Премия Рунета-2020
Новосибирск
Общество29 января 2016 1:00

Лифт - опасная ловушка?

Горячую тему обсудили эксперты в ходе общероссийского телемоста в «Комсомолке»
В лифтовой кабине хочется быть уверенным в своей безопасности.

В лифтовой кабине хочется быть уверенным в своей безопасности.

Фото: Андрей КОПАЛОВ

Недавняя трагедия на северо-западе Москвы шокировала и всполошила всю страну. В столичном элитном жилом комплексе Алые Паруса погибла Ирина Володина, дочь известного советского телеведущего Евгения Кочергина. Женщина вместе с дочерью и няней пошли гулять во двор. Ирина шагнула в шахту лифта и… погибла. То ли кабины там не было, а двери открылись, то ли пол кабины обвалился. Тело женщины, летевшей с седьмого этажа, нашли следователи. К счастью, дочь и няня вошли в другой лифт и остались живы. По злой иронии Ирина Володина входила в группу активистов-жильцов, давно боровшихся за исправную работу лифтов, которые в доме зачастую ломались.

В пресс-центре новосибирской «Комсомолки» собрались эксперты: представители контролирующих органов, поставщиков лифтового оборудования и компаний по обслуживанию и монтажу лифтов. Все они приняли участие в общероссийском телемосте «Лифт - опасная ловушка? Безопасность лифтов - проблема российского масштаба». По видеосвязи в дискуссию вступили специалисты из Москвы, Ярославля, Саратова, Ижевска, Новосибирска и Красноярска.

КОНТРОЛЬ ОСЛАБЕЛ

Как выяснилось в ходе диалога, проблем в отечественном лифтовом хозяйстве предостаточно. Например, если раньше за безопасностью лифтов следил Ростехнадзор, то теперь эти функции разделены между четырьмя ведомствами: одно следит за эксплуатацией, второе - за монтажом, третье - за своевременностью ремонтов и замены узлов и агрегатов. Вот и получается по старой русской пословице: «У семи нянек дитя без глазу». Кроме того, в стране катастрофически не хватает специалистов по обслуживанию лифтов, их почти нигде не обучают. А механики зарабатывают мало, потому и вынуждены брать себе такое количество лифтов, за которым физически не успевают уследить (по 120 вместо 60).

В качестве выхода из ситуации красноярцы предложили ввести по всей стране единые тарифы на содержание лифтов, включая расходы на постоянное обслуживание, а также вернуть контроль за состоянием лифтов в ведение Ростехнадзора.

Горячую тему обсудили эксперты в ходе общероссийского телемоста в новосибирской «Комсомолке».

Горячую тему обсудили эксперты в ходе общероссийского телемоста в новосибирской «Комсомолке».

Фото: Влад КОМЯКОВ

В НОВОСИБИРСКЕ ХОРОШО, В САРАТОВЕ ТАК СЕБЕ

Еще одна сложность - далеко не во всех регионах страны на замену и модернизацию лифтов после положенных 25 лет службы выделяются достаточные объемы финансирования. Цифры по ремонту лифтов в Новосибирске вызвали, к примеру, зависть жителей Саратова, которым в ближайшие годы нужно менять и ремонтировать 2,5 тысячи лифтов, на что потребуется 4 миллиарда рублей.

По данным Елены Левшановой, начальника управления по жилищному фонду регионального министерства ЖКХ и энергетики, в 2012 - 2014 годах в городах нашего региона: Новосибирске, Оби, Краснообске, Искитиме, Линево, Куйбышеве - были заменены и модернизированы почти 2 тысячи лифтов, отработавших свой срок. В прошлом году заменили и обновили еще 518 лифтов. В планах этого года - модернизация 31 лифта, а если будет возобновлена региональная программа по капремонту - это позволит отремонтировать еще 250 лифтов.

В городе Новосибирске за 2012 - 2015 годы заменили 4483 лифта в рамках муниципальной программы, которая предполагала участие в софинансировании собственников жилья. Замначальника департамента энергетики и ЖКХ города Сергей Елисеев отметил, что в 2016 году в Новосибирске также остается потребность в замене лифтов - порядка 195 подъемников, и сейчас городские и областные власти решают, каким образом будет финансироваться эта программа.

Исполнительный директор регионального Фонда модернизации ЖКХ Татьяна Кожевникова поспешила успокоить новосибирцев: все дома, в которых требуется ремонт лифтов, будут включены в региональную программу по капремонту. И те лифты, которые по нормативному сроку службы подлежат замене или модернизации в 2016 году, обязательно в нее попадут.

