Премия Рунета-2020
Новосибирск
+3°
Boom metrics
Звезды4 февраля 2015 16:00

Андрей Звягинцев-младший: Хочу пожать брату руку. Но не знаю, как это сделать...

Новосибирская «Комсомолка» нашла сводного брата режиссера, с которым тот ни разу не виделся. Все сходство родственников заканчивается на имени: если Звягинцев-старший собирает кинопремии, то его полный тезка - грамоты от МВД [эксклюзив «КП»]
Звягинцев-младший (справа) и его сводный брат-тезка - знаменитый режиссер.

Звягинцев-младший (справа) и его сводный брат-тезка - знаменитый режиссер.

Фото: Вадим АЛЕКСЕЕВ

«…Выставил Россию в невыгодном свете: неумытую и пьющую. А сам живет припеваючи в Москве, получая статуэтки на престижных фестивалях», - вот главный упрек некоторых критиков Андрея Звягинцева. И мало кто знает, что у самого режиссера была в жизни своя социальная драма. Правда, в отличие от «Левиафана» она закончилась хеппи-эндом и восхождением на киноолимп. Накануне всероссийской премьеры картины и дня рождения ее создателя «Комсомолка» решила вспомнить, как Андрей Звягинцев пришел в кино. Путь оказался совсем не легким.

ДВА АНДРЕЯ

Звягинцев родился в Новосибирске в семье учительницы русского языка и милиционера. Родители развелись, когда мальчику было пять лет. Отец переехал служить в соседний сибирский город - Томск, где встретил другую женщину.

- В новой семье родился мальчик. И папа назвал ребенка тоже Андреем, - вспоминает Любовь Салеева, одна из школьных учительниц режиссера. - Когда наш Андрей об этом узнал, его это очень зацепило. Он переживал: «Как же он мог? Это же я - Андрей Звягинцев! Я один такой!» Это было еще в начальной школе. И с тех пор, я думаю, он решил для себя, что о нем еще услышат и заговорят. Хотя помощи, конечно, ждать откуда-то не приходилось. Жили они очень бедно.

Мама тянула сына одна, работая на двух работах - в школе и детском кружке.

- В то время почти при каждом ЖЭУ были творческие клубы. Мама Андрея устроилась туда, чтобы ей с сыном было где жить - тогда дворникам, слесарям и прочим работникам ЖЭУ выдавали квартиры. Вот так они и получили жилье в хрущевке на улице Гоголя, - описывает детство будущей знаменитости Салеева.

Семья еле сводила концы с концами, из-за чего, например, на групповом фото, сделанном в 8-м классе, Андрея нет.

- Просто у них не было денег на фотографию, - поясняет классный руководитель старших классов бывшей школы № 21 Лидия Кочетова. - Зато как же судьба распорядилась в итоге - теперь Андрей ни в чем не нуждается благодаря своему таланту.

Но тогда никто из преподавателей и не думал, что за партой сидит будущий претендент на «Оскар»: учился мальчик посредственно, звезд с неба не хватал. Зато в местном театральном училище сумели разглядеть будущую знаменитость. Туда Андрея зачислили сразу после 9-го класса.

Первая роль Андрея Звягинцева - лисенок Людвиг Четырнадцатый. Снимок сделан в 1982 году в новосибирском ТЮЗе во время спектакля «Никто не поверит». Справа - еще один спектакль 1982 года, в котором Звягинцев был задействован, - «Не помню».

Первая роль Андрея Звягинцева - лисенок Людвиг Четырнадцатый. Снимок сделан в 1982 году в новосибирском ТЮЗе во время спектакля «Никто не поверит». Справа - еще один спектакль 1982 года, в котором Звягинцев был задействован, - «Не помню».

ГЛАВНАЯ РОЛЬ… ЛИСЕНКА

- В то время в театральное принимали только с десятилеткой за плечами, то есть с оконченным средним образованием. Но, если абитуриент очень нравился, то на это условие глаза закрывали, что и произошло в случае со Звягинцевым, - рассказывает Людмила Трошина, заслуженная артистка России, актриса новосибирского театра «Глобус». - Поэтому Андрей одновременно учился и на первом курсе училища, и в 10-м классе школы.

