Новосибирск
Политика

Новосибирск - Минск: сотрудничество набирает высоту

Премьер-министр Республики Беларусь побывал в столице Сибири и решил купить новосибирский «кукурузник»
Директор СибНИА вручает премьер-министру Белоруссии небольшой подарок - модель самолета Ан-2.

Директор СибНИА вручает премьер-министру Белоруссии небольшой подарок - модель самолета Ан-2.

Фото: Андрей КОПАЛОВ

Сибирь и Белоруссию разделяют тысячи километров, но это не преграда для развития экономического сотрудничества. Наш регион является для республики одним из ключевых для налаживания связей: в первую очередь привлекает местный промышленный и научный потенциал. В далекой Сибири, ассоциирующейся на Западе с медведями и лютой зимой, для белорусов есть много других интересных тем. Это подтверждает визит премьер-министра Республики Андрея Владимировича Кобякова вместе с большой делегацией из представителей различных министерств и ведомств. Двухдневный деловой вояж расписан по минутам, нужно успеть посетить все значимые точки, познакомиться с главными достижениями региона, удивиться и продумать план сотрудничества.

Як-40 - ЕЩЕ ПОЛЕТАЕМ!

Одно из перспективных направлений сотрудничества - авиация. В Новосибирске есть успешное предприятие Сибирский научно-исследовательский институт имени С. А. Чаплыгина. Здесь конструируют новые самолеты и дают вторую жизнь проверенным или, лучше сказать, легендарным моделям еще советской авиации. Парк из небольших гражданских самолетов Як-40 в обеих странах устаревает. Но выбрасывать на свалку произведения великой инженерной мысли - дело не благородное.

- Регионы Крайнего Севера заинтересованы в том, чтобы эти модели продолжали летать. В институте имени Чаплыгина есть возможность ремоторизации (замена двигателя. - Прим. ред.) этой техники. Это дополнительная работа и объемы, которые приведут к положительным результатам, - считает премьер-министр Андрей Кобяков.

В результате визита между СибНИА и Миниским заводом гражданской авиации № 407 было подписано соглашение о сотрудничестве. Подробности рассказал директор Новосибирского института Владимир Барсук:

- Договор предполагает сотрудничество по модификации Як-40. Мы решаем задачу по научно-техническому сопровождению, производим летные испытания, разрабатываем документацию для последующей модификации, а сам ремонт уже будет проходить на минском ремонтном заводе.

Экскурсия по цехам СибНИА подарила и другие идеи для сотрудничества. Первые лица Белоруссии заглянули в учебную аудиторию, где ребята с 11 лет изучают аэродинамику и готовятся стать летчиками. Такой подход значительно уменьшает затраты на подготовку будущих пилотов.

- У нас тоже готовят ребят к профессии со школьной скамьи, но возраст постарше - лет с 14. К тому же здесь используют небольшие планеры, на которых подростки могут нарабатывать навыки, летные часы. Практика хорошая - будем думать, как ее заимствовать, - делится мыслями начальник минского клуба ДОСААФ Николай Мочанский.

Еще одна хорошая новость «летного» сотрудничества: в ближайшем будущем белорусы купят биплан-кукурузник Ан-2 - эту машину также серьезно переработали в СибНИА. Если потомок Аннушки устроит покупателей во всех отношениях, будут приобретены еще от трех до пяти самолетов.

Деловая поездка может быть интересной. Партнеры усадили премьер-министра в кабину цельнокомпозитного «кукурузника» ТВС-2ДТС.

Деловая поездка может быть интересной. Партнеры усадили премьер-министра в кабину цельнокомпозитного «кукурузника» ТВС-2ДТС.

Фото: Андрей КОПАЛОВ

БелАЗы С НАЧИНКОЙ ИЗ СИБИРИ

Крупное белорусское предприятие по производству мощнейшей техники имеет серьезного партнера в Новосибирске - завод «Сибэлектропривод». Здесь производят электропривода для самосвалов грузоподъемностью 130 и 220 тонн, но на этом сотрудничество не останавливается:

- Со следующего года начнем производство электроприводов для самосвалов грузоподьемностью 90 тонн. Считаю, что наш завод - самый крупный экспортер области в Белоруссию. Объемы выросли в 2 раза по сравнению с прошлым годом. Причем наша продукция при участии БелАЗа поставляется не только в Россию, но и в другие страны - уже есть успешный опыт поставок 40 самосвалов-стотридцатитонников в Индонезию, - рассказал Михал Вахун, гендиректор компании «Сибэлектропривод».

