2018-06-22T12:19:58+03:00

Решить все задачи, нажав одну кнопку

Ведущий технолог Западно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава Сергей Кравцов рассказал, зачем железнодорожникам информационные технологии
Сергея Кравцова коллеги считают гуру информационных технологий.Сергея Кравцова коллеги считают гуру информационных технологий.Фото: Влад КОМЯКОВ
Изменить размер текста:

Дирекция моторвагонного подвижного состава занимается обслуживанием и текущим ремонтом электропоездов, регламентирует работу локомотивных бригад, обеспечивает их качественный отбор и подготовку. Есть в подразделении экономический отдел, отдел по эксплуатации и организации ремонта подвижного состава, техотдел и другие. У каждого отдела великое множество задач, функционал огромен, и если делать всю работу вручную, то штат сотрудников должен быть очень большим, а рабочий день - бесконечным. В числе тех, кто помогает сотрудникам справиться с автоматизацией выполнения задач и компоновкой работы, ведущий технолог производственного технического отдела Сергей Федорович Кравцов. Он рассказал нам простым языком о своей сложной профессии и о том, почему его работа так важна.

ДВЕ МЕЧТЫ И ТРИ ПРОФЕССИИ

В юности Сергей Кравцов хотел стать альпинистом и радиолюбителем. Когда пришло время определяться, молодой человек решил поступать в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (сейчас СГУПС - Прим. ред.), получил профессию - инженер по эксплуатации железных дорог, параллельно стал инструктором по альпинизму и самоучкой-радиолюбителем. Еще в бытность студентом Сергей работал над световым сопровождением вузовских мероприятий. Проект цветомузыки был интересный - паровоз из бегущих огоньков. Старшее поколение, возможно, вспомнит оригинальное решение на танцевальной площадке в общежитии НИИЖТа.

Все эти годы из железнодорожной сферы этот человек никуда не уходил и не собирается. Программированием серьезно занялся, когда пришел на работу в дирекцию моторвагонного подвижного состава в 2007 году.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ОСТАНОВОК

- Когда перешел на работу в дирекцию, нам в то время, кроме машинистов и электричек, в ведение передали еще и платформы и павильоны. В списке было больше 500 позиций, а ведь за ними нужно следить, управлять. Тогда по поручению руководства я написал свою первую программу. Смотрел сразу в комплексе, с запасом, в результате получилась виртуальная модель железной дороги - щелкаешь по карте и получаешь всю информацию по конкретному павильону с фотографиями, параметрами, с масштабным планом. Даже фиксировались данные, когда нужно будет сделать ремонт, - вспоминает Сергей Федорович.

В задачи ведущего технолога сегодня входит содержание компьютеров и оргтехники в исправном состоянии, вопросы ввода в эксплуатацию программного обеспечения всех существующих систем. Однако постоянно появляются новые задачи, растет и круг обязанностей персонала. Сергей Федорович старается активно помогать коллегам, чтобы автоматизировать часть работ, используя свой опыт и знания. Создает специализированные программы для внутреннего пользования, чтобы оптимизировать работу и повысить производительность труда.

КНОПКА, ЧТОБЫ НЕ РАБОТАТЬ

- Если бы вашей должности в отделе не было, что случилось бы? Хаос? - спрашиваем Сергея Кравцова.

- Хаоса не было бы, но затраты временные и человеческие были бы гораздо серьезнее. Много информации по всем направлениям работы пришлось бы вносить вручную, программы же делают эти манипуляции самостоятельно, буквально за секунду. Есть ряд производственных проектов, которые я сам разрабатывал, недавно подсчитал их количество - 48 штук. 10 - 15 из них уже активно используются в работе, остальные дорабатываются, что-то пока существует только на бумаге, но руки чешутся, очень хочется их реализовать.

Мы попросили гуру информационных технологий, так называют Сергея коллеги, привести пример такой программы. Сергей Федорович рассказал нам сразу про несколько своих воплощенных идей, вот одна из самых ярких.

