Премия Рунета-2020
Новосибирск
Победа27 апреля 2015 10:40

В небо над Новосибирском поднимется фронтовой МиГ-3, пролежавший в болоте 67 лет

Новосибирские реконструкторы восстановили легендарный истребитель, сбитый в самом начале Великой Отечественной войны
Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Второе дыхание самолетам дарят новосибирские авиареконструкторы. Из «ожившей» в Новосибирске техники можно было бы собрать целую эскадрилью. Умельцы восстановили четыре десятка самолетов, причем 19 из них подняли на крыло. Одна из последних работ - фронтовой МиГ-3. Именно на таком самолете в начале войны бил врага легендарный ас Александр Покрышкин. 9 Мая на параде в Новосибирске машину покажут публике. А «Комсомолка» узнала, как истребитель учили заново летать.

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Поисковики нашли МиГ-3 в 2008 году - машину засосало одно из болот Тверской области. Истребитель поднимали по частям: сохранилось далеко не все.

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

- МиГ был сбит в самом начале войны, - рассказывает Владимир Бернс, генеральный директор компании «Авиареставрация». - Крыло у самолета деревянное, хвостовая часть фюзеляжа - тоже, так что эти детали сгнили, остался только металл. Если процентов 5 от того, что достали, будет летать, это уже хорошо.

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

История самолета такова. В начале октября 1941 года над Тверской областью шли воздушные бои. Советская армия потеряла сразу несколько самолетов. Но один из летчиков выжил: лейтенант Иван Крапивко посадил подбитый МиГ на болото вблизи деревеньки Большое Веретье. Истребитель поглотила трясина, а авиатор смог спастись, отделался ушибом головы и вывихом руки.

- В тот раз ему повезло, но летом 1942 года война все-таки забрала жизнь летчика, - показывает архивные документы Владимир Бернс. Перед тем как восстанавливать самолет, специалисты досконально изучают его историю.

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Процесс реконструкции самолета - долгий. Истребитель смог взлететь в небо только в 2014 году.

- Мы работаем над несколькими самолетами одновременно. Поэтому нельзя сказать, что эту машину мы восстанавливали с 2008 года. Я думаю, в целом потратили года три, не больше, - говорит Владимир Андреевич.

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Над самолетом «колдовали» около 20 человек. Все деревянные части были сделаны заново. Часть металлических конструкций тоже пришлось менять.

- Обязательно проводим химический анализ металла. Во-первых, самолет почти 70 лет пролежал в болоте, во-вторых, во время войны металла не хватало, и было много разных замен, какие-то временные решения. А мы восстанавливаем истребитель согласно проекту, - объясняет Бернс.

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Перед тем как взлететь в воздух, машина получает сертификат летной годности.

- Предъявляем документы, по которым восстанавливали истребитель, указываем ресурс самолета, даем гарантию, - описывает процесс Владимир Бернс. - Среднее время полетов в войну составляло 30 часов. А мы даем 800 часов и 20 лет службы, а потом эксплуатация уже по состоянию машины.

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Не каждый летчик-испытатель может справиться с раритетной техникой. У реконструкторов есть свои приметы и тонкости на эту тему.

- Летчики, пускай даже самые известные, лучшие, но начинавшие с реактивной авиации, на самолетах Великой Отечественной войны летать не могут. Нужно, чтобы летчик начинал с поршневой авиации. Мы на практике убедились, что все неприятности во время испытаний истребителей были связаны именно с летчиками реактивной авиации, - подметил реконструктор.

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

У новосибирских реконструкторов этот МиГ уже шестой по счету.

- Мы его облетали за две недели, это достаточно быстро. Иной раз летные испытания могут длиться и год, - говорит Владимир Бернс.

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Конечно, возникает вопрос: кто оплачивает самолетам вторую жизнь? Как правило, это богатые люди, увлекающиеся историей.

- В 1990-е годы заказчиками были сплошь иностранцы. Наши самолеты сейчас летают в США, Испании, Австралии, Германии. Уже потом появились российские заказчики. Самый надежный из них - бизнесмен Вадим Задорожный, который восстанавливает самолеты для своего Музея техники в Москве, - раскрывает секрет авиареконструктор.

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Когда реконструкторов спрашиваешь о самом сложном экземпляре, они называют Ил-2.

- Нашли его также в болоте, - вспоминает Владимир Андреевич. - Это самолет летчика Сабдарова и стрелка Титова. Летчик Сабдаров - наш земляк. Он из деревни в Кемеровской области, которая недалеко от Тогучина. Этот самолет - единственный летающий в мире Ил-2. Самым сложным для нас было восстановить ему броню, работали мы над ним без малого шесть лет!

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Российские авиареконструкторы - одни из лучших специалистов в мире. Но вот самолеты, которые они восстанавливают, как правило, покидают родную страну.

- Всего в мире более 2 тысяч летающих самолетов времен Великой Отечественной войны. А у нас в стране их только 11, - отмечает Владимир.

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Хозяева раритетной техники часто дают ее напрокат киношникам.

- Знаю, что у наших заказчиков брали самолеты для фильма «Фурцева. Легенда о Екатерине», еще про летчика Серова фильм был - там тоже наша техника летала, - гордится реконструктор. - Но чаще всего самолеты используют именно в зарубежных фильмах, наши режиссеры предпочитают компьютерную графику.

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Фото: предоставлено ЗАО «Авиареставрация»

Сначала на новосибирских реставраторов их зарубежные коллеги смотрели немного свысока: мол, делаете самолеты там у себя «на коленке», не умеете работать с авиационной древесиной. Однажды нашим это надоело, и Бернс поспорил с коллегой-англичанином Тони Дитериджем на ящик виски. Русские доказали, что наши технологии ничем не уступают иностранным. «Соревновались» канадская ель и английский клей «Аэродакс» с сибирской сосной (из Маслянино) и клеем К-153.

- Были проведены испытания по международной методике, их результаты доказывают, что наши материалы ничем не хуже, а в чем-то даже лучше, - уверяет Бернс.

Кстати, виски от Тони Дитериджа он ждет до сих пор...