И это не предел: как отметил премьер-министр Республики Беларусь, в ближайшее время ожидается серьезный прорыв в экспорте совместной продукции в Индию - там тоже ждут БелАЗы с сибирскими комплектующими.

- Во время посещения завода мы обсуждали с руководством тему возможности создания электроприводов для коммунальной техники, не только для БелАЗа. Появился спрос на новую линейку, и тут важно не затягивать решение. Нужно разворачиваться сразу: таковы законы рынка - не займешь место сам, займут другие, - отметил премьер республики.

Коммерческий директор «Сибэлектропривода» Сергей Грачев отмечает легкость в работе с белорусскими партнерами:

- У нас общий язык, общий подход к делу. Наши планы на будущее совпадают, сотрудничество прозрачно и понятно.

Александр Карлов собирает в Новосибирске щеткодержатели для приводных щитов белорусских БелАЗов. Норма - в день 16 деталей, на один щеткодержатель уходит полчаса.

Александр Карлов собирает в Новосибирске щеткодержатели для приводных щитов белорусских БелАЗов. Норма - в день 16 деталей, на один щеткодержатель уходит полчаса.

Фото: Андрей КОПАЛОВ

БУДУЩЕЕ ЗА «РОГАТЫМИ» НА БАТАРЕЙКАХ

На протяжении 10 лет наблюдается тенденция: наиболее продуктивным оказывается сотрудничество в сфере транспорта.

- Сотрудничество в транспортной сфере развивается наиболее активно. В свое время мы взяли за основу обновление парка автобусов моделями белорусского производства - технологичная конкурентность решения очевидна. В декабре прошлого года в Новосибирске было создано совместное российско-белорусское производство по модернизации трамваев ООО «БКМ-Сибирь». Это хороший пример: обновленные вагоны уже курсируют на трех маршрутах в нашем городе, к концу года будет изготовлено еще 13 трамваев. Мы приглашаем к сотрудничеству соседние регионы: это должно быть выгодно, ведь таким образом цена трамвая снизится на 7 миллионов рублей, - говорит губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.

Со стороны Республики Беларусь есть еще несколько предложений, как можно «развить тему». Новосибирску предлагают инновационные модели горэлектротранспорта - электробусы и троллейбусы с автономным ходом. А в нашем городе существует завод по производству литий-ионных батарей, как раз подходящих под нужды экотранспорта.

МИЛЛИАРД? ЛЕГКО!

Мы перечислили далеко не все отрасли, где можно усилить и развить сотрудничество. Белорусская делегация напомнила Новосибирску о планах на совместное лифтовое производство. Сибирский миллионник растет ввысь и вширь, здесь активно строят жилье. В планах на этот год сдать 2 миллиона квадратных метров - эти цифры впечатлили белорусов. Поэтому и предлагают партнеры обзавестись совместным лифтовым производством. Также готовы приложить свои силы в строительстве энергоэффективного жилья, школ, детских садов, в дорожном строительстве, в том числе предоставив строительную технику.

Еще одно направление сотрудничества - научно-инновационная сфера. Во время поездки в Новосибирск премьер-министр побывал в медицинском технопарке на базе НИИТО, где ему представили различные суперсовременные разработки в области протезирования суставов и реабилитации.

- Ваш опыт заслуживает большого уважения, воспроизводства и подражания. Мы готовы подробно изучить ваши предложения и поделиться своим опытом - у нас тоже есть что показать, - резюмировал Андрей Кобяков.

Есть чем поделиться и что позаимствовать и в аграрной сфере. Новосибирская область усиленно развивает это направление, в итоге визита белорусского премьера между регионами было заключено соглашение по обновлению парка сельскохозяйственной техники. Регионы также могут успешно сотрудничать в сферах растениеводства, животноводства, переработки сырья.

Наибольший объем товарооборота между Беларусью и Новосибирской областью был зафиксирован в 2013 году - тогда он составил 278 миллионов долларов. Обе стороны уверены: эту цифру можно значительно увеличить, главное - позитивный настрой.

- Сегодняшнее сотрудничество задействует лишь частичку нашего потенциала. Думаю, что в ближайшее время мы сможем увеличить товарооборт до полумиллиарда долларов, - оптимистично оценивает перспективы совместной работы белорусский премьер-министр Андрей Кобяков.