В то же время Татьяна Львовна напомнила, что существуют два способа накопления средств на капитальный ремонт - специальные счета и так называемый «общий котел». Половина всех лифтов находятся в домах, которые копят деньги на спецсчетах, и в них собственники должны будут самостоятельно отремонтировать лифты.

ДВОРНИКА ВИДЯТ ВСЕ - МЕХАНИКА НИКТО

В ходе дискуссии был отмечен и такой момент: новосибирцы, само собой, хотят лифты хорошие и уютные, надежные и качественные. А вот платить за их обслуживание, тем более по более высоким тарифам, которые и предполагают качественный сервис, никто не рвется.

- Я считаю, вопрос безопасности не подлежит обсуждению: это же не выбор цвета краски для стен подъезда и не цветы на газоне, - рассказал Леонтий Коновалов, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области. - Думаю, что управляющие организации должны больше объяснять населению, какие работы они ведут, и почему это столько стоит. Большинство собственников видят, как убирает дворник и как моет техничка, а как работает механик лифта - не видит никто. А ведь это же услуга - и ее нужно уметь продать.

Кстати, Государственная жилищная инспекция до 15 февраля проверит все лифты в регионе на наличие договоров обслуживания, страховых договоров на причинение вреда и технический регламент. Пока нарушений не выявлено - по словам Леонтия Геннадьевича, наш город и область подходят весьма ответственно к вопросу содержания лифтового оборудования.

Артем Васильев, генеральный директор группы компаний «Первая эскалаторно-лифтовая компания» («ПЭЛК»).

Артем Васильев, генеральный директор группы компаний «Первая эскалаторно-лифтовая компания» («ПЭЛК»).

Фото: Влад КОМЯКОВ

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

«У нас своя школа электромехаников»

Артем Васильев, генеральный директор группы компаний «Первая эскалаторно-лифтовая компания» («ПЭЛК»):

- На самом деле лифт совсем не опасен, если за ним хорошо следить. Квалифицированный механик с золотыми руками в состоянии в одиночку обслуживать по 30 - 40 лифтов.

Наше предприятие действует на рынке лифтового оборудования 10 лет, из 320 человек, которые у нас работают, львиная доля - электромеханики и монтажники. В компании есть люди, отработавшие на оборудовании, представляющем мировые бренды, по 20 - 30 лет, досконально знающие новейшие разработки лифтостроения. Мы изначально решили работать на рынке с новым оборудованием и поставили перед собой задачу найти лучший завод лифтов в Китае и обучить его сотрудников по нашим чертежам выпускать ту технику, которая нас устраивает.

Мы стараемся, чтобы проблемы, связанные с российскими лифтами, вообще нас не касались. Сначала мы только продавали экспортные лифты, но в какой-то момент поняли, что нам нужны свои инженеры и своя электроника, чтобы монтировать технику, оснащенную всем необходимым, отвечающую последнему слову безопасности. Так появился конструкторский отдел, а постепенно сложилась целая школа электромехаников, которые теперь занимаются наставничеством, передавая молодежи свой опыт и знания.

В прошлом году мы открыли свое производство подъемников - это первый шаг к производственной кооперации с нашим крупным китайским партнером.

Наша справка

Компания «ПЭЛК» пришла на рынок подъемного оборудования в 2006 году, является эксклюзивным представителем китайской компании CANNY Elevator CO., LTD, имеет 16 филиалов на территории России, Казахстана, Белоруссии и развивает дилерскую сеть.

В Новосибирске ПЭЛК укомплектовала лифтами CANNYтакие жилые комплексы, как Европейский, Гринвилл, Оазис, Ясный Берег, Нарымский Квартал, Рихард, Марсель, Уют и др. Осуществляется поставка подъемного оборудования CANNY для крупных торговых сетей, в числе которых «Ашан», «Леруа Мерлен», «Магнит», «Мария­РА» в различных городах России. В настоящее время сервисным подразделением ПЭЛК обслуживаются несколько мегамоллов «МЕГА» в крупных городах страны.

Адрес: Новосибирск, ул. Жуковского, 102 Тел. 8-800-333-89-79 (на всей территории России) www.pelk.ru, е-mail: lift@pelk.ru

Сергей Николаев, директор ООО «РегионЛифт».

Сергей Николаев, директор ООО «РегионЛифт».