Внешность у Звягинцева была подходящей для детских спектаклей, где его активно задействовали. В местном ТЮЗе Андрею досталось несколько главных ролей.

- У него интересное лицо - такой старшеклассник-хорошист. Очень приятные черты, - считает Григорий Шустер, актер новосибирского театра «Красный факел», а в прошлом - преподаватель Звягинцева в театральном училище. - То, что он станет режиссером, никто тогда и не думал. Уже сейчас вспоминаем, что между спектаклями и в антракте он постоянно читал книжки, занимался самообразованием.

Первый спектакль Звягинцева никак не вяжется с его последней работой «Левиафан». Это был не Чехов и не Достоевский, а сказка для подростков. В ней Андрей играл… лисенка.

- Спектакль назывался «Никто не поверит» - про лисенка Людвига Четырнадцатого, который влюбляется в цыпленка Тутту Карлсон, которую играла я, - улыбается Людмила Трошина. - Романтичная, нежная история, Андрей вживался в роль потрясающе.

По окончании Новосибирского театрального училища Андрея Звягинцева забрали в армию - в военный оркестр. Командиры к актеру относились лояльно: частенько отпускали на гражданку играть в спектаклях. Этот снимок сделан в 1984 году во время спектакля Гуманоид

По окончании Новосибирского театрального училища Андрея Звягинцева забрали в армию - в военный оркестр. Командиры к актеру относились лояльно: частенько отпускали на гражданку играть в спектаклях. Этот снимок сделан в 1984 году во время спектакля Гуманоид

ОТ ДВОРНИКА ДО «КАМЕНСКОЙ»

В 1984 году Звягинцев окончил театральное училище, но его тут же призвали в армию. Служил будущий режиссер в Новосибирском военном ансамбле - был конферансье. Командиры к актеру относились лояльно и частенько отпускали на гражданку - играть спектакли в местном ТЮЗе. Чтобы хватало на жизнь, актер брался за любую подработку. Поговаривают, что озвучивал даже индийские фильмы в местном кинотеатре.

После армии Звягинцев уехал покорять Москву - до 1990 года учился в ГИТИСе, и снова на актерском факультете. А после окончания вуза пошел... в дворники! Три года долбил лед и мел улицы - за это жил в просторной служебной квартире в старинном дворянском особняке прямо в центре Москвы.

- Я знал, что в столице ему было довольно трудно в бытовом плане, он постоянно где-то подрабатывал, были проблемы с жильем, питанием - все было очень непросто. Но все равно он пробивался, снимался в эпизодах. Так, однажды, включив телевизор, я его увидел в «Каменской», - говорит Григорий Шустер. - Затем он стал снимать рекламу. В общем, не сразу он взял и снял полнометражный фильм.

С начала 1990-х Звягинцев стал завсегдатаем только открывшегося тогда Музея кино. Ходил туда по несколько раз на день, смотрел фильмы самых талантливых режиссеров- особенно его впечатлил итальянец Микеланджело Антониони. И постепенно, спустя годы, он наконец-то понял, что хочет попробовать себя в качестве режиссера. Звягинцев дебютировал, когда ему было 39 лет, фильмом «Возвращение». И первая же его работа произвела фурор на фестивалях - сибиряк проснулся знаменитым. Еще бы - до этого «Золотого льва» присуждали только двум российским режиссерам - Тарковскому и Михалкову.

- То, чего Андрей хотел в детстве, чтобы о нем узнали и заговорили, случилось. Хотя, наверное, уже никто и не думал, что так будет: известность пришла очень поздно - когда Андрею было почти 40 лет. Но главное, что пришла, - рада за своего ученика Любовь Салеева.

Преподаватели бывшего театрального училища вспоминают, что у Андрея Звягинцева было идеальное лицо для игры в детских спектаклях - такого старшеклассника-хорошиста.

