Анатолий Федорович всю жизнь посвятил небу.
Фото: из личного архива
Западно-Сибирская транспортная прокуратура во время выездных проверок в Новосибирском районе обнаружила нарушение. Пенсионер из села Верх-Тула сам сделал легкий самолет и летал на нем. В ведомстве рапортуют:
- Самолет не имел регистрационных и опознавательных знаков, сертификата летной годности, на борту отсутствовали судовые и бортовые документы, аварийный радиомаяк. Пилот не проходил обязательного медицинского обследования, не имел свидетельства пилота, то есть выполнял полеты, не имея соответствующих знаний и навыков в сфере авиации.
Сибиряка привлекли к административной ответственности и назначили штраф 2000 рублей. Читаешь такие новости и диву даешься: неужели человек не понимает, как это опасно?
Мы разыскали этого «чудака», и оказалось, что он вовсе не безумец.
ТРЕТЬ ЖИЗНИ В НЕБЕ
Загадочным жителем Верх-Тулы оказался Анатолий Федорович Яшанин, ему сейчас 64 года. Самолеты он начал собирать не от того, что на пенсии делать нечего.
- Я с 10 лет увлекался авиамоделизмом, потом поступил в Новосибирский авиационный техникум, занимался в ДОСААФ, летал на вертолете, после - армия, военным летчиком прослужил 20 лет. При этом авиамоделизм не забросил - вел профильный клуб вместе с женой. Наш сын в итоге тоже моделизмом заболел и в результате получил образование там же, в Новосибирском авиационном, - рассказывает о своем жизненном пути сибиряк.
Первый самолет Анатолием и его сыном Артемом был собран по типу сверхлегкого учебно-тренировочного «Арго 02». Корпус из дерева, все детали конструкторы чертили и вырезали в гараже. В основу второго самолета сибиряки заложили конструкцию американского довоенного самолета Air Camper. Он тоже сделан из дерева, но его конструкция уже дорабатывалась.
За этого красавца сибиряка оштрафовали.
Фото: из личного архива
- Мы сделали его более безопасным, - говорит Анатолий Федорович.
Третий самолет пока не готов.
- Мы решили сделать его комфортным. Самолет ни на что не похож - это чисто наше. Мы сами умные - не дурнее американцев. Самолет отличается комфортностью, сделан из алюминия. С запчастями и материалами обшивки проблем, как правило, не возникает. Единственная загвоздка - мотор: приходится брать автомобильный и переделывать под наши нужды. К весне машина будет готова, обещает конструктор. И добавляет: - Если прокуроры меня не посадят.
«ЗА ЗАКОНЫ ОБИДНО»
Анатолий Федорович говорит, что самая интересная высота - это метров 500, то есть высота птичьего полета, когда видно землю, березки, речки. За штурвалом своих машин ему никогда не страшно:
- Это дурак боится, а я столько лет в авиации… Если и есть страх, то только на этапе конструкторских рисунков.
Новостям из прокуратуры Яшанин, конечно, не рад. Ведь у него есть образование, большой опыт, а летать, получается, нельзя. Свой второй самолет он зарегистрировал - для этого пришлось много побегать по разным инстанциям. Но все законные условия преодолеть все равно не получится.
- У меня есть диплом, я военный летчик. Но, по мнению чиновников, я должен еще иметь и свидетельство пилота гражданской авиации. Что же, там другие законы аэродинамики? Нет! Просто там обучение других стоит. Курсы, где я сам людей могу учить, обойдутся мне в 400 тысяч рублей. Нет в этом справедливости. Со своими дипломами мы должны теперь прятаться и от прокуратуры бегать! - негодует авиаконструктор.
Военный летчик на пенсии вспоминает времена Советского Союза, когда авиамоделизм был популярным занятием - дети со взрослыми такие машины собирали! А теперь…
- Завидую Америке, - признается наш персонаж. - У них теперь эти клубы бешено популярны, а нас прокуратура гоняет.
А что вы думаете по этому поводу? Оставляйте ваши комментарии!