Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество1 июня 2016 6:00

Кто озолотился на погорельцах Хакасии?

Глава Хакасии Виктор Зимин не смог преодолеть последствия пожаров
Юрий КУЗЬМИН
Виктор Зимин не сдержал обещание президенту построить все к 1 сентября 2015 года. Фото: Дмитрий АЗАРОВ/Коммерсантъ

Виктор Зимин не сдержал обещание президенту построить все к 1 сентября 2015 года. Фото: Дмитрий АЗАРОВ/Коммерсантъ

Весной прошлого года стихийные пожары в Хакасии оставили без крова тысячи людей, 31 человек погиб, сотни обожжённых и раненых. Спустя несколько дней после огненной трагедии, 16 апреля 2015 года Владимир Путин в режиме прямого телевизионного эфира выдал поручение преодолеть последствия пожаров уже к началу осени. Собственно, слова президента России звучали так: «Перед губернатором поставлена задача все объекты инфраструктуры восстановить, все дома построить к 1 сентября текущего года». Наш репортаж из Хакасии о том, почему глава Хакасии Виктор Зимин выполнить поручение президента не сумел.

В сроки не уложились, деньги до строителей не дошли

В апреле прошлого года огненный ураган в Хакасии нанёс самый тяжёлый удар по посёлку Шира́. Полторы тысячи сгоревших домов, более тридцати погибших. Когда только разгребали пепелища и подсчитывали погибших, глава Хакасии Виктор Зимин на заседании правительства республики назвал огонь пожарищ «благодатным». Видимо, имея в виду помощь, экстренно направленную в регион федеральным правительством — сразу три миллиарда рублей на ликвидацию последствий стихийного бедствия.

Именно сюда, в посёлок Шира́ были брошены летом прошлого года основные силы строителей. Всего тут трудились около двух тысяч человек из Барнаула, Кемерово, Красноярского края. Сегодня считается, что стройка завершена. Глава региона отчитался перед президентом о выполнении задания. А Шира́ и сегодня бурлит недовольством погорельцев и протестами строителей, которых в посёлке осталось немало.

Срок сдачи домов был назначен на 1 сентября 2015 года. Но сроки много раз откладывались решением сверху. «Виктор Зимин торопил всех, так, что у большинства рабочих даже не было подписано трудовых договоров, — рассказал один из бригадиров строителей Самвел Алексанян. — Говорит, давайте, стройте как можно быстрее. Потом решим вопрос с оформлением. Деньги, говорил, будут. Клялся, чем мог». Зимина легко понять: именно он нёс ответственность перед Владимиром Путиным за президентскую стройку. Но эта спешка оказалась на руку очень нечистоплотным подрядчикам и чиновникам.

В Шира было несколько генеральных подрядчиков, но 90% домов строил генподрядчик от Хакасии — ООО «Черногорск Отделстрой» (ЧОС). Компанию утверждала комиссия местного правительства, как установила Счетная палата России, конкурсов не проводилось. До сих пор ни эта комиссия, ни сам глава региона не ответили, почему на роль главного денежного «хаба», в который правительство Хакасии направило больше 600 миллионов рублей федеральных средств, была назначена сомнительная фирма. «Черногорск Отделстрой» стал генподрядчиком, когда уже имел миллионные долги и множество проигранных судебных исков. Например, за работу в соседней Туве он остался должен 63 миллиона рублей Моздокскому стройотряду № 4.

«Мы ездили исправлять огрехи строительства за другими фирмами… — рассказал нашему корреспонденту бригадир Алексанян. — Шли сплошняком и доделывали. А нас кормили «завтраками». Говорят, доделайте, и мы с вами тут же рассчитаемся за «шабашки». Обещали авансы за каждый дом по 100 тысяч рублей. Как всегда – чёрным налом. Но когда пришло время рассчитаться, заявили: денег нет, езжайте к Зимину».

Куда же ушли деньги? У бригадира есть увесистая пачка документов. Это акты приёмки домов и ведомости по оплате. Вместо подписи Алексаняна стоит подпись некоего представителя «бригады Самвела» от генподрядчика. Есть акты приёмки объектов, где эта бригада вообще не работала. Алексанян полагает, что деньги даже не покидали счетов генподрядчика. Их просто списали как оплаченные.

Ещё одна схема: бригада начинает строить дом, закладывает фундамент. Приезжает проверяющий от генподрядчика, и с ним чиновник из Минстроя Хакасии. Объём и качество работ объявляются неудовлетворительными. Бригаду вышвыривают с объекта, заплатив копейки. Дом отдают на достройку очередной бригаде в этой цепочке. С ней происходит то же самое. И так — до пяти раз.

Задолженность по зарплате составляет для сварщиков 2,5 миллиона рублей. Это половина от прописанного по контракту. Их субподрядчик «РосТрасТелеком» работал с «Черногорск Отделстроем» только по безналичному расчёту. Все транши легко проверяются по выпискам из банков. Долги по зарплате, выходит, на совести генподрядчика. Но ЧОС не торопится их возвращать.

Субподрядчикам включали в заказ ограниченное количество средств. Из этой суммы должны были выделять средства на стройматериалы. Тут проверка была строгой. Но однажды склады опустели. Гендиректор ЧОС заставил всех покупать оконные конструкции, листовую кровлю и напольное покрытие только у конкретного поставщика. По сильно завышенной цене. Об этом рассказал бригадир строителей Юсуф Довлатов.

По его словам, генподрядчик предлагал продукцию ООО «Концерн-АКХС». Стоимость завышалась в разы. Один простейший двухкамерный стеклопакет обходился в 40-50 тысяч рублей. Линолеум на президентской стройке тоже стоил баснословных денег: 1000 рублей за квадратный метр. Всё это входило в общую цену за контракт, поэтому доля зарплатных денег сильно уменьшалась.

