Новосибирск
Общество31 июля 2015 17:30

Суд объяснил, почему не заставляет Новосибирский оперный театр ставить классического «Тангейзера»

А юристы ищут самых первых зрителей скандальной оперы
Уже сейчас можно сказать, что история с «Тангейзером» стала главным скандалом года в культурной жизни Новосибирска.

Уже сейчас можно сказать, что история с «Тангейзером» стала главным скандалом года в культурной жизни Новосибирска.

Фото: РИА Новости

Юрист из Новосибирска Инесса Рябинина в начале июля потребовала показать ей классического «Тангейзера», обратившись с иском в Центральный районный суд. А уже в конце месяца получила отказ. Полный текст решения суда сибирячка получила на руки только сейчас, с ним ознакомились и корреспонденты «КП». Суть претензий зрительницы была проста: еще в марте она купила билет на оперу Вагнера, отдав за него 300 рублей, но от Вагнера в спектакле была только музыка - персонажи и само действие были изменены. Такой «апгрейд» особенно возмутил православных: на сцене Христос предавался плотским утехам с Венерой...

- По сути меня, как потребителя, обманули: обещали классику, а подсунули непонятно что, - возмущалась Инесса.

Возвращения денег за билет юрист не требовала. Хотела, чтобы ей показали обещанное - обычного, классического «Тангейзера».

- Тем более что было всего четыре показа спектакля из запланированных восьми, - продолжает Инесса (дело в том, что опера попала в опалу, и ее сняли с репертуара раньше времени). - Так что пусть показывают спектакль еще четыре раза, только в нормальном виде.

Инесса Рябинина предлагает всем зрителям скандальной оперы подавать в суд на оперный театр и обещает бескорыстно помочь в оформлении заявлений.

Фото: Андрей КОПАЛОВ

Суд отказал в иске по нескольким причинам. Во-первых, выяснилось, что на сайте оперного театра был опубликован план постановки. Во-вторых, не ведать, что опера будет «с изюминкой», Инесса не могла: в марте все СМИ шумели о «Тангейзере» - выходит, зритель знал, на что идет, а значит, с театра никакого спросу.

- Когда именно появился анонс «Тангейзера» на сайте оперного, в суде так и не было выяснено. К тому же из этого анонса следовало, что зрителям будет представлено либретто Вагнера, но мы нашли договор на создание нового либретто в авторстве с некой Ольги Федяниной, которой за это было заплачено оперным театром 172 тысячи рублей. Так все-таки чье либретто было использовано в скандальном спектакле? На суде нам так и не ответили. Такая таинственность объясняется, видимо, нецелевым использованием денежных средств, - предполагает другой юрист Константин Зиновьев.

Кстати, похоже, дело против оперного театра все-таки может быть выиграно, если найти самых первых зрителей постановки. Они-то уж точно не могли предположить, что на сцене их ожидает Христос, распятый между ног блудницы.

- Если кто-то из первых зрителей готов побороться за свои права, то пускай звонят по телефону (383) 220-11-60, - говорят юристы, обещая, что денег за свою помощь с таких клиентов не возьмут.

Суд отказал в иске сибирячке. Основание: она знала, что идет на скандальный спектакль, - ее предупредили СМИ.

ДОСЛОВНО

«Она не испытала того наслаждения, на которое, согласно Конституции, имела право»

Самые яркие выдержки из решения Центрального районного суда, которые отражают содержание конфликта сторонников и противников кулябинского «Тангейзера»:

5 марта 2015 года истцом был приобретен билет на посещение 14 марта 2015 года в 17.00 Новосибирского государственного академического театра оперы и балета - на постановку «Тангейзер».

Фактически истцу было предоставлено иное произведение, в котором звучала музыка Вагнера с исполнением оригинального текста, но с абсолютно иным сюжетом и персонажами, по произведению иного автора.

Истица не просит ответчика исключительно для нее поставить новый спектакль, при этом она не может обратиться в суд от своего имени в интересах неопределенного круга лиц, она лишь просит привести постановку в соответствие с той информацией, которую распространял ответчик.

