Новосибирск
Общество22 декабря 2017 1:00

Владыка Тихон: Духовная ущербность порождает вандализм

Новосибирской «Комсомолке» этот год запомнится еще и тем, что у нас в гостях побывал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон
Владыка Тихон не уходил от острых вопросов журналистов новосибирской «Комсомолки».

Владыка Тихон не уходил от острых вопросов журналистов новосибирской «Комсомолки».

Фото: Влад КОМЯКОВ

Мы говорили о многом, о том, что очень важно находить в себе силы стремиться к Богу, не только жить мерками «потребительского сознания», но и оставлять частицу своей души для других. Очень важно слышать, видеть и находить силы меняться. Митрополит рассказал о своем личном событии - столетнем юбилее отца и о собственных планах. И конечно же, пообщался с нами, что называется, на злобу дня - прокомментировал события, которыми живет наша страна и регион.

- А возможно такое, чтобы заседания Государственной думы начинались с молитв? Быть или не быть данному новшеству? - спросили мы мнение владыки.

- А члены КПРФ что будут читать? - поинтересовался в ответ митрополит. - Давайте не смешивать божий дар с яичницей. Если бы Дума была православная, тогда можно было бы читать молитвы, но так как там сидят разные люди - мы таким нововведением будем только сталкивать их лбами. Один будет читать «Аллаху акбар», другой - «Отче наш», третий - еще что-то. Зачем? Делать из людей солдатиков - это лишнее. Не надо этого делать. Я вот пришел к вам, зачем я буду говорить: «Ну-ка давайте молитву прочитаем»? Я знаю, что люди разные. Поэтому я сажусь и просто говорю: «Господи, благослови». Для меня этого достаточно. А то, что предлагают, - это уже получается своего рода насилие над людьми. Вот «толерантность» - хорошее слово, надо всегда думать, что рядом с тобой другие люди, и не нарушать их права.

- Не можем не спросить о «Матильде». Каково ваше отношение к фильму и событиям, которые вокруг него происходят?

- Николая II можно рассматривать с точки зрения его достижений в промышленности, а можно - с точки зрения его похождений. Давайте возьмем любого чиновника и покажем фильм, в котором все два часа он будет есть в ресторане. Возникнет вопрос: а когда же он работает? Так и в этой «Матильде». Авторы взяли один эпизод - что у Николая II была и Матильда, и супруга. Но это ведь искажение истории. Если уж вы хотите рассказать о личности царя, то надо говорить об этом в историческом плане, а не так…

- В Новосибирске участились случаи вандализма. И речь не только об изуродованном памятнике Николаю II - уже на кладбищах надгробия опрокидывают...

- Вандализм - проявление духовного уродства. Это происходит не просто потому, что кому-то Николай II не нравится. И даже если он тебе не нравится… Например, я не там припарковал машину - это же не значит, что надо ее топором изрубить - такое действие как раз говорит о духовном уродстве. Значит, школа не дает человеку понятия о духовной культуре. Я был в Ордынке, приехал к главе администрации, говорили о том, что в школах каждый год ученики выбирают предметовы: основы религиозной культуры или светской этики. Минобр просит нас, чтобы мы выступили перед учениками и рассказали, что же такое «основы». А глава говорит: «У нас светское государство, нам ничего этого не нужно». Ну хорошо, я уехал. Через два месяца он звонит: «Владыка, вы бы приехали, у нас два кладбища разгромили, вы бы поговорили с нашими старшеклассниками». А я отвечаю: «Вы знаете, у вас же теперь светскую этику преподают. Вот вы вызовите учителя по светской этике, и пусть он поговорит с ребятишками. Я-то что им скажу? Они же не изучают основы православной культуры, а я могу только в рамках этой темы с ними побеседовать». Мы часто разговариваем с учителями, и у них как будто нет никаких проблем - они ведут себя так, как будто духовно-нравственных проблем не существует. Но посмотрите, школьник приходит домой, включает телевизор - а там везде пропаганда уголовной субкультуры. Ведь почитание своих предков - это культура, могилы наших предков - это святое. А может ли шансон воспитать уважение к предкам? Может ли тату - воспитать? Это же все признаки уголовной культуры. В итоге - везде утверждается право сильного и мат. Один мой знакомый написал письмо Людмиле Вербицкой, президенту Российской академии образования: «Почему вы не боретесь с матом?» Знаете, какой ответ она прислала? «Мат - это составная часть русского языка». А вот у Аристотеля, древнего философа, написано так: «Мат - это дорога к преступлению». Вы посмотрите, сейчас мат - язык чиновников и офицеров. Они удивляются: «А как иначе приказ отдать?» Но мат - это признак того, что у человека не только слов нет, но и ума не хватает. Ведь для чего эти матерные слова? Оскорбить, унизить человека. Офицеры, которые должны быть элитой общества, только матерят друг друга и все. Я бываю в кадетских корпусах - офицеры не хотят называть кадетов господами, хотя это принято, это традиционное обращение. Они им говорят: товарищи кадеты. А почему? Да потому что, если я вас назову господином, вас уже неудобно будет материть.

Полную версию интервью читайте здесь.