Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество4 февраля 2015 21:00

Сколько лет самолетам, на которых мы летаем?

Воздушные суда «в возрасте» в Беларуси по-прежнему не редкость [сравнение возраста разных самолетов «Белавиа»]
Недавно ее парк пополнился очередным самолетом - 15-летним американским Boeing 737-800.

Недавно ее парк пополнился очередным самолетом - 15-летним американским Boeing 737-800.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

В Беларуси один авиаперевозчик - компания «Белавиа». Недавно ее парк пополнился очередным самолетом - американским Boeing 737-800. Новый такой стоит около $100 миллионов, но «Белавиа» отдала за борт всего $28 миллионов. Самолету уже 15 лет, и до посадки в минском аэропорту он успел полетать в двух немецких и в канадской авиакомпании.

«Комсомолка» посмотрела, сколько лет другим белорусским самолетам, и разобралась, влияет ли возраст самолета на его надежность.

Как менялся белорусский авиапарк

После развала СССР компании «Белавиа» достались самолеты, принадлежавшие Белорусскому управлению гражданской авиации (это были Ту-134, Ту-154 и Ан-24) и авиакомпании «МинскАвиа» (Як-40, Ан-24 и Ан-26). С годами авиапарк обновлялся, самолеты советского производства заменялись импортными машинами.

Сейчас у «Белавиа» осталось лишь три отечественных самолета Ту-154. В основном они летают на чартерах, то есть рейсах, которые выполняются по заказу каких-то организаций, вне расписания. Например, именно на Ту-154 по заказу «Белоруснефти» летают в Сибирь гомельские нефтяники. Двум из воздушных судов по 24 года, одной «тушке» - 23.

Осенью 2003 года в аэропорт «Минск» прибыл первый самолет западного производства Boeing 737-500, взятый авиакомпанией в лизинг*. До Беларуси он восемь лет летал в американской компании Continental Airlines, полгода - в камбоджийской Mekong Airlines. Сейчас самолету 19 лет.

Второй такой самолет прибыл в апреле 2004 года. До этого борт семь лет летал в бразильской авиакомпании Rio Sul. Самолету 17 лет.

У других «Боингов», полученных нашей авиакомпанией, биография примерна та же - все бэушные, самому старому почти 26 лет. До прилета в Беларусь он отработал в авиакомпаниях Голландии, Норвегии, Англии и Литвы.

Новые самолеты «Белавиа» впервые приобрела в 2012 году, парк пополнили два бразильских Embraer-175. Прошлой весной авиакомпания купила еще два Embraer-195 - уже не в лизинг, а в собственность. Сейчас они выполняют рейсы практически во все города, куда летает «Белавиа».

Последнее приобретение авиакомпании, 15-летний Boeing 737-800, тоже взяли в лизинг. Через пару месяцев флот авиакомпании пополнит еще один бэушный Boeing 737-800. В 2016 году у «Белавиа» появится еще три таких самолета, уже новых. Заказ оценивается в $272 миллиона.

Средний возраст самолетов Ту-154М в «Белавиа» - 24 года.

Средний возраст самолетов Ту-154М в «Белавиа» - 24 года.

Средний возраст самолетов Boeing в «Белавиа» - 19,7 лет.

Средний возраст самолетов Boeing в «Белавиа» - 19,7 лет.

Средний возраст самолетов CRJ в «Белавиа» - 13,2 года.

Средний возраст самолетов CRJ в «Белавиа» - 13,2 года.

Средний возраст самолетов Embraer в «Белавиа» - 1,5 года.

Средний возраст самолетов Embraer в «Белавиа» - 1,5 года.

Возраст самолета - не показатель надежности

Мнение простого пассажира: чем хуже самолет выглядит, тем хуже он летает. Поэтому в интернете распространены комментарии, где пассажиры жалуются: краска в самолете сыплется, возле двигателей нагар, резина шасси «подгулявшая», обшивка салона возле иллюминатора отходит… Но, как утверждают авиационные эксперты, четкой связи между возрастом самолетов и количеством катастроф нет. Во всяком случае, мировая статистика такой связи не показывает: за последние пять лет самолеты в возрасте до 10 лет и от 10 до 50 лет падали примерно с одинаковой частотой.

- Нет никакой разницы в надежности между новым самолетом и тем, который прошел капремонт, - объяснил «Комсомолке» начальник комплекса наземного обслуживания авиакомпании «Белавиа» Виктор Фидельский. - У авиационных специалистов нет такого понятия, как надежность, связанная с годом выпуска. Существует авиационно-техническая база, задача которой - поддерживать самолет в летной годности.

К счастью, с момента основания авиакомпании «Белавиа» происшествий с жертвами не было. Самая крупная авария произошла ночью 4 февраля 2008 года в ереванском аэропорту «Звартноц». Самолет «Белавиа» СRJ-100LR при взлете опрокинулся на одно крыло и ударился им о землю. Лайнер развалился, и начался пожар. Из горящего самолета были эвакуированы 18 пассажиров и трое членов экипажа. 11 человек увезли в больницу, остальным помощь оказали на месте. Причиной катастрофы стала нехватка антиобледенительной жидкости.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Сейчас воздушный парк «Белавиа» насчитывает 27 самолетов: 16 американских Boeing, 4 канадских CRJ-100/200, 4 бразильских Embraer 175/195 и 3 отечественных Ту-154.

БУДЬ В КУРСЕ!

Что летает над нашими головами?

Над Беларусью проходят многочисленные воздушные коридоры, и подсчитать средний возраст пролетающих там самолетов нереально. Поэтому мы взяли те иностранные авиакомпании, которые регулярно летают в Минск.

Что летает над нашими головами?

Что летает над нашими головами?

* Лизинг - долгосрочная аренда имущества с последующим правом выкупа.

** По данным статистического портала airfleets.net.