2018-02-22T00:02:17+03:00

80 лет назад был основан Новосибирский завод имени Чкалова

Изначально на нем не собирались строить самолеты. Все изменилось в 1936 году… [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments2
Изменить размер текста:

В истории Новосибирска ключевую роль сыграла железная дорога, но со временем для молодого города не менее важной стала авиация. А все благодаря НАПО имени В.П. Чкалова, в рекордно быстрые сроки ставшему одним из ведущих авиапредприятий СССР. Но поначалу об авиации в Новосибирске никто не помышлял, ведь на территории нынешнего Дзержинского района изначально строился совершенно другой завод…

- В июле 1931 года был заложен первый камень в строительство завода Горного оборудования, который решено было возвести далеко от центра Новосибирска, - так начинают рассказ о своей истории в НАПО имени В.П. Чкалова. – Но спустя пять лет решением Совета труда и обороны предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод №153.

В Великую Отечественную войну завод имени Чкалова вошел под лозунгом «Полк в день».

В Великую Отечественную войну завод имени Чкалова вошел под лозунгом «Полк в день».

Авиазавод сразу же начал показывать отличные результаты – первый освоенный в Новосибирске самолет, легендарный истребитель И-16, был построен и успешно испытан уже в ноябре 1937 года. И с 1938 по 1940 годы заводчане передали на вооружение Красной Армии более 600 самолетов. Именно на И-16 Валерий Чкалов впервые в мире выполнил восходящий штопор. А когда Валерий Павлович погиб, по просьбе коллектива, новосибирскому авиазаводу было присвоено его имя.

Крещение войной

И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже на фронтах Великой Отечественной войны. Войны, которая навеки прославила завод имени Чкалова. К 1941 году в Новосибирске уже выпускался истребитель ЛаГГ-3, а позже у нас начали делать боевые машины Як.

- В Новосибирске, куда мы с матерью переехали после начала войны, самолетов хватало. Громадный авиационный завод им. В.П. Чкалова выпускал истребители конструкции Яковлева, и в хорошую погоду над городом гудело небо, везде носились голубые снизу, зеленые сверху Яки, даже выполняли пилотаж, - писал в своих воспоминаниях Борис Орлов, в те годы бывшей еще мальчишкой, а затем ставший известным летчиком-испытателем. - Видимо, в военное время не очень-то придерживались правила, запрещающего пилотаж над населенными пунктами. А я и мои друзья, Алька и Васька, во все глаза смотрели на самолеты, частенько забравшись на крышу нашего двухэтажного дома все поближе к небу, жалея, что нам еще долго ждать того дня, когда можно будет поступить в летчики…

С началом войны большая часть мужчин ушла фронт, и все производство легло на плечи женщин и 12-14-летних  подростков.

С началом войны большая часть мужчин ушла фронт, и все производство легло на плечи женщин и 12-14-летних подростков.

А истребители собирали такие же мальчишки и девчонки, только чуть постарше. С началом войны большая часть мужчин ушла фронт, и все производство легло на плечи женщин и 12-14-летних подростков, составивших более 70% коллектива завода. Они работали не покладая рук, и это – не просто красивое выражение, а суровая правда…

- К концу 1941 года завод выпустил первую партию истребителей Як-7 (21самолет), а за 1942 год их было построено 2 211, - гласит летопись НАПО имени В.П. Чкалова. - Такие результаты были достигнуты благодаря колоссальному труду рабочих и служащих, сутками не выходивших из цехов и перевыполнявших задания в несколько десятков, а то и сотен раз. За день на заводе собирали по 28-30 истребителей.

В Новосибирске был произведен практически каждый второй истребитель Як.

В Новосибирске был произведен практически каждый второй истребитель Як.

От пропеллеров – к турбинам

В Великую Отечественную войну 153-й авиазавод вошел под лозунгом «Полк в день». 36 тысяч Яков было построено в СССР с 1941 по 1945 год, и практически каждый второй из них был произведен в Новосибирске. С окончанием войны появились и другие задачи. 31 мая 1946 года на авиазаводе имени Чкалова было создано опытно-конструкторское бюро № 153 под руководством Олега Антонова, а 31 августа 1947 года в воздух впервые поднимается легендарный Ан-2. Но «гражданская» история завода продлилась недолго – в 1952 году КБ Антонова перевели в Киев, и чкаловцы вновь стали заниматься сугубо военными самолетами.

Уже в 1947 году завод перешел на производство реактивных истребителей – сначала МиГ-15, затем МиГ-17. А потом началось сотрудничество новосибирского авиапредприятия с ОКБ Сухого, продолжающееся и по сей день. Су-9, Су-11, Су-15, Су-24 – все эти грозные боевые машины имели новосибирское происхождение.

МиГ-17, один из первых реактивных истребителей, произведенных в Новосибирске.

МиГ-17, один из первых реактивных истребителей, произведенных в Новосибирске.

- В качестве памятных образцов у нас хранятся многие из самолетов, которые собирались на предприятии, - рассказали «Комсомолке» в НАПО имени В. П. Чкалова. - В частности это реактивные истребители Су-17, Су-24, МиГ-17, Як-28. Еще два - Су-9 и макет И-16 - мы отдали в детский лагерь «Чкаловец», там они находятся и по сей день.

В трудные 1990-е годы в Новосибирске начали собирать многофункциональный истребитель Су-34. Параллельно, в рамках конверсии выпускались двухмотороные грузопассажирские самолеты региональных линий Ан-38 в разных модификациях. Машина получилось удачной, но массовое производство наладить, увы, не удалось.

С Новосибирском связан и амбициозный проект холдинга «Сухой» - новый региональный авиалайнер Sukhoi Superjet 100 (SSj-100). Чкаловцы принимают участие в его создании, а Сибирский научно-исследовательский институт авиации проводил испытания самолета. Так что, новосибирское слово в авиационной промышленности страны все еще остается веским. И мы лишь можем пожелать, чтобы впредь НАПО им. В.П. Чкалова становилось только сильнее.

Сейчас Новосибирск является одной из производственных площадок новейшего лайнера Sukhoi Superjet 100

Сейчас Новосибирск является одной из производственных площадок новейшего лайнера Sukhoi Superjet 100

Еще больше материалов по теме: «Страницы истории Новосибирска»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также