2017-11-15T04:24:48+03:00

Сибирь - Что случилось с зерном

В России собрали огромный урожай. Минсельхоз заявляет о 130 миллионах тонн выращенного зерна
Изменить размер текста:

Из разных областей поступают сообщения о том, что зерна настолько много, что все мощности хранения заполнены и крестьянам попросту некуда деть излишки зерна. Порты и железная дорога, отправляющие зерно на экспорт, начиная с августа месяца ставят исторические рекорды по объемом перевалки и перевозки урожая

Для большинства крестьян - этот сезон может стать одним из самых удачных. При себестоимости на юге в 4-5 тысяч рублей за тонну, удается отгружать на экспорт по 8-9 рублей. Объемы экспорта Краснодарского края и Ставропольского края - примыкающих к портовым областям на первое ноября составили около 14 млн. т

Но совсем другая Ситуация сложилась в Сибири. Регионы-производители зерна Сибирского федерального округа столкнулись с колоссальной проблемой затоваренности зерном.

При первом взгляде имеющиеся проблемы можно списать на высокий урожай в условиях высоких переходящих рыночных запасов. Однако это лежащие на поверхности объяснение справедливо только для регионов европейской части России.

Парадоксально, но трудности сбыта в Сибири ощущаются острее при том, что прирост урожая в разы скромнее (прогноз 2017 г. к 2016 г. для Юга – 3,1%, Центра – 12,9%, Приволжья – 24,9%, а Сибири всего 0,7%).

Предложение зерна на рынке в начале сезона формирует не только поступающее зерно нового урожая, но и переходящие запасы. В них и кроется проблема, предопределившая большие потери сибирских аграриев в текущем сезоне.

По данным Росстата на 1 августа 2017 г. совокупные запасы зерна в Сибирском федеральном округе составляли 2,97 млн. т, а на 1 августа 2016 г. – 1,99 млн. т зерна. Таким образом, с началом новой уборочной кампании инфраструктура хранения зерна в Сибири изначально была готова принять на 1 млн. т меньше, чем год назад. Огромная цифра для региона. Важно понимать, что это за запасы.

Более половины переходящих запасов – 1,7 млн. т пришлось на интервенционное зерно, мертвым грузом хранящееся в Сибири уже не первый год. Если все текущие запасы интервенционного фонда (всего около 3,9 млн. т) относительно равномерно распределены по регионам страны, то в сибирских регионах, хранящих 43-44% всего интервенционного фонда, искусственно создана неподъемная нагрузка на инфраструктуру хранения.

Проблема излишних интервенционных запасов, мешающих сибирскому рынку, возникала и осенью 2016 г. Но тогда, он выдержал за счет трех факторов: на новый сезон перешло меньше рыночного зерна (на начало сезона ощущался даже дефицит), поступающий новый урожай был меньше, переходящие интервенционные запасы были меньше (1,5 млн. т). Первый фактор является рыночным, второй – производственным. Влиять на них в условиях рыночной экономики в коротком периоде трудно. Но третий фактор – сугубо административный, полностью зависит от государства, точнее регулятора, отвечающего за проведение интервенций.

Почему же зная, что переходящие рыночные запасы 2017/18 будут выше, а перспективы урожая лучше прошлогодних (это было понятно уже летом), регулятор не попытался снизить интервенционную нагрузку на инфраструктуру хранения в регионе. Вопрос остается открытым.

Экономической выгоды прошлогодние интервенции тоже не принесли. Зерно закупалось по астрономическим ценам. Средневзвешенная цена закупок пшеницы 3 кл. – 10 521 руб./т, 4 кл. – 9 788 руб./т, 5 кл. – 8 248 руб./т. Близких цен сейчас не найти ни в одном регионе, а средние цены по Сибири составляют ровно половину от этих значений. Продавать интервенционное зерно по низким ценам все равно придется, что помимо вреда просевшему рынку принесет убыток для государственного бюджета.

Проблема сельхозпроизводителей сибирского региона осложняется также тем, что по заложенному на хранение государственному зерну, не происходит своевременная оплата. Долг по ней постоянно растет. Проблема обострилась еще весной-летом, когда хранителям потребовались финансовые ресурсы для проведения сезонных работ. Заложив зерно в интервенционный фонд и не обеспечив это хранение оплатой, обрекли элеваторы на заведомо плохую готовность к приемке нового урожая. В результате пострадали все звенья производственно-сбытовой цепи.

