Премия Рунета-2020
Новосибирск
+21°
Boom metrics
Общество18 апреля 2015 14:40

Автор «Тотального диктанта-2015» в Новосибирске раскритиковал блогеров и заступился за букву «ё»

Продиктовав текст в аудитории НГУ, писатель Евгений Водолазкин дал эксклюзивное интервью «Комсомолке»
Евгений Водолазкин диктует свой текст. Это отрывок из его новой книги «Авиатор».

Евгений Водолазкин диктует свой текст. Это отрывок из его новой книги «Авиатор».

Фото: Андрей КОПАЛОВ

Евгений Водолазкин читал текст в аудитории Новосибирского госуниверситета, на главной площадке «Тотального диктанта». Вещая перед тремя сотнями слушателей, писатель определенно испытывал дефицит общения. То и дело он комментировал озвученные предложения и даже, шутя, обыгрывал собственные строки.

Едва разновозрастные «студенты» поставили последнюю точку, перед чтецом выстроилась очередь за автографами. Некоторые, пользуясь случаем, о чем-то спрашивали «диктатора». А на кафедре вуза коллегу уже ждали для беседы новосибирские филологи. Так что интервью у Евгения Водолазкина нам пришлось брать в буквальном смысле на ходу. Благо, путь от аудитории до нужного кабинета оказался достаточным, чтобы обсудить самое главное…

В Мальцевской аудитории НГУ - аншлаг. Около 300 человек пришли написать текст под диктовку писателя Евгения Водолазкина.

В Мальцевской аудитории НГУ - аншлаг. Около 300 человек пришли написать текст под диктовку писателя Евгения Водолазкина.

Фото: Андрей КОПАЛОВ

«Я БЫ ВСЕМ ПОСТАВИЛ «ПЯТЬ»

- Евгений Германович, мне ваш диктант показался немного похожим на творческую встречу. Вы обращались к аудитории, шутили… И сложилось впечатление, что Вы нуждались в общении…

- Да, у меня очень много встреч, и не люблю, когда начинаю в режиме нон-стоп что-то вещать. Я люблю, когда меня перебивают, когда мы говорим, обсуждаем что-то. О значении диалога написал еще Бахтин (философ, культуролог, автор работ, посвященных стилистике и теории речевых жанров – примечание автора). Диалог – это основа драматургии. А когда существует настоящая драматургия, в частности, в общении с залом, или с аудиторией, то тогда получается по-настоящему захватывающе.

- Каковы Ваши впечатления от общения с тем залом, который мы только что покинули?

- Впечатления потрясающие! Замечательная аудитория! Если бы можно было каждый год приезжать сюда и писать с этой аудиторией, я бы точно приехал. Умная, тонкая, ироничная и, я уверен, хорошо пишущая. Я еще не знаю, как они написали, но, знаете, бывает, когда спрашивает профессор студента, он по глазам видит, что тот знает и ставит ему «пятерку». Так и здесь – по глазам этой аудитории, я бы поставил каждому «пять».

Мест хватило не всем: некоторые писали диктант, сидя на ступеньках.

Мест хватило не всем: некоторые писали диктант, сидя на ступеньках.

Фото: Андрей КОПАЛОВ

- Евгений Германович, знаю о Вашем неблагосклонном отношении к блогерам…

- У меня общего отношения к ним нет. Я персонально отношусь к ним в каждом случае. Но мне кажется, стоит писать о вещах, которые хорошо продуманы человеком. Понимаете, даже если они неправильны, но продуманы, и к ним человек относится серьезно, то это все равно - предмет для беседы и обсуждения. Но если человек бездумно транслирует сказанное им за день, или то, как он ходил от ванны к кухне… Блогеры иногда пишут невообразимые вещи. Я иногда смотрю и думаю: почему человек считает, что это должно интересовать всех?

Чем опасен блог? К человеку приходит мысль глупая (нет людей, к которым такие мысли не приходили бы), и если человек с ней недельку походит, он, может, от нее откажется, и не будет нигде публиковать. Но когда он печатает ее тут же по пришествии, он потом начинает кусать себя за локти, что он это опубликовал. Частая ведь история с блогерами, очень частая… Особенно с высокопоставленными. Поэтому - мой совет блогеру: подумайте неделю над теми вещами, которые вы собираетесь опубликовать, а потом печатайте. И тогда вы не будете об этом жалеть, и тогда деятельность блогера будет иметь смысл. Я понимаю, что есть горячие новости, еще что-то такое - это особый случай. Но те глупости, которые часто приходится читать, они возникают только потому, что человек не подождал неделю.

Проверить свою грамотность пришли и дети...

Проверить свою грамотность пришли и дети...

Фото: Андрей КОПАЛОВ

«Ё» МОЁ

- Вернемся к грамматике. Почему для людей плохо допускать ошибки в тексте?

- Да потому что это, в конечном счете, показывает их равнодушие к русскому языку. Есть, правда, ситуации, когда люди патологически безграмотны, причем это род какой-то психической болезни. Но это - редкий случай. А обычно это просто небрежность и отсутствие чтения явное. Потому что человек грамотным становится в первую очередь тогда, когда он много читает.