Преподаватели бывшего театрального училища вспоминают, что у Андрея Звягинцева было идеальное лицо для игры в детских спектаклях - такого старшеклассника-хорошиста.

«ЖЕЛАЛ БЫ УВИДЕТЬ БРАТА, НО НЕ ХОЧУ НАВЯЗЫВАТЬСЯ»

В Сибири за успехами Звягинцева следили не только учителя, но и тот самый сводный брат, который младше режиссера на 8 лет. Несмотря на то, что они полные тезки, сходство братьев на этом и заканчивается. Звягинцев-младший пошел по стопам отца: капитан полиции командует батальоном ГИБДД в Томске, к кино и театру не имеет никакого отношения. Но на премьеру «Левиафана» пойти собирается. Когда этот фильм завоевал «Золотой глобус», полицейский на своей страничке «ВКонтакте» написал: «Брат - молодчина!»

- Я был школьником, когда отец, царство ему небесное, рассказал, что у меня есть брат, которого зовут так же, как меня. Конечно, это было интересно, но, будучи ребенком, я все-таки особого значения этому не придал, - признается Звягинцев-младший. - А вот с возрастом захотелось с ним пообщаться. Здорово было бы увидеться, пожать ему руку, но как это сделать, не знаю. А самое главное, не представляю, с чего начать общение... Навязываться-то не хочется. У меня есть младшая сестра Анна, вот она вышла на Андрея несколько лет назад. Знаю, что они обмениваются СМС, постоянно поздравляют друг друга с праздниками. Я же о брате знаю только из СМИ.

- А ваш отец виделся со своим старшим сыном, когда тот стал режиссером?

- Да. Мама с папой тогда летали в Болгарию. Пересадка была в Москве, и вот в аэропорту они увиделись. Так что встреча у них была. Надеюсь, что и у нас она состоится, но пока, честно говоря, я еще не решаюсь. У Андрея 6 февраля день рождения, я брата никогда раньше не поздравлял, но сейчас через «Комсомолку» передаю ему самые теплые пожелания. Он всего добился сам, и я действительно им горжусь!

А В ЭТО ВРЕМЯ

Андрея Звягинцева хотят сделать почетным жителем Новосибирска

Новосибирские журналисты подкараулили областного министра культуры Василия Кузина с вопросом на горячую тему. Уроженец столицы Сибири Андрей Звягинцев штурмует киноолимп, получая призы различных международных фестивалей - может, в честь талантливого режиссера улицу назвать?

- Хорошая идея, - ответил Кузин.

А через пару часов многие интернет-ленты выдали: «Министр культуры предложил назвать одну из улиц Новосибирска в честь Звягинцева». Но чиновники из министерства уточняют: пресса с выводами поторопилась (читать далее)

Мэр Новосибирска: «Если жители решат назвать улицу именем Звягинцева, я поддержу!».

В Новосибирске продолжают обсуждать идею о том, чтобы назвать одну из улиц именем местного режиссера Андрея Звягинцева, чья картина «Левиафан» вызвала восторг у зарубежной публики и неоднозначное мнение у соотечественников.

- Меня просят выразить отношение к инициативе назвать одну из городских улиц в честь новосибирского режиссёра Андрея Звягинцева. Признаться, я не сторонник увековечивать имена людей еще при жизни. Человек жив, а вы спешите ему уже памятник воздвигнуть! Но в Новосибирске сложился особый порядок присвоения имен городским улицам и принимать решение должны жители – в конце концов, именно они будут на этих улицах жить, по ним ходить и ездить. Если такое решение будет – я его подпишу, не вижу в этом проблемы, - написал Анатолий Локоть в своем Фейсбуке.

А что об этом думаете вы? Нужна ли Новосибирску улица имени Андрея Звягинцева? Примите участие в нашем опросе (читать далее)

СКАЗАНО!

Владимир Бортко: Государство выступило продюсером для Звягинцева и имеет право говорить, что ему не нравится!

