Премия Рунета-2020
Новосибирск
+6°
Boom metrics
Общество23 июня 2014 12:40

Воры охотно выложат в сеть все, что сумели с прилавков спереть

У молодежи новое увлечение – обчищать магазины и хвастаться трофеями в Интернете! [портрет явления]
У молодежи новое увлечение – обчищать магазины и хвастаться трофеями в Интернете!

У молодежи новое увлечение – обчищать магазины и хвастаться трофеями в Интернете!

«Уже месяцев 5 этим занимаюсь, все начиналось с шоколадок и плавно перешло к тому, что за еду мы уже не платили, за последние 3 месяца из еды купили только 5кг картошки, все остальное освободили. Работаем с тян на пару, за один заход берем всегда по 1к на человека, за день бывает 3-4 захода. Питаемся теперь только самым дорогим, когда выбираем, что взять, основной критерий теперь цена. В среднем в месяц выносим на 80-100к. Я вот все думаю, чем это кончится, не может же это продолжаться вечно».

Шоплифтер легко поймет, о чем идет речь в гордом интернет-докладе. А остальным читателям попробуем «перевести на русский». Будет читаться примерно так: «Месяцев 5 обворовываем магазины. Вместе с девушкой берем продукты не больше, чем на тысячу рублей каждый, но ежедневно по 3-4 раза. В месяц выносим на 80-100 тысяч».

Если верить интернет-источникам шоплифтинг – магазинное воровство - зародился в Америке чуть ли не век назад. Но с появлением гипер-, супер- и пупермаркетов любители легкой наживы стали множиться и в России. Теперь тягу к безнаказанным кражам буквально возводит в степень Интернет. В Глобальной паутине жулики объединяются в группы и меряются списками. Списками трофеев.

Одна из участниц "интернет-банды": девушка хвастается новыми очками, сумочкой и браслетами.

Одна из участниц "интернет-банды": девушка хвастается новыми очками, сумочкой и браслетами.

ПРУТ РАЗЛИЧНЫЕ ТОВАРЫ: КНИГИ, ПЛАТЬЯ И… ГИТАРЫ

Во «ВКонтакте» я листаю стену группы, название которой и печатать-то нельзя. Назовём ее литературным синонимом «Украли». У пользователей принято сопровождать посты ценами и фотографиями.

«Футболка муж. 499+999, Комбезы 2х1500, Юбка джинс. 1799, Юбка в пол 1500, Топ 400+600+300, Рубашка 1500, Яга 4х80, Морской коктейль 2х130, Приправа 100, Форель 200, Милка 60. Итог: 11537», - судя по перечню, парочка успела сразу и переодеться и вкусно отметить шопинг.

«Прошлись по одному известному ТЦ. Поло lacoste-5500, Поло fred perry-3800, Футболка сборной России-3500. Итого:12800», - делятся успехами анонимные покупатели. Должно быть, ребята – настоящие футбольные фанаты, если в честь чемпионата мира меняют гардероб. Впрочем, среди шоплифтеров, вообще, полно и «спортсменов», и «книголюбов», и «музыкантов».

«В первый день я решил понять, что есмь шоплифтинг на практике и в соло. Посетил Ньюйоркер, Кроп, ну и книжный: -шорты бежевые - 999р; -платье (для подруги) - 999р; -кепка (для той же женщины) ~ 599р; -книга "Заводной Апельсин" (для украшения полки:3) - 261р; -книга "Ночной портье" - 309р.».

Воровские походы в книжные клептоманы вовсю обсуждают на форумах. Делятся советами, как незаметно выносить бестселлеры. Ну, чем не ценители хорошей литературы.

Но книжки – это, считай, что разминка для шоплифтера. Матерые воры способны на гораздо большее. Вот, например, одна из рекордных добыч – гитара «Squier Fender» за 25 тысяч целковых:

«Примотал Squier к спине скотчем так, чтобы не было видно контура гитары из-под одежды. Пока никто не видит, конечно. Шел я очень медленно, прихрамывая. Намеренно перед этим я навязал эластичный бинт на коленку поверх штанов, чтобы факт моей актерской игры объяснился сам собой».