В 2014 году центральная дирекция поручила предоставлять еженедельные отчеты: сколько составов и вагонов каждый день запрашивают пригородные компании и сколько выдают моторвагонные депо. Таких поездов ежесуточно набирается не меньше трех сотен. Через две недели стало понятно - на составление документа требуется много времени. Кроме того, у инженера дирекции, составляющего сводную таблицу, в итоге было много нестыковок.

Сергей Кравцов написал специальную программу, которая автоматизировала весь процесс, теперь ответственным лицам достаточно нажать одну клавишу в день, чтобы в итоге отчет получился будто бы сам собой.

- Вы говорите, что целую цепочку действий можно заменить нажатием одной кнопки. А можно ли осуществить мечту: сделать так, чтобы пришел человек на работу, нажал одну кнопку - и вся работа сама собой делалась бы, - задаем лукавый вопрос инженеру.

- Все-таки цель у меня другая - я помогаю совершенствовать процессы (было ручное - стало автоматизированное). И в целом, уверен, люди должны хотеть делать свою работу, любить ее, а не выполнять задачи через силу, из-за производственной необходимости. Но, пожалуй, у меня такая «волшебная» программа есть. Когда на рабочем столе наших сотрудников появилось слишком много ярлычков моих программ и начался этап обновления программного обеспечения, наши программисты, скажем так, были не очень рады. Ведь это надо к каждому рабочему месту подойти, остановить работу на 20 минут, занять компьютер. Тогда я написал программу - и один «управляю миром», - смеется Сергей. - Теперь есть форма с перечнем всех профессиональных программ, ими можно управлять дистанционно. Люди приходят на работу, включают свои машины, а у них уже все обновилось, нужные ярлыки и необходимое обеспечение установлено. Сейчас к этой программе подключены уже 167 рабочих мест.

ПЛАНЫ НА ГОДЫ ВПЕРЕД

Основное требование, которое технолог предъявляет к себе как к разработчику, - пользователь должен получить максимум информации на одном экране, при этом максимально быстро. Для этого Сергеем Кравцовым была разработана специальная календарная форма, на которой можно отметить все производственные показатели, обозначить их разным цветом и получить максимально информационно насыщенную единицу:

- Календарь применяется во многих отделах. Все цифры раскрашиваются: чем ярче цифра - тем больше показатель, чем бледнее - тем меньше. Все показатели отображаются в динамике. В результате видны ошибки и провалы, а руководители сразу, глядя на такую карту, могут задуматься, почему снизились объемы и, к примеру, почему именно в выходные.

Есть среди проектов Сергея Кравцова и такие, что пока еще не реализованы. Среди них демонстрационные примеры для проведения экзамена у сотрудников.

- Наши машинисты должны знать специализацию путей, например, какие - для пропуска электричек четного и нечетного направлений. Моя идея состоит в том, чтобы тестировать людей, используя фотографии, привязанные к местности, станции или производству, а не на обезличенных примерах. Галочки-ответы можно ставить прямо на снимке. Такой подход можно применить для оценки знаний любых работников, - рассказывает Сергей Федорович и достает еще один свой интересный проект: - Это схема Новосибирского депо, на ней прорисованы все пути. Идея - наложить на нее наши цветные вагончики. Если, к примеру, какому-то из них нужен ремонт через неделю, он отобразится красным цветом, если период больше - желтым, если вагон полностью исправен - цвет, соответственно, зеленый. Такая схема позволит наглядно следить за состоянием вагонов и оперативной обстановкой, а не держать план в голове, к тому же будет сэкономлено время на планерках. У этой разработки уже есть имя - График исполненного движения, ремонта и обслуживания, или сокращенно - ГИДРО.

Идей у Сергея Кравцова множество, он сыплет ими, как стартапер-студент, хотя не так давно рабочий коллектив поздравлял коллегу с 55-летним юбилеем. Вот живой пример того, что возраст не прибавляет штампов в голове, если человек относится к работе с любовью и полной отдачей.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «РЖД: люди и дела»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также