Главная причина "миграции" пилотов - финансовая.
Фото: Елена ВАХРУШЕВА
В наших авиакомпаниях стало остро не хватать пилотов. А все из-за массового «отлета» наших специалистов за рубеж, в основном в азиатские компании. По подсчетам СМИ, на Юго-Восток - преимущественно в Китай, Индию и Вьетнам — уехало работать порядка трехсот пилотов, еще несколько сотен сейчас в процессе трудоустройства.
Причина - финансовая. Заработок командира воздушного судна в Китае составляет от $17 тысяч, у нас же даже в самых крупных авиакомпаниях в пересчете на «зеленые» — в 2-4 раза меньше. При этом в азиатских странах нет квот на иностранных пилотов, а Китай еще и упростил выдачу для них разрешений на работу. Рынок же труда для пилотов «Боингов» и «Эрбасов» интернационален, «Эрбас» - он и в Африке «Эрбас».
- Вопрос этот встал не прямо сейчас. Процесс начался в 2015 году, после того как курс нашей национальной валюты обрушился почти вдвое. Кто-то протоптал дорожку, рассказал другим - и постепенно счет уехавшим стал измеряться сотнями, - комментирует ситуацию Олег Пантелеев, руководитель аналитического центра «АвиаПорт».
К слову, дефицит пилотов у нас был и раньше. Наши авиакомпании долго добивались разрешения нанимать на работу иностранцев, в 2014 году добились, но тут случился кризис, перелеты сократились. Более того, закрылась вторая по величине российская авиакомпания - «Трансаэро». И проблема с нехваткой летчиков потеряла остроту сама собой. Но времена изменились.
- Сейчас пошло восстановление авиаперевозок, рост - примерно на 20% в сравнении с теми же месяцами прошлого года. Авиакомпании пытаются в срочном порядке где-то найти дополнительные самолеты, а на них нужны пилоты. А где их взять? - говорит Пантелеев. - Это сложно без увеличения зарплат. Что это значит для пассажиров? Что проблема, скорее всего, будет решаться за их счет. За 2016 год у нашей авиаотрасли убыток порядка 10 млрд рублей. Чтобы как-то увеличить фонд оплаты труда, скорее всего, авиакомпании поднимут цены на билеты.