40 тысяч рублей за квадратный метр — верхний потолок цены, установленный Минстроем России по поручению президента — не для простых бригадиров и даже не для субподрядчиков. По прикидкам бригадиров, реально выходило 7 тысяч рублей за квадратный метр, из них за материалы — 5,5 тысячи. Это те самые деньги, которые всё равно не заплатили. Кто присвоил остальное, строителям неизвестно. Но очевидно, что без ведома министров правительства Хакасии, которые неделями жили в Шира́, этот вопрос не мог решаться. «Да, бывал тут Зимин. Два раза, кажется, приезжал, когда начались проблемы с невыплатами. Нас всех вместе с рабочими прятали по углам, чтобы «не портили фасад». Так и сказали», — рассказывает бригадир Довлатов.

Тысяча обманутых рабочих 100 км пешком брела до Абакана

Через несколько месяцев невыплат рабочие начали покидать стройку. Но основная масса ждала своей зарплаты. «Приезжали всякие чины из местного правительства. Все эти заместители Зимина — Кисуркин, Марков. От Минстроя был Можаров и сам министр Новиков — эти вообще курировали стройку и отчитывались перед Главой правительства Хакасии чуть ли не ежедневно. А толку?» — пожаловался Алексанян.

Когда мастера стали уезжать, на их место взяли разнорабочих. Качество никого не интересовало, лишь бы отчитаться по срокам. После сдачи всё приходилось перестраивать. Жили в палатках МЧС, спали на двухъярусных нарах, посуды и одеял не было. Помыться негде. Местные больницы не оказывали помощи.

В середине ноября, когда работы подошли к концу, толпы обманутых рабочих стали осаждать Штаб строительства. Владелец «Черногорск Отделстроя» Василий Смольников собрал бригадиров и прямо при Андрее Кисуркине, заместителе Виктора Зимина, бросил на стол 245 тысяч рублей. «Чтобы духу вашего тут не было! Назавтра же сюда вызывают ОМОН, и вас в любом случае отсюда вышвырнут». Тем, кто приехал издалека, заплатили ровно по стоимости билета. Общая задолженность по зарплате до сих пор тайна. У Минстроя республики своя цифра — 80 миллионов рублей. Но это если верить контрактам. Реальная цифра называется другая: более 200 миллионов рублей.

Уехали бригадиры, сбежали субподрядчики. Некому стало складываться на полевую кухню. Красноярским и местным рабочим не досталось денег даже на билеты. Свидетели рассказывают, как колонна из тысячи рабочих пешком брела до Абакана. Сто километров с лишним. Тех, кто остался, вышвыривали прямо на сибирский мороз. В декабре строители перекрыли трассу в Шира́, объявляли голодовку, выходили на митинг к зданию местного совета. На заседании правительства Хакасии Виктор Зимин требовал: «Найдите тех, кто украл деньги!» Была создана комиссия. Но каждое еженедельное заседание откладывало окончательный расчёт.

Дома для погорельцев не пригодны для жилья

Невыплатами зарплат проблемы Шира́ не исчерпываются. Жительница посёлка Надежда Лахмытко рассказала, как чиновники из поселковой администрации обходили всех погорельцев и убеждали подписать документы о приёмке дома. Поначалу никто не подписывал: кто же захочет въезжать в недостроенные дома! Но проверяющие от генподрядчика и Минстроя запугивали, уговаривали, натравливали хозяев на субподрядчиков и бригадиров. Субподрядчиков штрафовали или вообще оставляли без оплаты, а жителей продолжали кормить обещаниями. Теперь субподрядчики бесплатно достраивают дома и отбиваются в судах, куда их привлекли за перерасход, переплату и недоделки.

Впрочем, качество построенных домов – не просто плохое. Дома, построенные для погорельцев, построены с нарушениями и обманом строителей, фактически они не пригодны для жилья. В домах дымят печи, некачественная электропроводка и слабая теплоизоляция. Но главное, многие дома имеют щели, который в условиях ветреной сибирской степной зимы делают проживание в них невозможным. Это неудивительно, учитывая то, что строили их по цене в шесть раз меньшей, чем предполагали федеральные чиновники и президент России Владимир Путин. И строили, меняя бригады строителей, как перчатки.

К тому же погорельцев продолжают обирать. Наталья Овинникова пережила двойную трагедию. Сначала сгорел её дом, спустя некоторое время умерла её дочь, успевшая получить компенсацию 110 тысяч рублей, как пострадавшая от пожара. Чиновники из регионального Управления социальной поддержки решили, что умершему человеку деньги на обустройство не нужны. Наталью Овинникову заставили вернуть деньги, выделенные для дочери. Когда она пришла на приём к Владимиру Путину, который посещал Хакасию, встречавший местный чиновник пожурил за излишнюю доверчивость и посоветовал обратиться в суд, чтобы истребовать обратно деньги дочери. Заодно сообщил о «директиве», которую раздал погорельцам Виктор Зимин: «Не позорьте Хакасию. Не жалуйтесь на свои проблемы».… Кстати, два решения суда о возврате средств Овинниковой чиновники проигнорировали.

Проблемы жителей и строителей в Шира известны и местным чиновникам, и представителям Виктора Зимина. Но изменений нет. Кто-то ещё надеется, но большинство уверены: всё, что происходит в посёлке, да и во всём регионе, местные власти не волнует. Половина хакасского правительства перебывала в Шира́. Министры и помощники Зимина «парились в одних саунах, гуляли в одних местных ресторанах. Тут хозяева заведений на них просто озолотились». Это в то время, когда сотням строителей вообще было нечего есть! И только в отчетах Виктора Зимина перед Москвой все выглядело гладко.