Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды30 октября 2017 9:00

Один из лучших европейских режиссеров современности Том Тыквер: "Для нас тоже унизительно, когда немца в кино играет, например, француз"

Два немца - режиссер Том Тыквер и сценарист Ахим фон Боррис - рассказали корреспонденту "КП" о своем новом сериале "Вавилон-Берлин", в котором русских играют русские
В начале ХХ века в Берлине происходили события, оказавшие влияние на весь мир.

В начале ХХ века в Берлине происходили события, оказавшие влияние на весь мир.

Фото: кадр из фильма

Новый сериал «Вавилон-Берлин» - это нуар-триллер от создателей фильмов «Парфюмер. История одного убийцы» и «Гуд бай, Ленин!». В основу легла популярная серия романов немецкого писателя Фолькера Кутчера о расследованиях детектива полиции Рата. По словам Кутчера, источником вдохновения для него послужили романы Рэймонда Чандлера и сериал «Клан Сопрано».

Сюжет такой. Инспектор полиции Гереон Рат и машинистка Шарлотта Риттер оказываются втянутыми в водоворот событий в Германии конца 20-х годов прошлого века, где было все - и ослепительная роскошь, и ужасающая нищета, а также коммунистические идеалы и зарождающийся фашизм.

Создателями сериала выступили Том Тыквер («Беги, Лола, беги», «Парфюмер. История одного убийцы») и Ахим фон Боррис – сценарист фильма-победителя Берлинского кинофестиваля «Гуд бай, Ленин!».

Три режиссера, работавших над сериалом, - Хендрик Хандлёгтен, Ахим фон Боррис и Том Тыквер. Фото Zuma\TASS

Три режиссера, работавших над сериалом, - Хендрик Хандлёгтен, Ахим фон Боррис и Том Тыквер. Фото Zuma\TASS

Нам удалось поговорить с создателями об их новом творении.

- Почему такое название - «Вавилон-Берлин»?

Том Тыквер (далее - ТТ): Мы хотели, чтобы в названии нашего проекта был город. Мы считаем Берлин одним из главных героев сериала, и показать его хотели в определенный временной период. Интереснейший, на наш взгляд. В начале ХХ века Берлин был неповторим, он был на подъеме. Кроме того, в нем происходили события, так скажем, очень специфические, оказавшие влияние на весь мир. Уровень жизни в городе тогда сильно вырос, город был очень динамичный. Там проживало очень много людей из Восточной Европы и России… Я говорю о тысячах людей. Это был город, который практически разрывался, сам себя строил и расширялся во всех направлениях: технически, культурно, политически. Город находился в экспериментальном состоянии. В Европе в 1929 царила немного Вавилонская атмосфера. Она очень быстро прогрессировала. Потом раз – и весь прогресс прекратился. А люди остались. Остались там, в этом городе, на краю эпохи. Без возможности выбирать.

В Европе в 1929 царила немного Вавилонская атмосфера.

В Европе в 1929 царила немного Вавилонская атмосфера.

Фото: кадр из фильма

- Почему вы выбрали формат сериала? Есть разница в работе над фильмом и сериалом?

ТТ: Знаете, когда мы только начинали проект, мы не хотели делать еще один сериал – мы думали именно о 12-часовом фильме. Но не очень хотелось изобретать велосипед, так что мы решили, что сделаем киноновеллу. Это не сериал. Мы снимали его так же, как и наши фильмы, без каких-либо различий.

Ахим фон Боррис (далее - АБ.): Ну, подход не отличается. В сериалах тебе нужно лучше готовиться и искать более умные решения в процессе съемок. Это и есть основное отличие. Мы делаем фильмы, как сказал Том, но можно найти и других фильммейкеров, которые выпускают сериалы, где сценарист и режиссер – один человек. Я имею в виду, что всегда есть возможность бесконечно продлевать историю. Но наш фильм – я считаю его фильмом – не станет целостным 45-часовым фильмом в один прекрасный день. Это просто большая история.

Шарлотта Риттер

Шарлотта Риттер

Фото: кадр из фильма

- Почему вы решили взять за основу именно эти книги? Этого автора, эту тему?

ТТ: Мы искали проект, который мы могли бы реализовать – ну, понимаете, двадцатые годы, Берлин, Веймерская республика. Когда вы увлекаетесь историей, периодами, то открываете для себя тысячи историй, которые можно рассказать, эти временные периоды настолько богаты разными событиями, культурными и политическими. Они очень-очень богаты. Так что вам нужна плоть и кровь, чтобы сделать фильм. Мы наткнулись на этот роман, который написал Фолькер Кутчер и поняли, что он и есть наше решение, потому что он дал нам основной жанр – триллер – и разработал продукт. Мы решили, что раз у нас уже есть жанр, нам нужны элементарные сценарии, на которые можно опираться во время своих поисков и других событий. Так что мы взяли его книги как скелет гигантского монстра, которого собирались создать.

- Уже есть семь книг писателя Фолька Кутчера, сняты два сезона. Планируете ли вы еще?

ТТ: По крайней мере, 7 книг, правильно? Вообще-то тогда получится 8 сезонов, потому что мы сделали два сезона из первой книги. Это круто, нам нравится проект, а по последним данным, публике тоже, так что мы встречаемся уже третий раз в нашем новом офисе и начинаем писать сценарий третьего сезона.