Истица указывает в том числе на ненадлежащее качество оказанной ей услуги, поскольку в постановке не было «состязания певцов», она не испытала того наслаждения от искусства, на которое, согласно Конституции РФ, имела право.

Является общеизвестным и в силу положений ст. 61 ГПК РФ не требует доказывания тот факт, что по состоянию на 5 марта 2015 года СМИ, как общероссийские, в том числе и новостные программы, так и местные, активно обсуждали премьеру оперы «Тангейзер», премьерный показ которой был осуществлен в декабре 2014 года, при этом предметом обсуждения являлась именно сюжетная линия данной постановки. Учитывая данное обстоятельство, суд пришел к выводу, что, приобретая 5 марта билеты на премьеру оперы «Тангейзер», истица не могла не знать того обстоятельства, что сюжетная линия постановки не будет соответствовать оригиналу сюжетной линии оперы Р. Вагнера «Тангейзер».

СООБЩАЕМ ПОДРОБНОСТИ

Против «Тангейзера» не стали возбуждать уголовное дело

Дело против скандальной оперной постановки «Тангейзера» можно считать закрытым. А уголовное - даже не начавшемся. В следственном комитете без малого месяц отсматривали видеозапись, сделанную в зале Новосибирского театра оперы и балета. Искали, есть ли в опере признаки 148-й статьи Уголовного кодекса – «Публичные действия, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

- Их нет, нами принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, - коротко комментирует представитель Следственного комитета по Новосибирской области Анастасия Кулешова, ставя точку в спорах о нашумевшей постановке. Опера оказалась все-таки в законе (подробности)

КСТАТИ

Борис Мездрич: За «Тангейзер» мы заплатили Стигу Андерсену 6,5 миллионов рублей, но это небольшие деньги!

Бывший босс Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич дал большую пресс-конференцию. Прервать свое молчание (а Мездрич зарекался не общаться с журналистами из-за усталости - прим. авт.) решил после того, как увидел выступление перед прессой нового директора - Владимира Кехмана. Тот рассказывал, что оперный достался ему в запущенном состоянии: пуантов балеринам не хватает, а оркестр жалуется, что играет на старых струнах. Средняя зарплата, по словам Кехмана, для федерального театра просто смешна - 20 тысяч с копейками... Так что первым делом затеял бизнесмен там ремонт и пообещал всем выписать премию (подробности)

МНЕНИЕ Режиссер Андрей Звягинцев: «Запрет «Тангейзера» – это бойкот Конституции» Автор «Левиафана» заочно принял участие в новосибирском митинге за свободу творчества. А также ответил на несколько вопросов от радио «Комсомольская правда». – Андрей Петрович, почему Вы решили пусть заочно, но присоединиться к акции? – К сожалению, я не видел спектакля, и потому не имею морального права защищать его. Но я защищаю право художника на высказывание. Моя позиция проста: художник высказался, и это его право. Ваше право – не соглашаться с его высказыванием, для этого и существует общественная дискуссия. Государство не может регламентировать высказывание автора. Свобода прессы, свобода слова, отсутствие цензуры – это те незыблемые основы, которые пропечатаны черным по белому в главном документе Российской Федерации – в Конституции. И никто не вправе подвергать их ревизии (подробности) Протодиакон Андрей Кураев: Если часть людей считает, что им плюнули в душу, постановщики должны были объясниться …С Андреем Кураевым мы встречались 4 апреля в пресс-центре Новосибирского союза журналистов. Хотя протодиакон и был одет в черную рясу, от шаблонного образа священника он был далек: в ожидании разговора переписывался с кем-то на своем мобильном, да и огромного креста напоказ на нем не было. - Мне непонятна ситуация с Оперным театром. Вы, театралы, – служители слова, но помимо этого у вас есть другие средства воздействия на зрителей: выражение глаз, актерское искусство, костюмы, декорации, музыка. И если вы видите, что после послания, которое вы даете залу, часть людей считает, что вы им плюнули в лицо, мне кажется, это повод побежать вслед тем людям и сказать им: «Давайте объяснимся, извините» (подробности) «Тангейзер»: дело закрыто, а тема - нет На радио «Комсомольская правда» мы попыталась взвешенно и досконально разобрать ситуацию вокруг нашумевшей оперы, выслушав разные точки зрения. Споры о «Тангейзере» с каждым днем становятся все жарче, а история обрастает новыми гранями. Но давайте вспомним, с чего, вообще, началось противостояние тех, кто выступает за и против скандальной постановки (подробности)

МНЕНИЕ

Режиссер Андрей Звягинцев: «Запрет «Тангейзера» – это бойкот Конституции»

Автор «Левиафана» заочно принял участие в новосибирском митинге за свободу творчества. А также ответил на несколько вопросов от радио «Комсомольская правда».

