Премия Рунета-2020
Новосибирск
+2°
Boom metrics
Общество30 марта 2016 19:00

Яцек Палкевич в Новосибирске: Я не понимаю, почему слово «глобализация» все произносят с улыбкой на лице

Всемирно известного путешественника и журналиста в одном лице многое связывает с Сибирью [фото]
Яцек Палкевич: «Европа теряет свою цивилизацию. Посмотрите налево, направо – вокруг ислам».

Яцек Палкевич: «Европа теряет свою цивилизацию. Посмотрите налево, направо – вокруг ислам».

Фото: Андрей КОПАЛОВ, Архив «КП»

В 1989 году Яцек Палкевич совершил масштабную экспедицию в Сибирь, обогнул полстраны по окраинам с востока на запад, влюбился в природу и местный народ, написал книгу. В эти дни знаменитый путешественник, член Русского географического общества, побывавший в самых потаенных уголках на всех континентах, гостит в Новосибирске. Этот человек может, пожалуй, с завязанными глазами нарисовать и раскрасить контурную карту мира, и для нас было бы как минимум странно не встретиться с Яцеком и не спросить у него, каким он видит сегодняшнее мироустройство.

- Яцек, отношения России и Польши многие назвали бы прохладными, а каким вы видите диалог двух наших государств?

- Отношения явно ухудшились, особенно это чувствуется после крымских событий. Но все это не относится к простым людям - народы наши как дружили, так и дружат. Если все наши люди будут относиться друг к другу как я к вам, как вы ко мне, то там, наверху, посмотрят и задумаются: зачем нам толкаться локтями? Вот вам пример из отношений обычных людей - поляков и русских: когда во время морского путешествия я вижу судно с российским флагом, я говорю: «Здравствуйте, я славянин, можно к вам?» - и меня с радостью принимают.

- Вы живете в Италии, путешествуете по всему свету, а кем сами себя считаете?

- Хм… (Задумывается.) Я считаю себя европейцем. И в то же время думаю, что в объединении Европы пользы меньше, чем негативных моментов. Я не понимаю, почему слово «глобализация» все произносят с улыбкой на лице. Ведь из-за нее народы теряют корни, теряют свою историю. Но существует понятие «европейская цивилизация», и в то же время мы видим, как в нее приходит исламская волна. Если раньше была угроза только от глобализации, то сейчас - еще и от войны цивилизаций. Это усложняет положение Европы, она загнана в угол. Нам видна только вершина айсберга, но то, что находится «под водой», уже необратимый процесс.

- Почему обязательно - «война цивилизаций»? Можно же решить вопрос полюбовно…

- Я враг номер один понятия «политическая корректность». С исламом нет бесед - эта религия, на мой взгляд, не допускает дискуссий. Если я еду в исламскую страну, то мне нужно относиться к ее жителям с вниманием, нельзя высказывать, что я против принципов их проживания и религии. Но когда они приходят в мой дом - они наводят свои порядки, говорят: «Этот крест мне не нравится - снимай его». Таким образом, мы теряем нашу цивилизацию. Это все очень опасно. А мудрые европейские лидеры говорят, что приезжим нужно дать возможность интегрироваться. Если среди эмигрантов есть хоть один человек на сотню, который готов к принятию европейских ценностей, это уже много. Но я не уверен, что этот один человек найдется.

Яцек путешествует по Сибири. Фото: palkiewicz.com

Яцек путешествует по Сибири. Фото: palkiewicz.com

- Яцек, вы создали свою школу выживания. Расскажите, что это за организация, как она создавалась?

- У меня нет легких путешествий - я иду туда, где мало людей. Если людей нет совсем - это лучший вариант. В своих странствиях я накапливал опыт выживания в экстремальных ситуациях, а потом понял, что этот опыт нужно передать другим. Школа выживания функционирует с 1983 года. В каждой стране есть различные элитные спецподразделения, но они являются элитой только на своей территории. В другой стране, например, в джунглях, они даже не знают, как шагать. Моей задачей было научить людей действовать в условиях среды, в которой они оказались или окажутся. Среди моих российских учеников - два Героя России, один генерал. Благодарности от моих учеников поступают из разных точек планеты: кто-то смог спастись, заблудившись в пустыне, другой - во время селя в горах.

- В нашей стране вы не впервые, а вспомните свое первое путешествие в Сибирь…

- Меня долго не пускали в Советский Союз. Однажды в гости ко мне попал министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе. Он приехал, а у меня на стене - карта России в три метра, матрешки на полке. Шеварднадзе спрашивает: «А вы часто ездите в Советский Союз?» Отвечаю: «Никогда не был - не пускают». Через две недели мне сделали визу. Я был в шоке. В Сибирь я влюблен с детства. В интервью сразу по приезде в СССР меня спросили: «Где бы вы хотели побывать у нас?» - «В Сибири», - сказал я. - «Но Сибирь большая - где именно?» И я начал перечислять: «Курильские острова, Камчатка, Командорские острова, Берингов пролив, Чукотка…» И дальше начал медленно уходить на запад. Свой план я осуществил и позже узнал, что не все даже московские журналисты могли попасть туда, где был я.

- Что же вас притягивает в Сибири?

- Дикая природа, которую не смог уничтожить человек. Уже потом на горизонте интересов появился сам сибиряк - сильный парень, открытый, чистый, хороший, крепкий. Но времена меняются - сейчас уже не то, что было 15 лет назад. Виноваты деньги и глоболизация. Если раньше в глубинке приглашали в дом и угощали просто так, сейчас уже задумываются: «А что мне за это будет?»

- В вашу школу выживания вы привнесли что-либо из путешествий по Сибири?

- Да, это глубокий контакт с природой, где в радиусе 200 километров нет следов человека - только медведей. С медведем я встретился на Камчатке в долине гейзеров. Я общался тогда с охотоведом Иваненко, который жил там несколько лет. В 200 метрах мы вместе видели мишек - он называл их по именам. Уже после этого случая я, будучи один, встретил медведя в 20 метрах! Я сначала думал: куда бежать? А потом поглядел ему в глаза - в голове в это время была уже пустота, совсем не понимал, что со мной. Медведь встал на две лапы - знак опасный, но все же потом он ушел. Через три года я узнал, что Иваненко разорвали медведи. Никто не знает причину.

- Вы были почти везде, видели в жизни все. О чем мечтаете, Яцек?

- У меня нет мечты. Если появляется мысль, я сразу начинаю работать. Не бывает такого, чтобы я думал: «Ну потом, потом». Я знаю: если оставлю на потом, то ничего не получится.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ЯЦЕКА ПАЛКЕВИЧА

В 1975 году Палкевич переплыл Атлантический океан от Дакара (Сенегал, Африка) до Джорджтауна (Гайана, Южная Америка) в пятиметровой спасательной шлюпке без радио и навигационных приборов. На это ему понадобилось 44 дня.

В 1996 году совершил под флагом Русского географического общества международную научную экспедицию, которая определила точное местоположение истока Амазонки. Палкевич «удлинил» реку до 7000 километров, то есть она на 300 километров длиннее Нила.

В 1998 году получил Гран-при «Янтарная бабочка» за лучшую книгу года о путешествиях.

Во время легендарной экспедиции к истоку Амазонки. Фото: palkiewicz.com

Во время легендарной экспедиции к истоку Амазонки. Фото: palkiewicz.com