Пользователи, коих в группе 15 тысяч – в основном старшеклассники и студенты, вовсю комментируют уловы, обсуждают нужность трофеев и, конечно, норовят переплюнуть своих предшественников. Не ровен час, кто-нибудь упрет и рояль. Но погоня за ценой – это, как правило, исключение. Вспомните первый пост – берешь с собой товар не дороже, чем на тысячу рублей. Это, можно, сказать профессиональное кредо шоплифтера. Ведь уголовный кодекс бессилен над мелкими воришками, и не карает за «дешевые» кражи.

«148 штук. презики. бесценно. Днепропетровск)», - делится успехами неизвестный эротоман.

А вот еще один: «Тут уже был пост про вибратор, вот и я зашел за игрушкой. Не спрашивайте, зачем мне это надо. Цена где-то 800-1000р.».

Та самая краденная гитара, да не одна! Может, кто-то признает в них свой товар?

Та самая краденная гитара, да не одна! Может, кто-то признает в них свой товар?

ПРОСТО ХОББИ

Промышляет шоплтифитном, в основном, молодежь. А вот сказать, что у этого «законного криминала» мужское лицо, нельзя. Девушки хоть и в меньшинстве, но тоже своего не упустят – уносят помаду, лак для ногтей, духи, шмотки… Да и ребята не скупятся на подарки для своих «половин».

- Почему этим занимаешься? – спрашиваем мы участника группы по имени Даниил.

- Нравится. Хобби…

- А с чего начал?

- Шокаладки, потом шмот.

- Не было денег купить?

- Не, деньги есть.

- Ну, а зачем тогда?

- Говорю же – хобби.

Мастеров магазинного воровства можно поделить на две категории. Те, кто, действительно, гонится за халявой, и те, кому просто в кайф хапнуть адреналина. Хотя для получения этого гормона шоплифтерам приходится постоянно набирать обороты и импровизировать. Они, словно шулер козырную карту, спрячут в рукаве хоть палку сервелата, хоть банку тушенки, они напихают в ботинки и труселя шоколаду и чупа-чупсов. А бутыль виски запросто выносится, примостившись между торсом родителя и орущим грудничком. Да, да, это совершенно реальные методы!

А банально вынося конфету в кармане шоплифтер эмоций не испытает. Ведь он хорошо знает о бессилии магазинного персонала, а значит – и о собственной безопасности.

- Бывало, что за день ловили до трех-четырех человек. Дети, которые берут сладенькое, вкусненькое, взрослые, как правило, что-то из элитного алкоголя, - делится с «Комсомолкой» Андрей, экс-сотрудник службы безопасности сети магазинов «Квартал». - У нас был один клиент, который попадал в поле нашего зрения практически каждый день, уезжал в полицию, но продолжал это делать. Брал, вообще, по мелочевке. То блок жвачки, то упаковку конфет, то какую-нибудь рыбу соленую. Видимо, человеку нравился сам процесс.

Фокус в том, что охраннику нельзя даже задержать жулика, будь он хоть трижды вор. Вызывать полицейских – пожалуйста, а сам руки распускать не смей. Впрочем, худо-бедно владельцы магазинов находят способы остановить убытки. Расставляют для устрашения слепые муляжи видеокамер, а по-настоящему завидев вора, бывает, блокируют выход из помещения. Это, конечно, не спасает. Поэтому, расходы и недостачи в итоге вычитают из зарплат кассиров и охранников. Да, в конце-концов, просто наценяют товары, чтобы компенсировать потери.

Можно сказать, рекордсмен сети: воровка уверяет, что весь ее шкаф забит краденным и демонстрирует трофеи.

Можно сказать, рекордсмен сети: воровка уверяет, что весь ее шкаф забит краденным и демонстрирует трофеи.

