Премия Рунета-2020
Новосибирск
+2°
Boom metrics
Общество3 октября 2016 22:00

15 лет со дня крушения самолета Тель-Авив - Новосибирск: Главный вещдок был утерян

Родные погибших в авиакатастрофе считают, что украинские зенитчики специально сбили Ту-154, чтобы рассорить две страны [фото]
На борту самолета было 11 членов экипажа и заместитель генерального директора авиакомпании «Сибирь» по безопасности Виктор Алексеев. Он совершал инспекционную поездку. Фото: Архив «КП» от 2001 года

На борту самолета было 11 членов экипажа и заместитель генерального директора авиакомпании «Сибирь» по безопасности Виктор Алексеев. Он совершал инспекционную поездку. Фото: Архив «КП» от 2001 года

Компенсации выплачены, а виновники не названы. Спустя 15 лет родственники тех, кто оказался на борту самолета Тель-Авив - Новосибирск, так и не добились наказания для украинских военных. Петиция «Создайте международный трибунал по расследованию авиакатастрофы Ту-154» висит в интернете больше года, но собрала всего сто с хвостиком подписей. Кажется, что история сбитого над Черным морем самолета сама утонула в новостном хаосе ежедневных ЧП. Но только не для родственников 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

СВИДЕТЕЛИ В НЕБЕ

Это был рейс авиакомпании «Сибирь» SBI1812, 4 октября 2001 года самолет вылетел из израильского аэропорта Бен-Гурион. Связь с лайнером оборвалась в 13.45 по московскому времени. Последние слова, которые разобрали диспетчеры среди криков: «Куда попало?» В борт попала ракета ЗРК С-200, выпущенная украинскими военными во время учений в Крыму. Самолет стал разваливаться прямо в воздухе. Произошло это на глазах пилотов и пассажиров Ан-24, летевшего рядом из Симферополя в Ереван. Вот что рассказывал «Комсомолке» его летчик Давид Саргасян:

- Мы летели на высоте 6300 метров. Российская «тушка» находилась на высоте 11 километров, примерно в 20 километрах от нас. При желании ее можно было разглядеть. Точный момент взрыва никто из нас не засек, потому что нужно было следить за своими приборами. Внезапно кто-то крикнул, что впереди - горящий объект. Как потом оказалось, это были обломки самолета. Мы не имели права уходить с заданной высоты, и нам пришлось делать крюк в несколько километров, облетая место катастрофы. Задерживаться мы тоже не имели права по инструкции. Оставалось лишь сообщить о произошедшем диспетчеру и продолжить полет.

Борт Ту-154, разбившийся над Черным морем. Фото: Архивный кадр

Борт Ту-154, разбившийся над Черным морем. Фото: Архивный кадр

ДОБРОВОЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ МИЛЛИОНОВ

Разразился международный скандал. В России сразу было возбуждено уголовное дело по статье «Терроризм», но уже 16 октября все материалы были переданы в Генпрокуратуру Украины. Там нехотя и с оговорками признали, что, возможно, их ракета С-200 отклонилась во время учений от цели и попала в российский самолет. А возможно, и нет. В архивах нашей газеты сохранились слова главкома ПВО Украины Владимира Ткачева:

- Оценки экспертов и большинство факторов свидетельствуют, что это могла быть наша ракета.

Денежные компенсации Украина выплатила в рамках договора от 2003 года «Об урегулировании претензий»: 7,5 миллиона долларов родственникам погибших израильтян и 7,8 миллиона - родным погибших россиян. Однако выплаты велись на условиях Ex Gratia, то есть добровольных, без какой-либо юридической ответственности. Официально Незалежная так и не признала свою вину. А все иски авиакомпании «Сибирь» украинским судом были отклонены.

- По непонятным причинам расследование не продолжилось в международных судах, что бросает тень на международное сообщество. Сегодня мы просим Объединенные Нации исправить эту ситуацию. Украинские военные, скорее всего, допустили техническую ошибку. Но поведение высших должностных лиц Украины тех лет, прямо покрывавших ужасное преступление, вызывает оторопь у любого цивилизованного человека. Семьям погибших не вернуть назад родных, но безнаказанность совершивших и отрицающих это преступление чиновников высшего уровня - опасный прецедент для всего мира в целом и для самой Украины в частности, - говорится в петиции тех, кто 15 лет назад потерял родных над Черным морем.