Полемика вокруг фильма ‪«Левиафан» не утихает. На сей раз по поводу картины Андрея Звягинцева высказался режиссер Владимир ‪Бортко, зампредседателя комитета Госдумы по культуре.

- Государство в данном случае выступает в качестве продюсера, а именно продюсер выбирает, что снимать, а что нет, - говорит Владимир Бортко.- И если государство платит деньги, оно имеет право спрашивать: «Что это такое?» А если деньги не платит, то и цензуры никакой нет - снимай что хочешь. Если фильм сделан на бюджетные деньги, то, конечно, государство может говорить, что ему что-то нравится, а что-то не нравится, что и происходит с картиной Звягинцева (читать далее)

КСТАТИ

Посмотрев «Левиафана» в интернете, зрители перечисляют деньги в пользу больных детей

«Левиафан» новосибирского режиссера Андрея Звягинцева будоражит интернет уже неделю. Многие успели посмотреть картину, когда появилась его пиратская копия на торрентах, а это значит, что потенциальных зрителей в кинотеатрах поубавилось. На защиту интеллектуальной собственности, а также выручки с проката встал поклонник Звягинцева - Вячеслав Смирнов. Он создал сайт «Левиафан-фильм», где предложил всем, кто незаконно посмотрел ленту, скинуться деньгами (читать далее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Левиафан» Звягинцева получил «Золотой глобус»

Безжалостная социальная драма Андрея Звягинцева "Левиафан" удостоилась второй по значению после "Оскара" голливудской кинопремии – "Золотого глобуса" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". В последний раз русский фильм получал "Золотой глобус" в 1969 году – это была "Война и мир" Сергея Бондарчука (читать далее)

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Клинический портрет

Стас ТЫРКИН

Триумф «Левиафана» на «Золотом глобусе» совпал со «сливом» картины в Интернет (продюсеры фильма не имеют к нему отношения), в результате чего познакомиться с ней получили возможность все желающие — почти за месяц до официального релиза в феврале. Реакция прогрессивной (и не очень) общественности, посмотревшей на новогодних выходных украденную копию, была парадоксальной (читать далее)

«Левиафан» и Моська

Вадим АЛЕКСЕЕВ

Чем больше наград получает фильм моего земляка и, считаю, очень талантливого человека, тем больше желчи изливают всякого рода рецензенты. Дескать, как смел Звягинцев показать миру ТАКУЮ Россию - с оборотнями в погонах, чиновником-подонком и мужиком, хлещущим водку (читать далее)

Мертвечина

Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ

Посмотрел фильм Звягинцева "Левиафан". Все, казалось бы, там на месте - и картинка хорошая, и артисты, и вечнозеленая голливудская история про положительного простого парня, которого парни плохие выгоняют из собственного дома, и типажи подобраны вполне правдоподобные, и действие движется, и не скучно.

Но какая же тухлая, вялая, тягостная ложь в каждом кадре и каждом слове.

Этот фильм буквально кричит о том, что сделан он с одной целью: во имя того, чтобы приличные люди в жюри приличного фестиваля дали ему приличную премию, а потом написали в своих газетах о том, как Звягинцефф смело показал этот рюсски koshmar.

Этакий Михалков наоборот: и если у Никиты Сергеевича сплошной бравый коззак за тсар-батюшка пьет с локтя, то здесь, наоборот, рюсски мьюжик от безысходност пьет свой водкА (читайте далее)

КАК ЭТО БЫЛО

Мститель за рулем бульдозера

Толчком для создания "Левиафана" послужила история Марвина Джона Химейера, наделавшая шуму в 2004 году (Звягинцев услышал о ней несколько лет спустя). Если не знать заранее, в окончательном варианте фильма прочитать прямые аналогии с этой историей не так-то легко – хотя в "Левиафане" герой тоже оскорбленный человек, и тоже присутствует бульдозер, картина в результате получилась о другом. Но и вспомнить реальный трагический сюжет сейчас нелишне (читать далее)