А ПОЛИЦЕЙСКИМ И ДЕЛА НЕТ

Но почему бы, наконец, не накрыть скопище клептоманов в том же Интернете, завести одно большое дело за хвастовство преступлениями? Хотя бы закрыть их группы, дабы те не множили опыт среди себе подобных?

В МВД о группе «Украли», оказывается, знают. Только поделать ничего не могут, ведь пострадавших от виртуальных клептоманов - ищи по всей России.

- Чтобы начать проверку этой группы отделу «К» (подразделение, осуществляющее борьбу с преступлениями в сфере компьютерных технологий), нужно заявление от пострадавшего. От магазина или охранника. Но таких обращений нет. Оперативники периодически конечно просматривают эту группу, вдруг, там всплывет какая-то вещь, которая была украдена и по которой написано заявление, но пока такой поиск не имел успеха, - прокомментировали «Комсомолке» в ведомстве.

В общем, нет заявления – нет дела. Глядишь, наша публикация и поможет владельцам супермаркетов и полицейским найти друг друга. Чтобы первые писали заявления, а вторые хотя бы удалили воришек из Глобальной паутины. Пусть их хотя бы отправят в реал, если за решетку - не могут. А сделать этого не велит кодекс. Ведь напомним, кража дешевле тысячи целковых – это не криминал, в уголовном кодексе прописан минимальный ущерб. Максимум за блок жвачки пропишут административное правонарушение, которое, попробуй-ка еще докажи. Каждый шоплифтер как пароль помнит фразу для крайнего случая: «Я не украл, просто забыл рассчитаться». Может, пора бы к таким стать построже?

- По поводу ужесточения наказаний нужно быть очень осторожными, часто таким образом развлекаются подростки, именно развлекаются, ищут острых ощущений и вменять за такое уголовную ответственность - это как стрелять из пушек по воробьям, - ответил нам депутат Госдумы РФ Дмитрий Савельев, к которому «Комсомолка» обратилась за комментарием. - Необдуманным ужесточением мер воздействия мы можем оказаться в ситуации, когда к уголовной ответственности будет привлечено лицо, которое толком даже не осознавало опасности своих действий.

Его коллега по Думе - депутат и до недавнего времени директор школы Вера Ганзя - более жесткая в своей позиции.

- Такие люди чувствуют себя совершенно безнаказанными. Требуется обязательно внесение изменений в уголовное и административное законодательство, чтобы неповадно было. Нужно ужесточать, - считает она. Но добавляет, что на днях - 17 июня - большинство депутатов не поддержало усиления наказания вот таким вот мелким воришкам.

В группе клептоманов уже 15 тысяч поклонников! А таких групп в Интернете - море...

В группе клептоманов уже 15 тысяч поклонников! А таких групп в Интернете - море...

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Все начинается с конфет!

Андрей Якутин, психолог:

- Клептомания привлекает подростков острыми ощущениями, какими-то пиковыми эмоциями. С этой же целью люди смотрят фильмы ужасов, занимаются экстримом и так далее. То есть подростку не хватает какого-то адреналина. Во-вторых, это романтизация криминала для молодежи. Вспомните те же фильмы про пиратов, кто такой пират - по большому счету человек, который занимается уголовно-наказуемыми делами. Ну и наконец, еще одна причина - дети всегда пытались выделиться. Он не умеет петь, рисовать, считать, зато выделяется таким образом. Хвастается в социальной сети видео или фотографиями своего таланта - но, увы криминального. И виноваты в таком поведении детей во многом взрослые. Если ребенок из приличной семьи идет воровать, значит родители для него не авторитет, а авторитет какой-нибудь дядя Коля из соседнего подъезда, который весь в наколках и отсидел в тюрьме. Значит, родители с ребенком так и не смогли найти общий язык или просто не общаются. Еще один вариант - в детстве не были оговорены четко все правила. Например, частая история: ребенок украл конфету, но вместо того, чтобы сделать ему замечание, родители умиляются, хихикают. Что ж, в следующий раз он уже украдет папино портмоне. Ребенок должен понимать неотвратимость наказания.

А как, по-вашему, бороться с шоплифтерами? Ждем ваших комментариев!