии сообщают, что система внедрена в пилотном режиме. По итогам эксплуатации будут выявлены плюсы и минусы, произведена доработка и принято решение о ее дальнейшем использовании.

- Целью данного тестирования является создание системы оплаты проезда без участия кондуктора и повышение экономической эффективности работы общественного пассажирского транспорта. Предварительно, специалистами отмечается устойчивая работоспособность Системы, возможность её совершенствования и применения на маршрутах с небольшим объёмом перевозимых пассажиров, - сообщают в департаменте.