Премия Рунета-2020
Новосибирск
+7°
Boom metrics
Звезды24 марта 2015 14:35

Алексей Крикливый о «православном ежике»: «Это признание в любви к нашей Родине!»

Накануне юбилея старейшего новосибирского театра мы поговорили с режиссером «Глобуса» о спорных моментах в современном искусстве [аудио, беседка «КП»]
Алексей Крикливый уверен, что «Тангейзер» не нарушил закона, а «Песни о Родине» - о Родине, а не о «православном ежике».

Алексей Крикливый уверен, что «Тангейзер» не нарушил закона, а «Песни о Родине» - о Родине, а не о «православном ежике».

Фото: Вадим АЛЕКСЕЕВ

Новосибирскому «Глобусу» в апреле исполняется 85 лет, а за несколько дней до юбилея на сцене покажут нашумевший спектакль «Песни о Родине». Впрочем, многие такого названия не слышали - постановка прогремела на всю Россию как «сказка о православном ежике» и, как это все чаще случается, задела чувства многих верующих. О современном искусстве и спорах вокруг него мы и решили поговорить с Алексеем Крикливым, главным режиссером театра, на Радио «Комсомольская правда». Начали разговор с темы, что же такое современное искусство и как давно о нем спорят.

- Перед театром всегда стоит вопрос, как найти для классики адекватную форму и придать ей современное звучание. Мы же ничего не знаем про те времена, да и театр - это не музей, а живое искусство сегодняшнего дня. Вот вы идете по улице, у вас определенное настроение. Вы заходите в театр и с этим настроением смотрите живой спектакль. В театре очень чувствуется энергетический обмен между зрительным залом и артистами, играющими на сцене. Поэтому все спектакли - современные: они происходят прямо сейчас, на наших глазах. Другой вопрос, что театральный язык иногда меняется, - говорит Алексей.

- А раньше были недовольные этим языком? Общественный ажиотаж вокруг постановок - это что-то новое или все-таки нет?

- Были! Например, в XVIII веке во Франции во время показа спектакля люди, пришедшие в театр, вставали и выясняли отношения прямо в зрительном зале. А после спектакля шли жаркие дебаты об увиденном. Всякое бывало. Если мы вспомним европейские перформансы конца XX века - их тоже принимали в штыки. А если вспомнить литературу, того же самого Беккета и театр абсурда, который сейчас стал классикой. А сначала он казался очень странным. Мне кажется, что нужно время, чтобы понять, что есть настоящее, а что нет. Мы сейчас находимся внутри ситуации и не можем до конца разобраться, что выживет, а что нет.

- Получается, споры были всегда. И недовольные постановкой «Тангейзера» - это не невесть какое явление...

- Смотрите, есть ряд событий, которые уже произошли. Было отвра... (поправляется) ужасное это дело. Дело закончилось, суд высказался. И я говорю: «Там нет ничего оскорбительного! Это произведение искусства, и причин для возбуждения против него дела вообще не было».

- Звучало мнение, что все эти споры были спровоцированы намеренно, что режиссеру Тимофею Кулябину захотелось пиара. Как думаете?

- Я бы не позавидовал такому пиару, честно скажу. Представьте себе на минуту художника, сделавшего этот спектакль, в котором задействован огромный труд большого числа людей. И чего стоит этот пиар? Этот пиар уничтожает внутренности людей, которые создавали спектакль. За всеми нашими разговорами стоят живые люди, вкладывавшие силу, энергию, стремившиеся сделать что-то хорошее, создать художественное произведение...

- Вашему театру от православных активистов тоже досталось. Вы являетесь одним из соавторов работы, которую в народе окрестили «сказкой о православном ежике», хотя официально постановка называется «Песни о Родине»... Сюжет неоднозначный: ежик хочет почти насильно крестить белочку, но в результате та во время таинства гибнет...

- У этого спектакля есть возрастное ограничение 18+, хотя ваши коллеги-журналисты разнесли, что на наш спектакль приходили дети, а потом к ним вызывали психологов. Но это же ложь чистой воды! У нас не было никаких детских истерик, потому что не было детей. Ни один нормальный человек, зная, что спектакль создавался для зрителей старше 18 лет, не приведет туда своего ребенка. Что касается ежика - люди цепляются за текст, который болтается в интернете, и начинают входить во взаимодействие с этим текстом, причем раньше на него никто особого внимания не обращал. Во взаимодействие не со спектаклем - с текстом. Потому что текст в интернете (рассказ «История о православном ежике» Майи Кучерской) и сценический текст - две совершенно разные вещи. Если текст в интернете наполнен конкретикой и хлесткой сатирой, то сценический текст - это притча. То есть мы провоцируем воображение, а не опираемся на конкретику. Мы рассказываем не о том, как кто-то кого-то уничтожил, а о страстях человеческих.

- Какая мораль у этой притчи?

- Грубо говоря, пускай растут все цветы. Это первое, что сейчас пришло на ум. Каждый человек имеет право на существование, на свою жизнь, на свое мнение. И если одно мнение пытается доказать, что оно сильнее, то это не всегда верный путь. Надо уметь договариваться. Вообще этот спектакль мы делали как признание любви к нашей Родине. Мы не стремились колупаться в каком-то грязном белье и вытаскивать его на свет: давайте мы сейчас им потрясем, и все будет прекрасно, мы будем удовлетворены и безумно известны. Нет! Это именно признание любви к нашей Родине, к разным ее проявлениям. Там три разные истории, и, когда они складываются в одно целое, возникает большая тема. Мне этот спектакль очень нравится, и он не делится: вот история про ежика, вот - про честного милиционера, а вот - про юнкеров. Он создает определенную картину нашего отношения к Родине. И нашей целью было не уничтожить любимую Родину, а воспеть!

- 4 апреля театр будет отмечать круглую дату. Что ожидать зрителям? Кстати, корпоратив у вас будет?

- Нет, корпоратива не будет. Все мероприятия будут направлены на взаимоотношения со зрителями, обязательно будут конкурсы и даже аукционы. Так что всех приглашаем отметить юбилей вместе с нами!

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Алексей Крикливый родился в 1974 году в Красноярске. В 1996 году окончил Красноярский государственный институт искусств по специальности «актер театра и кино» (курс профессора, народного артиста РФ Валерия Аркадьевича Дьяконова). В 2001 году окончил режиссерский факультет Российской академии театрального искусства (курс профессора, народного артиста РФ Леонида Ефимовича Хейфеца). С 2000 по 2003 год - режиссер Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина. С 2004 года - режиссер Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», с 2008 года - главный режиссер театра.

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» был основан в 1930 году. Сейчас располагается в здании 1984 года постройки, стилизованном под парусное судно, по адресу: улица Каменская, 1. А до 1980-х театр занимал здание Дома Ленина на Красном проспекте. Датой основания считается 4 апреля. Первая пьеса, сыгранная в театре для юных зрителей, - «Тимошкин рудник» Леонида Макарьева.