– Андрей Петрович, почему Вы решили пусть заочно, но присоединиться к акции?

– К сожалению, я не видел спектакля, и потому не имею морального права защищать его. Но я защищаю право художника на высказывание. Моя позиция проста: художник высказался, и это его право. Ваше право – не соглашаться с его высказыванием, для этого и существует общественная дискуссия. Государство не может регламентировать высказывание автора. Свобода прессы, свобода слова, отсутствие цензуры – это те незыблемые основы, которые пропечатаны черным по белому в главном документе Российской Федерации – в Конституции. И никто не вправе подвергать их ревизии (подробности)

Протодиакон Андрей Кураев: Если часть людей считает, что им плюнули в душу, постановщики должны были объясниться …С Андреем Кураевым мы встречались 4 апреля в пресс-центре Новосибирского союза журналистов. Хотя протодиакон и был одет в черную рясу, от шаблонного образа священника он был далек: в ожидании разговора переписывался с кем-то на своем мобильном, да и огромного креста напоказ на нем не было. - Мне непонятна ситуация с Оперным театром. Вы, театралы, – служители слова, но помимо этого у вас есть другие средства воздействия на зрителей: выражение глаз, актерское искусство, костюмы, декорации, музыка. И если вы видите, что после послания, которое вы даете залу, часть людей считает, что вы им плюнули в лицо, мне кажется, это повод побежать вслед тем людям и сказать им: «Давайте объяснимся, извините» (подробности) «Тангейзер»: дело закрыто, а тема - нет На радио «Комсомольская правда» мы попыталась взвешенно и досконально разобрать ситуацию вокруг нашумевшей оперы, выслушав разные точки зрения. Споры о «Тангейзере» с каждым днем становятся все жарче, а история обрастает новыми гранями. Но давайте вспомним, с чего, вообще, началось противостояние тех, кто выступает за и против скандальной постановки (подробности)

Протодиакон Андрей Кураев: Если часть людей считает, что им плюнули в душу, постановщики должны были объясниться

…С Андреем Кураевым мы встречались 4 апреля в пресс-центре Новосибирского союза журналистов. Хотя протодиакон и был одет в черную рясу, от шаблонного образа священника он был далек: в ожидании разговора переписывался с кем-то на своем мобильном, да и огромного креста напоказ на нем не было.

- Мне непонятна ситуация с Оперным театром. Вы, театралы, – служители слова, но помимо этого у вас есть другие средства воздействия на зрителей: выражение глаз, актерское искусство, костюмы, декорации, музыка. И если вы видите, что после послания, которое вы даете залу, часть людей считает, что вы им плюнули в лицо, мне кажется, это повод побежать вслед тем людям и сказать им: «Давайте объяснимся, извините» (подробности)

«Тангейзер»: дело закрыто, а тема - нет На радио «Комсомольская правда» мы попыталась взвешенно и досконально разобрать ситуацию вокруг нашумевшей оперы, выслушав разные точки зрения. Споры о «Тангейзере» с каждым днем становятся все жарче, а история обрастает новыми гранями. Но давайте вспомним, с чего, вообще, началось противостояние тех, кто выступает за и против скандальной постановки (подробности)

«Тангейзер»: дело закрыто, а тема - нет

На радио «Комсомольская правда» мы попыталась взвешенно и досконально разобрать ситуацию вокруг нашумевшей оперы, выслушав разные точки зрения.

Споры о «Тангейзере» с каждым днем становятся все жарче, а история обрастает новыми гранями. Но давайте вспомним, с чего, вообще, началось противостояние тех, кто выступает за и против скандальной постановки (подробности)