Премия Рунета-2020
Новосибирск
+6°
Boom metrics
Политика18 февраля 2016 18:50

Новосибирские военные ставят на лыжи африканцев-разведчиков

Курсанты из Анголы, Конго, Мали, Мозамбика и Республики Нигер постигают великий и могучий, читая «Войну и мир» и разбирая автомат Калашникова [фото, видео]
Самое сложное для африканских курсантов - русский язык, сибирский климат и спорт.

Самое сложное для африканских курсантов - русский язык, сибирский климат и спорт.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Звучит команда:

- На лыжи становись!

Крепкие африканские парни синхронно присели и начали возиться с креплениями. Вокруг сугробы и сосны новосибирского Академгородка. Место действия - лыжня Высшего военного командного училища, в стенах которого иностранцам жить еще пять лет. Самое сложное, шутят командиры, понять русский язык и привыкнуть к холоду. А так дело за малым - выучиться на военного разведчика. Катаются курсанты не так уверенно, как седовласый тренер. Сразу понятно, биатлон в их странах не самый популярный вид спорта. Под скрип снега лыжи у многих разъезжаются, но парни упорно идут к красной табличке «Финиш». Провалить обучение в России им никак нельзя: африканские страны платят нашему Министерству обороны миллионы за муштру своих солдат. Да и сами курсанты прошли уже через многое, чтобы пролететь на самолете полмира.

- Сюда попадают лучшие из лучших, у себя на родине мы сдаем экзамены. Конкурс очень высокий - порой 100 человек на место, - не скрывает гордости курсант Рис Дел Оние. На родине в Конго он 10 лет проучился в военной академии. Когда приехал в Новосибирск, знал три языка: французский, испанский, английский. Теперь постигает великий и могучий.

Курсантов учат обращаться с оружием снайперов.

Курсантов учат обращаться с оружием снайперов.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Рис и его соотечественники учатся на специальном (так и называется) факультете. Там же обучают военных из Анголы, Мали, Мозамбика и Республики Нигер. Парни живут в общежитии по пять человек в комнате. Это вам не старая холодная казарма. Тут даже бильярдная и тренажерка есть - мечта любого мужчины.

- Как и российские курсанты, получают стипендию - 10 - 12 тысяч рублей в месяц в зависимости от звания. Военного билета у них нет и форма своя - ее им на родине шьют, потом досылают, обновляют, - рассказывает подполковник Вячеслав Алексеенко, и. о. начальника специального факультета НВВКУ.

Но если бы африканцы ходили только в родном камуфляже - не вылазили бы из госпиталя. Поэтому в Сибири им первым делом выдают теплые вещи. Те, которых в Конго или Анголе просто не купить. Например, зимние ботинки, шапку, бушлат.

А за тренером-то не угнаться!

А за тренером-то не угнаться!

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

- Я зимой прошлого года сюда прилетел. Конечно, первая эмоция была: «Снег! Это так красиво!» Я улетал из Конго, где было +30, а прилетел сюда в 30-градусный мороз! И в чемодане у меня были только футболки и наша легкая военная форма. Все! Так что вторая эмоция: «Как же у вас холодно!», - смеется 23-летний Патрик Обьябья. Он, кстати, лучше всех прошел круг на лыжах.

- Кто хочет, тот всегда сможет, - по-философски скромен Патрик. - Я очень хотел научиться кататься на лыжах, поэтому наконец-то стало получаться.

Патрик - из военной семьи. Отец его в свое время также прошел школу разведки в СССР. С детства рассказывал сыну про русских. Так у Патрика появилась мечта - увидеть снег.

Курсанты ходят в военной форме своей страны.

Курсанты ходят в военной форме своей страны.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

- Папа всегда считал, что русские нам братья. Когда он узнал, что мне выпал шанс учиться здесь, был счастлив, - вспоминает Обьябья. - Я приехал сюда, чтобы стать офицером у себя на родине. До этого я семь лет учился в военном училище Конго, затем два года в местном университете. И вот я приехал в Сибирь, здесь мы 10 месяцев учим русский язык, затем 5 лет обучаемся военной разведке.

- Помните, как осваивались на новом месте?

- Когда командир в первый раз отпустил меня в увольнение, ориентироваться в городе помогал один русский курсант, потому что даже вызвать такси или что-то купить поесть без знания языка было очень сложно. С тех пор мы с этим товарищем сдружились. И сейчас я понимаю слова отца про братьев - мне теперь Димка как брат!

- Ну держитесь, враги!

- Ну держитесь, враги!

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Построение, зарядка, рукопашный бой, тактика, стрельба, разбор Калашникова, кольта и автомата «Вал» - таков примерный список «уроков» у иностранцев. А кроме этого, приходится примерять противогаз вместе с защитным комбинезоном, а иной раз и акваланг: летом курсантов вывозят на озера, зимой - тренировка в бассейне. Каждые выходные - отдых с культурной программой: централизованный поход в музей, кино, зоопарк или оперный театр.

- Очень много спектаклей видели, - говорит Патрик. - Читаем книжки по-русски, в оригинале. Я начал читать «Войну и мир» Льва Толстого. Вообще мне очень нравится русская культура, даже к еде привык - борщ люблю. За год в России, мне кажется, я очень изменился. Прежде всего рост - я стал выше! А мускулы!.. Посмотрите, какой я здоровый мужчина. И конечно, голова - там сейчас так много знаний!

...На плацу африканцы нараспев исполняют речевку на своем языке. Ее перевод дословно звучит: «Кто учился хорошо - тот герой. Кто учился плохо - того убьют!» Для Африки, где военные конфликты не редкость, похоже, это не просто кричалка, а одно из главных правил.

Еще больше фотографий сибирских будней африканских курсантов смотрите здесь.