Фото: Влад КОМЯКОВ

«Нужно ставить вопрос о восстановлении в законодательстве института обязательного повышения квалификации и аттестации работников и специалистов лифтового хозяйства»

Сергей Николаев, директор ООО «РегионЛифт»:

- Считаю, что нам необходимо вернуться к вопросу качественного обучения специалистов. В связи с исключением лифтов из категории опасных производственных объектов утратили свою силу требования законодательства об обязательной аттестации работников лифтового хозяйства в органах Ростехнадзора. Но именно государство прежде всего должно отвечать за безопасную эксплуатацию лифтов. Приведу пример на основе личного опыта. Во времена Советского Союза, когда я работал в шахте, очень большое внимание уделялось именно квалификации сотрудников и соблюдению ими всех необходимых должностных инструкций. В конечном итоге это давало ощутимый результат. Используемое оборудование тоже постоянно обновлялось либо проходило необходимую модернизацию. И все эти положительные процессы поддерживались именно государством.

Дугой немаловажный момент, требующий дополнительного освещения, - это присутствие на рынке маленьких недобросовестных фирм, которые зачастую опускают цены ниже минимума, демпингуют, переманивая таким образом заказчиков. Это создает нездоровую конкуренцию. Цены снижаются до того уровня, когда качественное производство работ становится просто нерентабельным, и это ни при каких обстоятельствах не может усилить безопасность.

В дополнение отмечу, что нам следует избавляться от «кабалы» импортных производителей, развивать и продвигать отечественные бренды и производителей. А то зачастую возникают такие ситуации, когда комплектующие и запасные части месяцами приходится ждать из Китая, а из некоторых европейских стран - еще дольше! Кстати, к нашему вопросу: лифты в жилом комплексе Алые Паруса стоят по той же причине - нет запчастей, их ждут по полгода!

Наша справка

ООО «РегионЛифт» - компания с более чем 20-летним опытом работы в монтажном и эксплуатационном производстве лифтового оборудования. Предприятие существует с 1996 года. Основные направления деятельности - поставка, монтаж, модернизация и обслуживание лифтового, эскалаторного и подъемного оборудования.

Адрес: Новосибирск, ул. Романова, 60 Тел.: (383) 210-50-34, 210-53-45 Сайт: www.regionlift.ru, e-mail: regionlift@mail.ru

Виктор Логунов, директор ООО «Сибирь-лифт».

Виктор Логунов, директор ООО «Сибирь-лифт».

Фото: Влад КОМЯКОВ

«Иностранные лифты и наши - большая разница!»

Виктор Логунов, директор ООО «Сибирь-лифт»:

- Все представляют себе разницу между российскими и зарубежными автомобилями. Вот и между лифтами, произведенными в нашей стране и за границей, тоже существует огромная разница. Импортные лифты в обязательном порядке укомплектованы такими компонентами, как источник бесперебойного питания для доставки и выхода пассажиров на ближайшей остановке кабины при внезапном отключении электропитания, частотный преобразователь для обеспечения комфортного движения кабины, точности остановок кабины, экономии электроэнергии, и многим другим. В российских лифтах все это тоже можно установить, но это будут дополнительные опции, за которые надо будет заплатить отдельно - и цена такого лифта значительно возрастет.

Правда, очень странно, почему тот же источник бесперебойного питания в обязательном порядке не устанавливается на каждом лифте. Вспомните, как весной прошлого года половинаЦентрального района осталась без электричества. В жаркую погоду люди оказались запертыми в лифтах на два-три часа! Аварийные бригады не смогли кого-то побыстрее вытащить из ловушек из-за пробок на дорогах. С источником же бесперебойного питания лифт всегда сможет высадить пассажиров на ближайшем этаже.

Наша справка

Компания ООО «Сибирь-Лифт» была основана в 1992 году. На ее базе с марта 2005 года было открыто официальное представительство Щербинского лифтостроительного завода (ОАО) - ООО Торговый дом «Щербинские лифты», г. Новосибирск. А также ООО «Сибирь-Лифт» является официальным российским представителем китайского лифтового завода EPSS. Основными направлениями деятельности предприятия являются поставка, монтаж, пусконаладка, техническое обслуживание, ремонт и модернизация всех типов лифтов, эскалаторов, грузовых подъемников, диспетчеризация лифтов.

Адрес: Новосибирск, ул. Фабричная, 55. 5-й этаж Тел.: (383) 210-32-46, 223-42-27 Сайт: www.sibirlift.ru, e-mail: sibirlift@yandex.ru

Владимир Литвинов, президент группы Компаний SKY GROUP.

Владимир Литвинов, президент группы Компаний SKY GROUP.

Фото: Влад КОМЯКОВ

«Для достойной жизни - достойные лифты»

Владимир Литвинов, президент группы Компаний SKY GROUP:

- Вот статистика: в 2015 году во всем мире был произведен один миллион лифтов. Из них 700 тысяч сделано в Китае, и только 6 тысяч - в России. Наша компания в состоянии делать до 3 тысяч качественных лифтов в год, но кто их будет покупать?