- Сейчас многие режиссеры уходят из кино в сериалы. За ними будущее?

ТТ: Я надеюсь, что медиарынок и дальше будет развиваться и расти, и на нем будет всего понемногу. Будет больше художественных фильмов на всех площадках – в кинозалах, в интернете. Пока непохоже, что скоро кино умрет. Оно станет более целенаправленным. Рынок сейчас разделяется: примерно 80% - это блокбастеры, а остальные 20% более узконаправленные, для ограниченного количества зрителей. Это не только европейское, но и международное развитие. Думаю, рынок…. Хотя бы при нас он будет жить, но число картин, доступных к просмотру, сильно растет с каждым годом. Думаю, люди в итоге предпочтут сериалы. Соотношение кинопоказов с таким количеством сериалов на ноутбуках, домашних кинотеатрах, мобильных телефонах сейчас примерно равно. Раньше все читали книги в поездах, это хорошо всем известно. Понятно, что люди всегда делают что-то в дороге. Думаю, вскоре не будет бумажных книг и газет – они все станут цифровыми. Будущее вообще очень интересно.

- Все больше русскоговорящих актеров приглашают в фильмы и сериалы, чтобы играть русских персонажей. Вы, возможно, не знаете, но в России очень много шуток о неправильном русском в голливудских фильмах.

ТТ: У нас такая же проблема в Германии. Мы ненавидим это, потому что из-за совместного Европейского производства, например, французы могут играть русских и еще кто угодно – немцев. Для нас это очень унизительно, мы бы хотели оставаться аутентичными.

Там проживало очень много людей из Восточной Европы и России

Там проживало очень много людей из Восточной Европы и России

Фото: кадр из фильма

- Каково работать на съемках с русскими актерами? Сам процесс как-то отличается?

АБ: Вообще никакой разницы. В сериале «Вавилон-Берлин» я работал с актером Иваном Шведовым – он был главным протагонистом. Я сотрудничал также со многими русскими актерами, а когда снимали "4 дня в мае", познакомился с Алексеем Гуськовым и множеством других русских звезд. Могу сказать, что они все очень талантливы, но есть одно отличие. Они по своей природе не играют так, как делаем это мы. Мне нравится работать с русскими актерами. Кстати, Сиверия Янушаускайте (играет Светлану Сорокину. Российским зрителям знакома прежде всего по картине Анны Меликян «Звезда» - Ред.) – литовка, но она знает русский и снимается во многих русских фильмах. Когда мы начали ее снимать, Сиверия была очень органична. Светлана, кстати, тоже главная героиня нашего сериала.

- Может быть, вы выучили какие-то русские слова на съемках?

АБ: (смеется) Конечно, я немного знаю русский. «Spasibo bolshoj» - это то, что я говорю в конце дня. Еще знаю «Мир, дружба и бла-бла-бла».

- Вау, круто. И Том, и Ахим – и продюсеры, и режиссеры, и сценаристы. А как на самом деле? Как вы делите работу во время съемок сериала? По эпизодам?

АБ: Окей, давайте я объясню. Мы вместе написали сценарий, но не делили его на эпизоды. Это заняло 2,5 года. Мы сделали все нужные приготовления и пре-продакшн, где был кастинг. Потом мы разделились на время съемок – на локации, а не эпизоды. А потом мы снова воссоединились и отредактировали весь фильм вместе. Так что каждый эпизод написан и обработан всеми режиссерами.

- С какими-то затруднениями столкнулись?

АБ: Да, конечно, как всегда. Я помню, мы пытались так отснять сцену с Фолькером Брухом (главный герой). Бедный парень очень долго не понимал, чего мы все от него хотим. Вы тоже были бы от такого в ужасе.

Инспектор полиции Гереон Рат

Инспектор полиции Гереон Рат

Фото: кадр из фильма

- Сейчас засилье голливудских фильмов и сериалов, и все вдруг стали выбирать и хвалить европейское.

АБ: Думаю, что мы, как публика, настаиваем на том, чтобы выбирать не только американские сериалы. Они специфичны по своей природе. Когда я хочу посмотреть итальянский сериал, я хочу чего-то итальянского, на итальянском языке, чтобы глубже погрузиться в страну и общество.

Литовская актриса Северия Янушаускайте играет в сериале русскую Светлану Сорокину. Российским зрителям знакома по фильму "Звезда". Фото Imago/TASS

Литовская актриса Северия Янушаускайте играет в сериале русскую Светлану Сорокину. Российским зрителям знакома по фильму "Звезда". Фото Imago/TASS

- Может быть, расскажите о своих любимых персонажах.

ТТ: Очевидно, что мы любим всех наших персонажей и проделали большую работу, чтобы дать каждому сердце и душу. Если вы скажете выбрать одного, то это будет… Светлана Сорокина, потому что это тот персонаж, в котором ты не можешь быть полностью уверен, как она себя поведет. Ты видишь в ней что-то темное и злое, но почему-то тебе хочется снова и снова соединяться с ней, потому что она завораживающая и красивая, и что-то внутри нее прячется такое, что тоже делает из нее жертву. Это моя любимая особенность в человеке.

Смотрите "Вавилон-Берлин" с 15 октября на канале ViP Premiere. Новые серии выходят по воскресеньям в 21:00