Табло в аэропорту Толмачево 4 октября 2001 года. Фото: Архив «КП» от 2001 года

Табло в аэропорту Толмачево 4 октября 2001 года. Фото: Архив «КП» от 2001 года

СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ: «ТУ» И «БОИНГ»

- Когда сбили наш самолет, с самого начала было ясно, чьих это рук дело, - говорит Борис Калиновский, в Ту-154 у него погиб отец. - Американский госдепартамент в первые же часы объявил, что засек, как с лайнером столкнулась именно украинская ракета. То есть техника позволяет увидеть, что произошло в воздухе. Мы долго доказывали в судах Киева вину украинской армии. Но все, чего добились, - это денег, 200 тысяч долларов за жертву. И то украинская сторона позиционировала это не как компенсацию, а как гуманитарную помощь. У нас на руках были заключение экспертов, выводы МАКа, но внезапно Киев предоставил выводы своего украинского института судебных экспертиз, о котором ранее никто и слышать не слышал, и вот там говорилось, что военные невиновны. Конечно, это была фальсификация. Но дело было проиграно. Почему-то авиакомпания «Сибирь» не стала обжаловать решение в Европейском суде - говорят, на нее оказывалось давление со стороны чиновников, потому что между Россией и Украиной тогда были сложные отношения, связанные с ситуацией по нефти и газу.

Родные погибших признаются, что история с Ту-154 отчасти напоминает авиакатастрофу 2014 года с малайзийским «Боингом» в Донецкой области.

- Ситуация повторилась почти один в один, - считает Калиновский. - В 2001 году в целях экономии украинские власти сделали вокруг учений совсем небольшую зону ограничения - радиусом 70 километров, тогда как использовались ракеты С-200, у которых радиус действия до 300 километров! То есть, по-хорошему, им нужно было перекрыть международную воздушную трассу на время учений, но тогда Украина должна была бы компенсировать авиакомпаниям все затраты, связанные с облетом этой зоны. С «Боингом» случилось то же самое. Вместо того чтобы закрыть воздушный коридор над местами, где идут бои, Украина решила сэкономить деньги. Возможно, были и другие причины. Я скажу так: то, что произошло сейчас и тогда, - это не случайность. Специалистам это видно невооруженным глазом. И тогда, и сейчас была не просто ошибка зенитчиков. В 2001 году все было подстроено - уже тогда были намерения обострить отношения между Россией и Украиной.

ПРОПАВШИЕ ДЕТАЛИ

Доказать в суде вину Украины не удалось еще и потому, что... пропал самый главный вещдок. Ракета С-200 поражает цель, взрываясь возле нее, тысячи стальных шариков разрушают все на своем пути. Ими были нашпигованы фрагменты российской «тушки». Оставалось дело за малым - отправить пули на экспертизу.

- В расследовании было очень много мутных, непонятных нам вещей. Например, пропажа одного из главных вещдоков. Я об этом раньше никогда не говорил журналистам, но начальник следственного управления генеральной прокуратуры Украины Валерий Журавель как-то признался мне, что стальные шарики просто пропали по пути на Украину. Тот, кто их перевозил, сам чуть не погиб, попав в автокатастрофу, которую, как вы понимаете, могли и подстроить. Журавель тогда был членом комиссии по расследованию катастрофы, не знаю, насколько можно верить его словам. Но если бы эти шарики отправили на экспертизу, то сразу было бы понятно, из какой ракеты и кто стрелял. Но, похоже, последняя зацепка, обличающая украинских военных, была намеренно уничтожена.

Борис Калиновский считает, что помимо выплаты компенсаций Украина должна официально признать свою вину. Но прошло 15 лет, а извинений Россия и Израиль так и не услышали.

Борис Калиновский считает, что помимо выплаты компенсаций Украина должна официально признать свою вину. Но прошло 15 лет, а извинений Россия и Израиль так и не услышали.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

ДОСЛОВНО

«Комсомолка» публикует выдержку из распоряжения Минтранспорта РФ от 4 декабря 2001 № НА-424-р «О чрезвычайном происшествии с самолетом Ту-154М RA-85693».

В 9 часов 45 минут UTC магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В дальнейшем в течение 45 секунд было зафиксировано еще несколько сигналов от нажатия членами экипажа кнопки бортовой KB-радиостанции с последующими шумами и криками членов экипажа (в том числе фраза «… куда попала(о) …»), свидетельствующими о внезапном возникновении на борту воздушного судна аварийной ситуации. Практически одновременно с первым нажатием на экране радара СКЦ АУВД «Стрела» диспетчером было отмечено исчезновение метки самолета.

В 9 часов 46 минут UTC на связь с диспетчером вышел экипаж самолета Ан-24 армянской авиакомпании, сообщивший о наблюдении им взрыва в воздухе и, предположительно, падения самолета. На неоднократные вызовы органов УВД и экипажа самолета Ан-24 экипаж самолета Ту-154М RA-85693 не отвечал. Чрезвычайное происшествие с самолетом Ту-154М RA-85693 произошло в результате поражения воздушного судна боевой частью 5Б14Ш ракеты 5В28 зенитного комплекса С-200В, стартовавшей в ходе учений войск ПВО Украины с позиции, расположенной в районе города Феодосии на полуострове Крым. При поражении конструкция самолета получила существенные повреждения, которые вызвали разгерметизацию пассажирского салона и воспламенение топлива и других горючих веществ самолета. Самолет столкнулся с водой, разрушился и затонул на глубине до 2000 метров. В результате происшествия все находившиеся на борту воздушного судна пассажиры и члены экипажа погибли.