Премия Рунета-2020
Новосибирск
+14°
Boom metrics
Общество30 августа 2011 14:25

В Новосибирске обнаружился раритетный троллейбус

ЗиУ-5Д, долгое время считавшийся утраченным, найден любителями транспорта в виде сарая на колесах в трамвайном депо

Для всех, неравнодушных к истории новосибирского общественного транспорта, появился повод для радости. В Новосибирске удалось отыскать то, что долгое время считалось утраченным, а именно – кузов троллейбуса ЗиУ-5. «В чем же уникальность этой находки?», - спросите вы. А в том, что троллейбусы этой модели перестали колесить по улицам столицы Сибири около 30 лет назад. И когда встал вопрос о том, чтобы сделать ЗиУ-5 экспонатом музея Горэлектротранспорта (ГЭТ), выяснилось, что этих машин попросту не осталось – все они были списаны и порезаны на металл.

- Это была отличная, надежная и очень долговечная машина, - рассказывал «Комсомолке» в 2010 году Александр Штумпф, директор МКП «ГЭТ». – Их было очень много, они оставались на линии вплоть до начала 1980-х годов. Жаль только, для истории ни одного не сохранилось – подвижной состав тогда менялся регулярно, и в какой-то момент времена ЗиУ-5 просто закончились…

Дела давно минувших дней...

Но оказалось, что «старую гвардию» рано списывать со счетов – ЗиУ-5 в Новосибирске все-таки удалось отыскать! Инициатором поисков выступил Эдуард Копылов, работающий водителем троллейбуса в МКП «ГЭТ», а также большой энтузиаст истории электротранспорта.

За долгие годы троллейбус врос в землю, но при этом сохранился в неплохом и достаточно комплектном виде.

За долгие годы троллейбус врос в землю, но при этом сохранился в неплохом и достаточно комплектном виде.

- Насколько мне известно, ЗиУ-5 перестали выходить на линию в 1982 году, но надежда, что в окрестностях Новосибирска кузов этого троллейбуса удастся найти, все-таки оставалась, - поведал историю поисков корреспондентам «КП» Эдуард. – И вот, на интернет-форуме любителей транспорта проскочило сообщение о том, что ЗиУ модификации 5Д вроде бы стоит в одном из трамвайных депо Новосибирска. Вскоре удалось выяснить его местонахождение.

Оказалось, что ветеран троллейбусного движения, словно тот рояль из поговорки, притаился в кустах на территории филиала МКП «ГЭТ» № 5 «Правобережный трамвайный» (ранее – Октябрьское трамвайное депо – прим. авт.). И все эти долгие годы, с заваренными дверями и оконными проемами, он скромно служил сарайчиком-бытовкой для трамвайщиков. Видимо, коллеги из троллейбусного депо поделились в свое время этим кузовом после списания. Вместе с Эдуардом мы отправились посмотреть на внезапную находку.

- В целом, все могло быть гораздо хуже, - описал свои впечатления от увиденного Эдуард Копылов. – Кузов целый, родные двери на месте, даже остатки электрооборудования в наличии. Мне еще не довелось побывать внутри, но хочется верить, что и в кабине водителя хоть что-нибудь осталось. Жаль только, до ходового состояния его вряд ли удастся восстановить – запчасти от его преемника, троллейбуса ЗиУ-9 (682) тут не подойдут. Хотя, что-то из старых запчастей может найтись на наших складах…

Из кузова работники трамвайного хозяйства сделали склад.

Из кузова работники трамвайного хозяйства сделали склад.

Нашелся один - найдется и второй!

При осмотре кузова нам даже удалось обнаружить номер троллейбуса – под слоем зеленой краски просматриваются цифры «1053». Что говорит о том, что когда-то этот ЗиУ-5Д принадлежал Дзержинскому троллейбусному депо (ныне – филиал № 1 «Дзержинский троллейбусный» МКП «ГЭТ» - прим. авт.). Возможно, что-то удастся узнать у старожилов… Через щель в заваренных окнах нам удалось частично рассмотреть, что внутри троллейбуса – там оказалась мебель, по виду такого же почтенного возраста, как и сам ЗиУ-5Д…

В тот же день мы обнаружили еще один любопытный экземпляр. На территории ликвидированного Дзержинского трамвайного депо нашелся еще один кузов «пятерки» - на этот раз, ЗиУ-5Г. Этому раритету повезло гораздо меньше, чем «собрату» - у него отсутствуют двери, отрезана передняя часть… Но, тем не менее, в восстановлении он тоже может пригодиться.

- Ряд элементов можно позаимствовать и отсюда – молдинги, заднее окно, и прочие детали, - рассуждает Эдуард Копылов. – В таких условиях выбирать не приходится, поэтому придется собирать из двух машин одну – ведь чем больше у восстановленного троллейбуса будет родных деталей, тем в итоге он будет ценнее.

Другой кузов от ЗиУ модификации 5Г нашелся за Березовой рощей. Ему повезло меньше…

Другой кузов от ЗиУ модификации 5Г нашелся за Березовой рощей. Ему повезло меньше…

Часть ушедшей эпохи

В настоящий момент количество ЗиУ-5 разных модификаций, сохранившихся в России и странах СНГ, можно пересчитать по пальцам. Они есть в музеях городского транспорта Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Минска. Новосибирск может стать еще одним городом из этого списка. Хотя нужно отдавать себе отчет – быстро восстановить классический троллейбус не удастся. Скептики скажут – мол, и так проблем в городе хватает, зачем нужно возиться с этим старьем? Но ведь транспорт – это тоже часть истории Новосибирска, которая вызывает интерес у многих. К примеру, в том же Питере «воскрешенный» ЗиУ-5 регулярно работает на экскурсиях, и недостатка в заказах не испытывает…

- Работы предстоит немало, и в одиночку тут не справиться, - констатирует наш собеседник. – Но, по крайней мере, руководство МКП «ГЭТ» поддерживает такие начинания. Для начала эти кузова нужно вывезти на рембазу, и уже там конкретно смотреть, что к чему. И было бы неплохо побывать в Нижнем Новгороде или Питере - посмотреть на их музейные ЗиУ-5, или хотя бы связаться с теми людьми, которые восстанавливали эти троллейбусы и получить от них совета…

«Комсомолка» следит за развитием событий.

А вы можете что-нибудь рассказать о найденном троллейбусе № 1053? Или вам известны другие места, где можно найти транспортные реликвии? Ждем ваших откликов!

Кстати

Если у вас возникло желание принять участие или оказать помощь в восстановлении будущих музейных экспонатов городского электротранспорта, вы можете обратиться по номеру (383) 200-15-65.

Справка «КП»

Троллейбусы ЗиУ-5 производились в СССР с 1959 по 1972 год, всего было выпущено более 16 тысяч машин. В Новосибирске они появились в 1962 году, и более полутора десятилетий оставались основной моделью троллейбуса в городе. Сейчас памятью об этой эпохе остались лишь старые фотографии и два кузова, в свое время доставшихся новосибирским трамвайным депо…

…А на этом старом снимке площади Калинина их целых 5! Кто знает, может среди них и герои нашей сегодняшней статьи…

…А на этом старом снимке площади Калинина их целых 5! Кто знает, может среди них и герои нашей сегодняшней статьи…

Будем надеяться, что этого ветерана новосибирского электротранспорта удастся восстановить. Фото: Евгений НАЛИВАЙКО

Будем надеяться, что этого ветерана новосибирского электротранспорта удастся восстановить.

Будем надеяться, что этого ветерана новосибирского электротранспорта удастся восстановить.