К концу первой декады ноября 2017 г. уборка зерновых в Сибири уже практически завершена. Обмолочено 98% площадей. Официальные данные Минсельхоза России свидетельствуют о росте намолотов в основных зернопроизводящих регионах – Новосибирской области (особенно заметный рост – 18,5%), Омской области, Алтайском крае по сравнению с аналогичной датой прошлого года.

Однако в целом успешные итоги сбора урожая теперь не вызывают оптимизма ни у кого из участников рынка. Сельхозпроизводители не могут поставить убранное зерно на элеваторы, хранители не способны его принять и разместить, трейдеры не имеют возможности реализовать. Зерно лежит в полях и на току. Это и есть наглядные фактические потери. Из-за накапливающихся токсинов его нельзя будет использовать даже на фуражные цели.

При текущих ценах EXW на пшеницу 3 кл. в Новосибирской и Омской областях в районе 5500-6000 руб./т без НДС и 4 кл. (протеин 12+) 4500-5000 руб./т хозяйства не имеют стимулов и возможностей для завершения уборки.

Элеваторные мощности, забитые неоплаченным интервенционным зерном, не могут принять на хранение новые партии с полей. Трейдеры в условиях избытка зерна практически во всех регионах, вызванного рекордным урожаем, а также возникшими в результате логистическими проблемами, бессильны в вопросах налаживания поставок в другие регионы.

Экспортные перспективы у сибирского зерна в текущем сезоне также туманны. Регион удален от основных экспортных каналов поставки на Юге и Северо-Западе страны. При удаленности основных станций отгрузки Омкой и Новосибирской областей по железной дороге на 3500-4000 км от глубоководных портов АЧБ, все прочие регионы (включая не только Юг, Центр и Поволжье, но даже Уральские), в которых также есть колоссальные избытки зерна, а priōri имеют конкурентные преимущества перед Сибирью.

Дальневосточный коридор, равно как и прямые поставки в соседние азиатские страны, уже много лет являются перспективными, но не развитыми направлениями. В текущем сезоне переход от нерегулярных тестовых и малых по объему сделок к полномасштабной экспансии на восточном направлении маловероятен. А значит, сибирское зерно останется, по сути, замкнутым в собственных границах, необеспеченное адекватными мощностями хранения в отсутствии перспектив сбыта.

Вопрос развития экспорта из регионов с наиболее низкой рентабельностью реализации зерна должен являться приоритетом государственной политики, которая в этой сфере либо не реализуется, либо обращена к значительно более благополучным с точки зрения маржинальности зернового производства регионам Европейской части России.

В качестве принципиально новой меры поддержки экспорта Минсельхоз России планирует в текущем сезоне субсидировать экспортные перевозки зерна. Однако эта она представляется малоперспективной в связи с непроработанностью механизма распределения субсидий, а также ее потенциальным негативным воздействием на ценовую конъюнктуру экспортного рынка. Стагнирующая второй месяц подряд экспортная цена FOB на российское зерно может пойти вниз, когда субсидия возникнет на одном из этапов экспортной цепочки.

Конечно у государства существуют все необходимые механизмы для решения проблемы. В собственности государства 1500 вагонов зерновозов, способных вывозить до 100 000 тонн зерна ежемесячно. Они сейчас работают в Ставропольском и Краснодарском крае, так как на Юге они могут принести в два раза больше средств своим оператором, за счет высокой оборачиваемости (20 дней на юге против 40 в Сибири).

Есть у государства доли в портах и зерновых терминалах. Есть оператор рынка призванный «стабилизировать ситуацию», Есть ГИФ способный продать на экспорт зерно прошлого урожая по рыночной цене и закупить зерно этого урожая у Крестьян Сибири. Но нет пока главного - желания выстроить в единую цепочку государственные возможности. Ведь для того, чтобы спасти производителей Сибири, надо отказаться от высокорентабельный операций, а это приведет к потере бонусов и премий. Но в ближайшее время, скорее всего это произойдет, или государству прийдется признать, что потеряло рычаги управления государственным имуществом. Все полторы тысячи вагонов, управляются частниками, элеваторы забиты зерном которое никогда и никто не купит, квоты в портах распроданы, денег на хранение нет - и Сибирским аграриям остается расчитывать только на собственные силы.

 
Читайте также