У российских застройщиков есть такая традиция: если они строят дом с квартирами категории эконом или суперэконом, то и лифт ставят такой же - «экономный». Лифты устанавливают, как правило, на последнем этапе строительства, когда денег у застройщика остается не так много. Поэтому строительная компания бежит за лифтами подешевле, комплектует их так, чтобы только получить разрешение Ростехнадзора. Получается, что застройщик пытается таким образом перехитрить судьбу.

Лифты, которые производим мы, оснащены 52 стандартными функциями, среди которых - и функция видеонаблюдения, причем все они входят в базовый комплект. Наша цель - изменить жизненные стереотипы. Если люди хотят жить достойно - значит, они должны окружать себя достойными вещами, в том числе и достойными лифтами, которые обеспечивают безопасность тем, кто ими пользуется! За безопасность надо платить!

Наша справка

Группа компаний SKY GROUP начала работать в 2008 году, в нынешнем виде существует с 2012 года. В состав SKY GROUP входит компания SKY LIFT, которая производит лифты для общественных и производственных зданий, а также для жилых домов.

Адрес: Новосибирск, 3-й пер. Крашенинникова, д. 3, оф. 102 Тел.: (383) 355-99-48, 239-69-73. Сайт: www.skylift-nsk.com, e-mail: skylift@gk-sky.com

Управляющий филиалом некоммерческого партнерства «Национальный жилищный конгресс» (НП «НЖК») в Новосибирской области Светлана Суворова.

Управляющий филиалом некоммерческого партнерства «Национальный жилищный конгресс» (НП «НЖК») в Новосибирской области Светлана Суворова.

Фото: Влад КОМЯКОВ

«Мы не хотим быть крайними в случае ЧП!»

Управляющий филиалом некоммерческого партнерства «Национальный жилищный конгресс» (НП «НЖК») в Новосибирской области Светлана Суворова считает: обвинения в адрес управляющих компаний в непрофессионализме лишены оснований.

- В управляющих организациях, входящих в СРО, трудятся квалифицированные работники, и все законы, регламентирующие порядок обслуживания лифтов как опасного объекта, они выполняют, - считает Светлана Суворова. - Результаты внутренней проверки членов СРО показали, что ни одна из наших управляющих организаций не обслуживает лифты без договора со специализированной организацией, все лифты застрахованы и имеют паспорта.

А генеральный директор одной из крупнейших управляющих организаций Новосибирска ЗАО «СПАС-Дом» Владимир Булычев убежден, что лифты на самом деле не самый главный источник опасности в многоквартирных домах.

- Есть гораздо более сложная проблема - это газ, - убежден Владимир Булычев. - А то, что сейчас происходит с проверками лифтов, - это кампанейщина. То же самое год назад было с мусором, когда нам показывали разные свалки. В итоге тогда получили оператора по вывозу мусора, а сейчас появится оператор по лифтам. Всем хочется, чтобы мы хорошо обслуживали лифты по тарифу 20 копеек - за большую сумму собственник никогда не проголосует. Даже в элитных Алых Парусах люди не хотели принимать более высокий тариф, чтобы лифты обслуживались нормально. Мы, управляющие компании, не писали Жилищный кодекс и не хотим быть крайними в случае таких ЧП! Но если бы тариф на лифты регулировался государством, требования к нам были бы законными.

генеральный директор одной из крупнейших управляющих организаций Новосибирска ЗАО «СПАС-Дом» Владимир Булычев.

генеральный директор одной из крупнейших управляющих организаций Новосибирска ЗАО «СПАС-Дом» Владимир Булычев.

Фото: Влад КОМЯКОВ

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«На лифт сверху упали грузы»

Что же случилось в высотке в столичных Алых Парусах? На этот вопрос ответил Алексей Захаров, вице-президент Национального лифтового союза из Москвы:

- В СМИ писали, что провалился пол, оборвались тросы и т. д. Но суть этого происшествия несколько в другом. Там была деформация грузов, они рассыпались и полетели вниз - на кабину на седьмом этаже, пробили заднюю стенку, и кабина встала поперек шахты. В эту заднюю стенку и провалилась пассажирка. И вместе с грузами оказалась на минус первом этаже. Причины еще выясняются, расследование продолжается. Конечно, жаль, что женщина погибла…

Наш собеседник добавил, что общественный резонанс, произведенный этой историей, помог на федеральном уровне поднять вопросы безопасности лифтов. А вот что за грузы могли упасть сверху на лифт, Алексей Сергеевич не уточнил. Но сказал, что, возможно, произошла деформация дома из-за огрехов при строительстве.