- Как Вы относитесь к аудиокнигам?

- Я сам аудиокниг не слушаю. Я даже не слушал «Лавра» и других моих текстов, которые были записаны на аудиодиски. Я принадлежу к тому поколению, которое воспринимало мир, прежде всего, глазами. Я ушами не все улавливаю. Мне надо, допустим, вернуться назад, когда я читаю текст, обдумать, сравнить фрагменты текста. Есть люди, у которых нет выхода. Допустим, они очень заняты и могут слушать что-то только в машине. Я их понимаю – они ставят диск и слушают. Но на самом деле лучший способ знакомства с книгой - это чтение.

...и пенсионеры.

...и пенсионеры.

Фото: Андрей КОПАЛОВ

- Текст, который вы читали – это, я знаю, фрагменты Вашей новой книги «Авиатор». Сильно изменили их ради «Тотального диктанта»?

- Изменил. Потому что надо было создать автономные фрагменты. Это ведь - часть повествования. Она в таком не препарированном виде не способна быть предметом чтения вслух. Поэтому мне пришлось, конечно, здорово переделать, а потом еще переделать на предмет сложности, чтобы это было сложней.

- Если Вы получаете письмо с ошибками, как реагируете?

- Ой, я проявляю терпение и даже не исправляю. Мне кажется, что исправлять можно только детей. Взрослых это обидит, поэтому я делаю вид, что не заметил.

Диктант шел почти час.

Диктант шел почти час.

- Во время диктанта вы заступились за букву «ё». Мол, хорошо бы вернуть ее постоянное применение. А разве чем-то опасно уйти от нее?

- Это не опасно. Видите, не опасно небритым ходить, не опасно зубы не чистить… Но, в общем, все эти вещи очень полезны и помогают в жизни. Если бы строка имела больше знаков верхних, она была бы гармоничней, это - симметрия.

«Ё» – прекрасная буква! Если я не ничего не путаю, ее ввел в русский язык Карамзин, и её никто не отменял. Редакторские правила гласят, что буква «ё» выставляется в том случае, когда можно что-то спутать, то есть в редких случаях очень. Но я бы ввёл её в постоянный обиход и самый широкий. Вообще, я скажу, нам не хватает букв с верхними знаками диакритическими, и об этом когда-то говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, что после реформы орфографии строка ушла чуть вниз, потому что буквы «д», «у» - они потянули вниз, а мачта буквы «ять» и еще какие-то вещи - это ушло. Поэтому давайте вернём «ё». Это, кстати, надо сказать Михаилу Прохорову – он даже выпустил «ё-мобиль». Тоже энтузиаст буквы «ё», и вполне справедливо.

Автор этой статьи Вадим Алексеев тоже решил проверить, насколько крепка его дружба с русским языком.

Автор этой статьи Вадим Алексеев тоже решил проверить, насколько крепка его дружба с русским языком.

Фото: Андрей КОПАЛОВ

«ХОРОШАЯ КНИГА – ЭТО КНИГА О СОВРЕМЕННОСТИ»

- Какие книги предпочитаете Вы?

- Я как член жюри «Ясной поляны» (ежегодная общероссийская литературная премия – примечание автора), должен прочитать несколько десятков книг, чем я и занимаюсь, поэтому я читаю сразу пять-десять книг. Можно много перечислять, но это все вещи, которые меня не особенно тронули, поэтому я их не буду называть.

Не совсем последнее из того, что я прочел, но на меня произвела сильное впечатление книга Алексея Варламова – «Мысленный волк». Также мне очень нравятся романы Александра Григоренко.

Подробнее о том, как в Новосибирске писали «Тотальный диктант», читайте здесь.

Как Евгений Водолазкин относится к «кросавчегам» и «преведам»? Что думает об опере «Тангейзер»? Как объясняет интерес людей к кроссвордам? Об этом и не только – в утреннем эфире на радио «Комсомольская правда»-Новосибирск». Интервью с автором диктанта можно будет послушать на волне 98,3 FM в Новосибирске, либо онлайн на странице в любой точке мира. Программа выйдет в эфир 20 апреля в 8.32 по местному времени (5.32 мск). Среди слушателей проведем конкурс на знание русского языка.

СООБЩАЕМ ПОДРОБНОСТИ

Журналист «Комсомольской правды» написал текст под диктовку Евгения Водолазкина и теперь делится своими впечатлениями

От центра Новосибирска до Академгородка ехать – километров тридцать. Но многие горожане в субботний день не поленились. Площадок «Тотального диктанта» в городе полно, только истинные любители русского языка устремились на главную. Туда, где читать текст предстояло его автору.

В третьем часу к НГУ уже стягивались люди… Студенты, школьники, офисные служащие, рабочие, пенсионеры. Захожу в корпус вуза без десяти три. Волонтеры - девчата в белых майках с надписью «Тотальный диктант» - пытаюсь управлять потоками людей:

- Мальцевская аудитория – уже полная. Если вы – на диктант, то вам надо подняться по лестнице, потом повернуть… Но не расстраивайтесь, Евгений Германович пройдет по всем аудиториям… (подробности)